, 20 Ноября
$ 66,0081
€ 75,3218
Предложения банков
Новости
Подробно


«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

16.10.2018, 19:00

Челнинские телеканалы готовятся к масштабной цифровизации, которая грянет в 2019 году с короткой отсрочкой на новогодние каникулы. Два общедоступных мультиплекса по 10 каналов, бесплатное цифровое качество, но приличные издержки для зрителей и потери для местных телекомпаний - чем обернется цифровизация для страны, в эти дни горячо обсуждают в регионах. Реформа прогнозируемо ударит по региональным и городским каналам, которые уже не смогут больше «врезать» свои программы в федеральный сигнал. Не всем еще удалось заключить с сетевыми партнерами договоры сплайсинга, которые позволят хотя бы рекламу продавать. Чего опасаются в Челнах, какие решения нашли или ищут, почему кабельные операторы оказались «между молотом и наковальней» - разбирался Chelny-biz.ru

«ЕСТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО РЕШЕНИЕ ВСЕ ЖЕ ОТЛОЖАТ. ПОТОМУ ЧТО ПОКА СТРАНА НЕ ГОТОВА»

Минкомсвязи РФ на днях объявило о том, что переход на цифровое эфирное телевещание в России откладывается на две недели – с 1 января 2019 года на 15 января. С нового года жителям всей страны станут доступны два мультиплекса по 10 каналов ТВ и три радиоканала. В цифровом качестве и бесплатно, но при условии, что телевизоры способны принять такой сигнал. Россиянам, которые, как известно, долго запрягают, дали еще две недели (новогодние каникулы), чтобы купить либо современный телевизор, либо цифровую приставку к старому.

С 2019 года эфирное аналоговое телевидение (через домовую антенну) не исчезнет вовсе, но государство перестанет его финансировать. Коммерческие каналы могут остаться «в аналоге», если это будет для них экономически целесообразно.

Между тем сетью цифрового эфирного телевещания власти планируют охватить более 98% населения. Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин на днях сообщил «Известиям», что, по данным исследований, «сегодня меньше 10% граждан живут вне цифрового телевидения, а в ряде регионов их только 2–3%». Он также заметил, что обычный человек «никогда не смотрит больше шести каналов постоянно, сколько бы их у него ни было», а потому два мультиплекса – это те каналы, которые россияне выбирают в 90% случаев.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

В регионах с такими раскладами не были согласны и на заре цифровизации, и сейчас, поскольку под удар попадают местные телекомпании. И сегодня руководители надеются, что «цифру» вновь отложат, как это случалось не раз.

– Мы разговаривали на разных уровнях с людьми, которые имеют отношение к этому процессу, и есть предположение, что решение все же отложат. Потому что пока страна не готова, – говорит Зульфия Султанова, руководитель телерадиокомпании «Чаллы ТВ», директор филиала «Татмедиа» в Набережных Челнах. – Будет достаточно много зрителей, которые пострадают от этого решения. Прежде всего, это малоимущие жители, у которых телевизоры старых моделей, приставки не куплены. Есть предпосылки, что решение опять будет отложено. Если даже нет, то не думаю, что мы очень серьезно пострадаем. Мы сейчас осуществляем вещание на федеральном канале «Пятница», который в первые два мультиплекса входит, и на республиканском канале «Татарстан 24», созданном как раз в преддверие этого события и объединившем все филиалы «Татмедиа». «Татарстан 24» сейчас на 22-й кнопке. Это достаточно ближняя кнопка. Поэтому, наверное, и в соцпакете мы будем присутствовать, и думаю, зрителя не потеряем. Во всяком случае у нас есть кому об этом думать – головному офису в Казани.

Зульфия Султанова отметила, что идет подготовка к 15 января, но детали разглашать не стала. До сих пор ведутся переговоры о том, чтобы сохранить «Чаллы ТВ» на обеих кнопках. Под вопросом – сможет ли челнинская телекомпания продавать и транслировать рекламу на цифровой «Пятнице».

