В Набережных Челнах на этой неделе исполком завершил аукционы по «наружке». Реализовано право на размещение 454 конструкций на общую сумму 126,8 млн. По подсчетам города, за пять лет действия договоров аренды местный бюджет получит еще свыше 200 млн рублей. Часть щитов ушла по баснословным, по меркам рекламного рынка, ценам, сумма однажды взлетела до рекордных 3,5 млн. Хотя, по мнению игроков, и средние 500-600 тысяч – уже перебор. Тем не менее, при перераспределении конструкций бизнесмены бились до последнего. Есть опасения, что не все смогут реально оплатить добытые лоты.
Chelny-biz.ru проанализировал, как рынок наружной рекламы перераспределили местные и казанские агентства, начали с Челнов экспансию в Татарстан бизнесмены из Самары, и какую долю успели отхватить непрофильные компании, вроде «Челны-хлеба» и «Домкора», которые посчитали, что иметь свои конструкции куда выгоднее. Тем более, что с учетом новой себестоимости конструкций цены на рекламу могут вырасти на 70-100%.
«РЕШЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО ПРИНЯТО В РАМКАХ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ, ИСПОЛКОМ ВЫПОЛНИЛ В ПОЛНОЙ МЕРЕ»
После паузы почти в три года в декабре прошлого года в Набережных Челнах стартовали аукционы по наружной рекламе. Разыгрывали право на размещение и эксплуатацию щитов, как требовал того еще прошлый состав депутатов городского совета: один лот – один щит. Процесс шел на фоне судебного разбирательства исполкома с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Татарстану, которое обратилось в Арбитраж с требованием снести в городе 639 рекламных конструкций города. По сути, почти все билборды автограда, а также один светодиодный экран и многомодульную конструкцию напротив «Челныгорстроя».
Напомним, что предписание с таким требованием служба Александра Груничева впервые выдала в 2014 году, потом не раз напоминала об этом, а в конце 2016 года и вовсе решила действовать через суд. За это время в городе было снесено порядка 80 билбордов (часть из них после получения предписания, часть – из-за несоответствия конструкций ГОСТу). Оказалось, что некоторые объекты стоят на частной земле, на территории Тукаевского района и на участках, относящихся к управлению автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства.
В итоге до торгов дошло 454 объекта, которые исполком впопыхах попытался прогнать через аукцион до начала судебного разбирательства по делу с УФАС. Суд состоялся в минувший понедельник – в день проведения последнего конкурса. Процесс же по инициативе исполкома пока перенесли на июнь.
– То протокольное решение, которое было принято весной прошлого года на заседании рабочей группы совместно с бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым и собственниками рекламных конструкций, исполком выполнил в полной мере, – прокомментировал Chelny-biz.ru Ленар Ахметзянов, начальник правового управления исполкома Набережных Челнов. – Тогда было принято решение проторговать все щиты, которые стоят по ГОСТу, включить в схему объекты, которые не были учтены, но стояли по действующим нормам, и реализовать право на размещение с обременением в виде имеющихся на участках конструкций. Все это мы исполнили. В перспективе новые торги по рекламным конструкциям, включенным в схему.
Речь идет о пустых участках, где только планируется установить щиты. Таких – порядка 100. Большая часть из них находится в промзоне. Эти лоты будут торговаться уже без обременения. Вместе с ними, кстати, возможно, реализуют щиты, оставшиеся невостребованными на прошедших аукционах (их не так много). Впрочем, в исполкоме не исключают, что эти рекламные конструкции будут просто демонтированы.
«ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ-ДВА БУДЕТ ПОНЯТНО, КТО ИЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОПЛАТИТ ЛОТЫ, А КТО НЕТ»
Рекламный рынок (вышеперечисленные 454 конструкции) до аукциона распределялся между 38 участниками. Большей частью носителей наружной рекламы владели компании Фаниса Харисова (около 120 конструкций). 99 билбордов приносили доход компании «КМ сервис». 61 щит принадлежал ООО «Мицар-1» и его директору Дмитрию Гудовских. 29 конструкций были оформлены на ООО «Инеш», 21 – агентство «Призма». 26 было у предпринимателя Виктора Мороза (ИП Мороз), еще 14 у ООО «ГРЭМ», директором которого, кстати, тоже является Виктор Мороз. 11 щитов – у Виталия Стрыгина. Агенство «Лариса-сити» из Казани работало с 13 конструкциями.
