Сегодня в Набережных Челнах пострадавшие клиенты Татафондбанка обсуждают вчерашний отчет конкурсного управляющего. Производство по банкротству продлили до 12 марта 2019 года, а сроки выплаты кредиторам первой очереди – до 1 марта. Пока АСВ удалось вернуть «погорельцам» лишь 25% от суммы их требований. При этом более 700 клиентов (физические и юридические лица) находятся под судебным прессингом: с них пытаются взыскать почти 45 млрд рублей. При этом АСВ, как выяснилось, ежемесячно 16 млн отдает подрядчикам – юристам и бухгалтерам. Один из тех, кому удалось дважды отбиться от нападок Агентства – гендиректор ГК «Аудитор-Ч» Леонид Иванов – рассказал Chelny-biz.ru, в чью пользу сейчас складывается судебная практика, и когда проигравшим ждать у себя приставов и коллекторов.
«ЮРИСТЫ АСВ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОЛУЧАЮТ 10 МЛН ИЗ КОНКУРСНОЙ МАССЫ. ИЗ НАШИХ ДЕНЕГ!»
Накануне Арбитражный суд Татарстана продлил срок конкурсного производства по Татфондбанку до 12 марта 2019 года. На заседании с отчетом выступил конкурсный управляющий Михаил Захваткин. Он сообщил, что на удовлетворение требований кредиторов направлено 18,2 млрд рублей. Это позволило на данный момент выплатить всего 25,8% от всей установленной суммы по первой очереди (физическим лицам). Захваткин выразил надежду на то, что до марта конкурсную массу удастся существенно пополнить и расплатиться.
– Я бы отметил ключевой показатель – выплаты по первой очереди – 25,8% от суммы. Всего лишь! Но сколько времени прошло! С такими темпами, такими результатами под вопросом даже – получит ли 100% первая очередь кредиторов? Не говоря уже о третьей очереди, где находятся суммы юрлиц, – прокомментировал сегодня Леонид Иванов. – Это вопрос об эффективности работы команды АСВ. Мы считаем, что выдача идет недостаточно активно. За это время они должны были погасить больше. Это лично мое субъективное мнение.
Он обращает внимание на недавно опубликованный отчет АСВ о расходах на конкурсное производство по ТФБ.
– За оказание бухгалтерских услуг ООО «Созидание и развитие» ежемесячно получает 6,1 млн ежемесячно из конкурсной массы. Из наших денег! – подчеркивает гендиректор «Аудитор-Ч». – Юридические услуги (ООО «Вектор права») – 10 млн ежемесячно и 10% («гонорар успеха») в качестве дополнительного вознаграждения от суммы, поступившей в массу. 10% – это много. Это деньги вкладчиков, которые мы недополучим! Выходит, чем больше продляется производство, тем больше мы теряем. 16 млн эти люди ежемесячно получают, а результат-то – 25%! Если бы мы получили все 100% выплаты, и деньги начали выдавать юрлицам, я бы еще как-то мог оправдать эти расходы. На мой взгляд, почему у юристов АСВ такой интерес к тяжбе с физлицами и юрлицами, потому что им надо как-то отчитываться о своей работе.
– Так называемый «гонорар успеха» на рынке, действительно, практикуется, это мотивирует юристов, – продолжает Ильшат Гарипов, директор департамента налогов и права ГК «Аудитор-Ч». – Но уже давно сформировалась судебная позиция (и Конституционный суд высказался, и Верховный), что «гонорар успеха» незаконен. Его нельзя включать в договоры, нельзя ставить в зависимость от решения судов. И потом, здесь нельзя забывать, что АСВ выполняет публичную функцию, оно работает в пользу кредиторов.
«РЕБЯТА, УСПОКОЙТЕСЬ ВЫ, БОЛЬШЕ НЕРВЫ ФИЗЛИЦАМ НЕ …!»
Леонид Иванов, как и многие челнинские клиенты ТФБ, в начале года получил «письмо счастья» от АСВ и предупреждал, что под этот каток может попасть абсолютно любой вкладчик. Агентство судится с клиентами, которые снимали деньги со счетов с 15 ноября до 15 декабря 2016 года, когда Центробанк ввел мораторий и временную администрацию. Картотека Арбитража забита этими исками, решениями, апелляциями. Ильшат Гарипов, детально изучающий эту массовую тяжбу, отмечает, что претензии у АСВ возникли также по ряду сделок более раннего периода.
На данный момент по «сомнительным сделкам» от АСВ поступило 793 иска на сумму 44,6 млрд рублей. Суд на успел рассмотреть и удовлетворить 131 заявление на 10 млрд. По 238 искам либо вынесены отказы в удовлетворении, либо производство прекращено. В том числе в 146 случаях конкурсный управляющий сам отказался от требований. 92 вступивших в силу решения об отказе в удовлетворении требований АСВ сейчас обжалует.