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

Технически это возможно. Для удовлетворения потребности вещателей в местной рекламе разработано решение бесшовной врезки рекламы в поток мультиплекса. Вставка рекламы производится с помощью специального устройства — сплайсера в согласованное с вещателем время. Процесс назван сплайсингом (по аналогии с биологическим процессом вырезания последовательностей из молекул РНК и сшивания). К примеру, у ГТРК «Татарстан», которая сохранит программы на «Россия 1» и «Россия-24», врезка рекламы будет происходить в четырех точках – в Альметьевске, Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске.

Региональный контент в цифровой сигнал зашивается с помощью технологии распределенной модификации программ (ТРМ). Сигнал федерального мультиплекса разделяется на независимые транспортные потоки. В одном потоке передаются телеканалы, не требующие региональной модификации. В других – теле- и радиоканалы, подлежащие модификации. В региональном филиале РТРС производится местная врезка в нужные каналы, и только они второй раз отправляются на спутник для доставки на ретрансляторы региона. Ретрансляторы, оборудованные специальным устройством — реплейсером, заново «сшивают» мультиплекс, включая в него телеканалы с местным контентом.

Правда, тут не без издержек: могут возникнуть сложности с показом бегущей строки, логотипа, параметров погоды, часов и прочих титровальных наложений.

У «Чаллы ТВ» пока нет с «Пятницей» договора сплайсинга.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

– Пока не заключили, думаем. Условия нас пока не совсем устраивают, переговоры ведутся, – пояснила директор телекомпании. – Естественно, мы советуемся с Казанью в этих переговорах, потому что надо прежде всего взвесить все финансовые «за» и «против». В кабельных каналах ничего не меняется. Кроме ТВ у нас есть радио (мы в прошлом году перешли на FM частоту в Челнах), там у нас доходы растут. Так что даже если падение по телевидению произойдет, то мы подстрахованы. Но, надеюсь, этого не произойдет, и решение будет отложено.

Зульфия Султанова считает, что конкуренты - частные телекомпании «Эфир», «РЕН ТВ - Набережные Челны», «5 Канал» - оказались в более сложном положении. После Нового года неизбежны и кадровые вопросы.

- Насколько я могу судить, если коллеги лишатся возможности вещать на своих подложках (во всяком случае выпускать новости), то, естественно, потеряют аудиторию, так как у них нет запасного канала. Просто продавать рекламу – это одно, а иметь какое-то влияние в городе через новости, программы – это другое, - говорит директор филиала «Тамедиа». - Скорее всего, коллеги просто так не сидят, тоже решения ищут. Могу сказать точно, что город без местных программ не останется. «Челны ТВ» на канале «Татарстан-24» будет вещать в любом случае. У нас есть полная уверенность, что сохраним кадры. Недавно кастинг провели, новых ведущих набрали. Но если город останется без конкурентных новостей – это не совсем хорошо.

«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИЗНЕСА, РЕКЛАМЫ, ДЛЯ НАС НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ. МЫ-ТО НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕМ, А ГОРОД ПОТЕРЯЕТ»

Генеральный директор холдинга «СТВ-Медиа» Абдулхак Батюшов не склонен ситуацию драматизировать. О сложностях цифровизации телевидения он ранее уже высказывался в интервью Chelny-biz.ru.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

– На самом деле, когда говорят, что с января 2019 года произойдет переход на «цифру», речь идет о городах с населением 100 тысяч минус. В нашем городе этот процесс должен произойти позже, – говорит Абдулхак Батюшов. – Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении. Потому что не знают, какой процент населения сегодня смотрит эфирное цифровое телевидение. Никто не может этого сказать по одной простой причине: чтобы принимать эфирное цифровое телевидение (не путать с кабельным), у людей должны быть или телевизоры нового поколения, или специальные цифровые приставки. А народу зачем это, если он сегодня по кабелю смотрит 60 каналов или 140 каналов?! А с приставкой или новым телевизором ты получишь гарантированные два мультиплекса – то есть 20 каналов. Что называется, почувствуй разницу. Ну да, наверное, изображение хорошего цифрового качества, но в любом случае ты потеряешь, как минимум, 40 каналов.

По словам Батюшова, идея цифровизации хороша тем, что позволяет обеспечить равные возможности приема сигнала по всей стране и доставить 20 каналов в высоком качестве до деревень, где прежде могли получать всего один или два.

