Сегодня руководитель исполкома Наиль Магдеев посетил индустриальный парк «Челны» - первый частный проект такого рода в городе, инвестором которого выступает компания «Еврогрупп». Очередное детище Алексея Миронова, известного в автограде бизнесмена, владельца существенной доли коммерческой недвижимости, претендует стать одним из самых дорогих в его портфеле. Общий объем вложенных средств составит 13 млрд рублей. Сити-менеджер прошелся по территории объекта, осмотрев постройки первой очереди промпарка, готовность которой оценивается в 70%. Руководители проекта поделились с главой исполкома своими проблемами, а их оказалось немало: трудности с проведением газоснабжения, строительством удобных подъездных дорог и нехваткой энергоносителей. Со своей стороны глава исполкома откровенно заявил, что приехал в «Челны» с целью узнать, есть ли конкретные лица, мешающие становлению парка.
Наилю Магдееву показали сегодня два строящихся офисно-административных здания первого этапа строительства индустриального парка «Челны», который расположился в районе Орловского кольца на участке площадью 100 гектаров. Стоит отметить, что самого Алексея Миронова, который владеет промпарком «Челны», не было – бизнесмен на сегодня остается одной из самых закрытых персон в городе. Руководитель проекта Владимир Микрюков сообщил, что строительство будет вестись в 5 этапов и полностью завершится в 2020 году, общая площадь планируемой постройки составит 580 тыс. кв. м. Было отмечено, что в 2015 году «Челны» по федеральной программе рассчитывают получить допфинансирование в размере 835 млн рублей. Эти средства пойдут на строительство дорог и инженерной инфраструктуры.
- Это не мало? – поинтересовался Наиль Магдеев. - За присоединение ведь берут большие деньги.
- Согласно исследованиям Ассоциации индустриальных парков, на 1 гектар выходит от 8 до 10 млн, - сообщил Владимир Микрюков. - Вначале мы вложим свои средства, потом нам это компенсируют. В первую очередь деньги пойдут на инженерные сети: электричество, газ, воду…
По информации исполкома, в 2013 году в рамках федеральной программы по развитию промышленных парков 200 млн рублей получил КИП «Мастер», направив их на реконструкцию автоматно-токарного комплекса. Промпарк «Развитие» по аналогичной схеме сможет получить 106 млн в 2015 году. Индустриальный парк «Челны» намерен пойти по тому же пути. Руководство проекта рассказывает, что на данный момент это второй частный проект такого рода в республике после зеленодольского индустриального парка «М-7». Без ложной скромности Владимир Микрюков заметил, что «Челны» могут претендовать на первенство по объему привлекаемых инвестиций. Однако, несмотря на заявленную масштабность, уже на начальном этапе компании пришлось столкнуться с рядом проблем.
- На данный момент у нас есть проблемы с электричеством, нам нужно разрешение до 14 мегаватт, - сообщил Владимир Микрюков. – Кроме того, существуют вопросы по газоснабжению: там требуется 6 тысяч кубометров, мы подали заявку, но нам ответили: мол, вопрос решится только тогда, когда «Газпром» согласует перемычку между Челнами и Елабугой. Но когда именно это будет сделано, большой вопрос… Кроме того, мы хотели бы попросить помощи республики по финансированию строительства внутренних автодорог, их общая площадь 219 тысяч кв. м, на них будет затрачено 425 млн рублей. Мы со своей стороны готовы предлагать своим резидентам, а это малый и средний бизнес, помещения с соответствующей инфраструктурой в аренду.
Напомним, что инвесторы индустриального парка привлекли в качестве консалтера международную компанию Knight Frank. Специалисты этой организации приняли участие в более чем 130 промпроектах - от небольших складов до индустриальных парков и крупных универсальных объектов свободного назначения. В России Knight Frank предоставляет услуги во всех сегментах рынка недвижимости, здесь услугами воспользовались более 500 крупных российских и международных компаний. Согласно концепции индустриального парка «Челны», на земельном участке будут размещены логистический комплекс (складская зона; комплекс транспортных услуг; помещения формата Flexspace) и собственно индустриальный парк (промышленная зона; свободные земельные участки; административная зона: предприятия общепита, гостиница, конференц-зал, офисы, медпункт и т.д.). Резидентам, а «Челны» рассчитаны на более 110 компаний, будут предложено несколько вариантов размещения: земельный участок, здание и помещение. Все варианты на условиях аренды или выкупа.