– И 10% от 10 млрд рублей, то есть миллиард, АСВ направит в качестве вознаграждения юристам, – вновь обращает внимание Ильшат Гарипов.
Основной аргумент Агентства по страхованию вкладов таков: банк выдавал деньги определенным клиентам, нарушая очередность, то есть незаконно оказывая им предпочтение. Людей, по всей видимости, массово подозревают в связях с сотрудниками ТФБ.
– Да, среди них есть люди, которые спасали деньги, но большинство просто снимало и тратило средства на текущие цели, не подозревая о проблемах банка, – говорит Леонид Иванов. – Мы определенную часть физлиц неформально консультировали. Никто из них осознанно не дробил вклады, снимали на свои нужды – в основном на жилье, ремонт, лечение. Я часто задаю банкирам вопрос: «Почему, если я вам лично даю деньги в долг, то это моя собственность, и я всегда через суд могу их забрать, а когда в банк положил, мне говорят: «Не вздумай снимать!»?» Если мне надо было, и я снял, а другой нет – почему он пользуется преимуществом? Пока не поменяется банковское законодательство, порядка не будет.
Глава компании «Аудитор-Ч», который снял в турбулентный период в ТФБ несколько миллионов, 10 октября выиграл дело в Апелляционном суде.
– У меня экономическая обоснованность снятия была. Мы это в суде доказали документально, – рассказывает бизнесмен. – Выиграли две инстанции. Мы по договору вели еще одно физлицо, по нему тоже в двух инстанциях решение положительное. Но мы уверены, что жалоба в третью инстанцию от АСВ обязательно последует. Если два суда сказали: не было заинтересованности, нет связи с руководством банка, зачем идти дальше, находить формальные поводы? – возмущается Иванов. – Ребята, успокойтесь вы, больше нервы физлицам не …! Но они же идут в кассацию! Почему? Мои предположения – им надо показать объем работы, чтобы эти 10 млн получать.
– По физлицам в основном решения принимаются в их пользу, но далеко не по всем, – обобщает практику Ильшат Гарипов. – По юрлицам катастрофическая ситуация: даже то, что в первой инстанции было в их пользу, апелляция, как правило, отменяет. Таков основной поток решений. По физлицам очень интересная была ситуация. Вот определение Верховного суда России от 2 апреля 2018 года по другому банку. Здесь содержится вывод, что при оспаривании сделок по снятию средств дата возникновения картотеки не имеет значения. И суды первой инстанции Арбитража начали выносить решения в пользу людей, опираясь на этот факт. Все было хорошо. А когда дела дошли до кассации, суд сказал, что этого недостаточно – нужно проверить добросовестность сделок. Почему человек снимал деньги, на что потратил. Если снял досрочно и потерял проценты, то чем руководствовался, какие экономические интересы преследовал. По двум клиентам в августе дела вернули на рассмотрение в первую инстанцию. Как дальше пойдет по основному потоку исков, не понятно, но уже сейчас апелляция смотрит, исследовались ли добросовестность сделок в первой инстанции.
Аналогично, по словам Гарипова, складывается судебная практика по вкладчикам ИнтехБанка. Собеседники Chelny-biz.ru, предупреждают, что скоро к проигравшим клиентам начнут приходить коллекторы или судебные приставы.
Представители «Аудитор-Ч» отмечают, что до сих пор не всем предпринимателям и юрлицам Челнов удалось решить проблему с погашением задолженности перед налоговой инспекцией и Пенсионным фондом. Компания Леонида Иванова только в этом году смогла вернуть зависшие в ТФБ пенсионные взносы.
– Мы доказали в суде, что перечислили деньги в Пенсионный фонд правильно, получили на руки решение. И нам потребовалось еще шесть месяцев, чтобы это решение наконец-то было исполнено. К сожалению, Пенсионный фонд и ИФНС возмещение взносов и налоговых платежей задерживали – это факт, – говорит бизнесмен.
По мнению Иванова, только благодаря действиям республиканского Фонда помощи «погорельцам» банков и компенсационным выплатам для ИП и юрлиц в размере до 500 тыс. рублей удалось несколько снять общественное напряжение.
– Фонд сделал свое дело, хотя, честно скажу, я поначалу его создание считал авантюрой и попыткой выпустить пар, – говорит бывший депутат Госсовета Татарстана. – Мы встречались с работниками фонда, они сюда приезжали. Только положительные эмоции от их подхода. А контроль за действием АСВ слабый. 25,8% возврата за данный промежуток – очень маленькая сумма.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, Ведомости, Казанский репортер, golos-kubani.ru, Реальное время
лена
Леонид Иванович Иванов
Юрий
Алия
Физик
Математик