– Если мы в городах отключим аналоговое вещание или кабельное, что получим? Мы плюсом сделаем для населения или минусом? – задается вопросами гендиректор «СТВ-Медиа».

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

Его компания уже заключила с сетевым партнером РЕН ТВ договор сплайсинга по рекламе. О передаче собственных программа в мультиплекс речи не идет. Они сохранятся в собственном аналоговом вещании канала и у кабельных операторов.

– С точки зрения бизнеса, рекламы, рекламодателей для нас ничего не меняется абсолютно, – говорит Абдулхак Батюшов. – Мы-то ничего не потеряем. А с точки зрения освещения челнинских событий, новостей, каких-то социальных вещей, город потеряет. Жители получат 20 каналов в цифровом формате, но будут лишены возможности смотреть городские новости, узнавать о событиях.

По его словам, для Челнов гораздо важнее, каким образом поведут себя кабельные операторы. Будут ли исключать местный контент из своих пакетов.

– Кабельные операторы сегодня находятся между молотом и наковальней. Они лучше других (лучше всяких соцопросов) по технике видят, насколько смотрибельны местные новости. Они видят в конкретный момент сколько абонентов смотрит тот или иной канал. Они знают, что местные новости более востребованы, чем федеральные программы в вечернее время, – говорит Батюшов. - Поэтому они с удовольствием не будут отключать местные каналы в своих пакетах, если Роскомнадзор не будет жестко заставлять идти по этому пути.

По словам Батюшова, с 2015 года, когда закон только вступил в силу, в регионах сложились совершенно разные отношения между местными вещателями и кабельными операторами.

– Мы же понимаем, что закон должен был быть один для всех. О чем говорит разное отношение и исполнение? Те же органы власти, которые придумали цифровизацию России, тоже до конца не уверены. Поэтому и команды жестко диктовать кабельным операторам требование отключить местных операторов в своих пакетах – органы власти не получали. Получат ли когда-то или нет – мне неведомо, - заключает гендиректор холдинга.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

«СУДЬБА ТЕЛЕКАНАЛА «ЭФИР» У МЕНЯ ЛИЧНО БЕСПОКОЙСТВА НЕ ВЫЗЫВАЕТ»

Директор челнинского филиала телекомпании «Эфир» Олеся Белоус сегодня была недоступна для общения. Как стало известно Chelny-biz.ru, определенные решения головной компанией в Казани уже приняты, но сотрудникам филиалов запрещено раскрывать детали и комментировать тему.

Позицию канала ранее высказывал председатель совета директоров Андрей Григорьев. Говоря о казанском «Эфире», он отмечал:

— Судьба телеканала «Эфир» у меня лично беспокойства не вызывает. Во-первых, «аналог» еще не собираются отключать. Во-вторых, даже если его выключат, то это никак не влияет на «Эфир», всего лишь изменится способ распространения. Этот канал для любого кабельного оператора является системообразующим.

Ситуация по Челнам может быть иной.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

Правительство Татарстана тем временем запустило на портале госуслуг масштабный опрос по телевещанию. Выяснилось, что 41% опрошенных только из него и узнали о грядущей цифровизации. 42% ответили, что не знают, лишь 16% были осведомлены.

Жителям республики предлагается ответить, каким телевидением они пользуются сейчас. Проверочный вопрос: видят ли на своем телевизоре рядом с логотипом Первого канала, «Россия 1», НТВ и 5 Канала букву «А» (она появилась с июня 2018 года в аналоговом формате).

49,5% опрошенных ответили, что дома смотрят кабельное ТВ, 14,7% – через Интернет, 14,6 % – эфирное телевидение (с применением домовой антенны). На долю абонентов спутникового ТВ приходится 11,3% респондентов, на долю интерактивного IPTV – 5,6%. При этом букву «А» видят на своих телевизорах 17,3% жителей.

Тема цифрового телевидения горячо обсуждается в последние дни. Власти регионов спешат доложить о готовности к приему «цифры», во многих обещают обеспечить приставками нуждающиеся слои населения. Местами эту социальную нагрузку уже возложили на бизнес.

«Даже те люди, которые этим процессом рулят, до конца не уверены в решении»

Лилия Павлова

Фото: Chelny-biz.ru, Татар-информ, Реальное время, ТВ Центр, telekritika.ua