- В чем выгода для них, вы можете сказать? – спросил глава исполкома.
- Здесь создается готовая инфраструктура, резидентам не нужно думать о подключениях, мощностях… Время запуска резидента, когда он приходит на готовую площадку, сокращается на 25%.
- А сколько в деньгах он экономит, по вашим грубым подсчетам? Получается, он не будет заниматься инженерной инфраструктурой? Это затраты промпарка?
- Да, мы практически предлагаем им все это бесплатно.
- В свое время, будучи министром лесного хозяйства, я занимался поставкой древесины в ОЭЗ «Алабуга», для турецкой компании «Кастамону». По моим грубым подсчетам, они примерно 20 млн долларов сэкономили… А еще говорят, для чего нужная такая зона? У любой компании деньги не лишние.
- Минэкономики Татарстана сейчас как раз разрабатывает программу стимулирования резидентов промпарков, им будут доступны программы поддержки, определенные преференции, которыми не смогут воспользоваться те предприятия, которые сами будут строиться. Это делается для того, чтобы заинтересовать компании в размещении на специализированных производственных площадках, потому что они фактически будут являться точками роста для городов, - говорит Владимир Микрюков.
- Этот промпарк представляет интерес для иностранных инвесторов, - добавил начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства Радмир Беляев. - Здесь все готово, приходи и работай. Кроме того, резидентам дают возможность брать в аренду с последующим выкупом. И имеется возможность закладывать эти объекты в банк как залоговое имущество, чтобы получать кредиты на приобретение оборудования.
Завершая обход территории индустриального парка «Челны», Наиль Магдеев сообщил, что цель его приезда – помощь в развитии объекта и определение «виновников» затягивания этого процесса.
- Скажите мне, кто мешает вам? Есть такие? – спросил сити-менеджер.
- Ну, нужно помогать… - уклончиво ответил представитель промпарка, тем не менее после небольшой паузы продолжил. – Для резидентов важно, чтобы был удобный заезд в парк. Но в этом вопросе есть трудности. Мы обратились в федеральные службы, в частности в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», чтобы нам согласовали заезд. Но нам сказали, что по СНиПу заезды возможны только через определенные расстояния и не согласовали, предложив отодвинуть заезд дальше. Есть еще одно к вам предложение. На территории ОЭЗ «Алабуга» есть определенные преференции для резидентов, так же и в чистопольском индустриальном парке. Там есть льгота по земельному налогу на 7 лет, на период становления производств. Нельзя ли и в нашем парке предусмотреть такую же льготу?
Наиль Магдеев, выслушав все вопросы, пожелания, просьбы и предложения, не смог дать на них однозначные ответы. Тем не менее, руководитель исполкома, по его признанию, записал «домашнее задание»: он пообещал взять проблемы в работу, подключив к их решению министерства и ведомства республики.
- В городе уже есть промпарки, но этот парк отличается по объему площадей и инвестиций, - отметил Наиль Магдеев. – Необходимо решить вопросы строительства инженерной инфраструктуры, есть проблемы по взаимоотношениям с федеральными структурами по примыканию въезда, есть проблема с нехваткой ряда энергоносителей. Конечно, отсутствие дорог будет прямым образом влиять на развитие парка, поэтому мы, безусловно, должны поддержать этот проект. В ближайшее время мы совместно с правительством РТ будем рассматривать эти вопросы и постараемся их решить. Еще одно предложение – это льготирование налога, перечисляемого в местный бюджет. Многие страны шли по этому пути и достигли результата, мы рассмотрим это предложение совместно с депутатами Городского Совета.
Анастасия Абзалова-Цой
O