Несколькими щитами распоряжались непрофильные организации: «Еврогрупп», «Саха-Автосервис», «Ренавтоцентр», ГК «Челны-хлеб», «Палитра ЛТД», «Татэнергомонтаж», «Фарта», «Спектр», «Сити Центр», «Автотрейд», ИП Даутов и другие.
Теперь же рекламный «пирог» из 454 конструкций поделен между 20 участниками. Количество владельцев сократилось вдвое.
На плаву из челнинский агентств остались все те же «Реклама-Центр-1» Фаниса Харисова, «КМ сервис» и «Мицар-1». Правда, местным игрокам пришлось чуть приубавить свои аппетиты на фоне жесткой конкуренции с иногородними и цен, по которым выставлялись лоты (предприниматели даже жаловались в УФАС по этому вопросу).
ООО «Реклама-Центр-1» Фаниса Харисова приобрело порядка 60 щитов. На счету «КМ сервис» Ильдара Юнусова 34 единицы. «Мицар-1» досталось 57 билбордов. Последние проявили активность ближе к концу аукционов, до этого занимая исключительно наблюдательную позицию.
– Нет возможности заработать, поэтому мы занимали такую позицию, – прокомментировал сегодня Chelny-biz.ru Дмитрий Гудовских, директор ООО «Мицар-1». – Сейчас мы участвуем, но достаточно осторожно к этому подходим. Потому что, по моим подсчетам, чтобы нам отбить эти деньги и вернуть пятилетние расходы, выручка со щитов должна составлять примерно столько, сколько у нас есть сегодня. Чтобы нам заработать, цены на наружную рекламу должны увеличиться на 70-100%. Но я в это, честно говоря, не очень верю. Особенно в такое время, когда у всех с деньгами напряженка. Поэтому у меня была такая позиция – не спешить. Есть компании, которые просто не заявились на аукцион и ушли с рынка. Более того, могу сказать, что, скорее всего, они будут. Потому что те цены, по которым сейчас приобретались щиты, не позволяют заработать. И мои коллеги, по моему мнению, увлеклись этим делом, и, может, через год-полтора выяснится, что по таким деньгам не выходит содержать бизнес.
ООО «Мицар-1», к слову, одна из тех компаний, которая затратит на щиты баснословную, по меркам рынка, цену – свыше 30 млн рублей. Она выкупила с аукциона места под своими же щитами, избавив себя от затрат на установку рекламных конструкций.
– Некоторые лоты, действительно, реализовались за космические цены. Честно говоря, даже сумма 500-600 тысяч рублей не позволяют зарабатывать на счетах. Даже начальный шаг (большинство лотов шли по 115 тыс. – ред.) уже ставит под сомнение всю эту коммерческую затею. А большие суммы – это какое-то массовое сумасшествие, – комментирует Гудовских. – У нас были внутренние убеждения, как поступать. Я не все вам могу рассказать. Но через некоторые время, когда все устаканится, возможно, будет ответ на этот вопрос… Мы еще раз внимательно посчитаем и в соответствии с нашими расчетами поступим. Это можно будет узнать скоро. Через месяц-два, как я уже сказал, будет понятно, кто их моих коллег, в том числе и я, оплатит выигранные лоты, а кто нет, – загадочно завершил бизнесмен.
Еще 25 щитов выкупила компания «Лестер» из Челнов, семь – местный предприниматель Виталий Стрыгин.
«УСЛОВИЯ ПО АРЕНДЕ ЗДЕСЬ МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, ЧЕМ В САМАРЕ, НО ЕСЛИ ЗДЕСЬ РЫНОК ВЫДВИГАЕТ ИХ, МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ»
На челнинский рынок «наружки» зашли и взяли существенную долю казанские компании: «РИМ» (около 60 щитов), «Вектор плюс» (13), «КП Реклама» (около 40) и «Лариса-Сити» (около 40). Кроме того, появились представители Самары в лице индивидуального предпринимателя Сергея Щеглова, который приобрел 21 объект, и рекламного агентства «Цвет» (10).
– Условия по аренде здесь менее привлекательные, чем в Самаре, но у нас нет четкой установки, что ниже определенного процента маржи мы никуда не идем. Мы мобильны и можем уступать в каких-то моментах, – ранее комментировал Сергей Щеглов. – Если здесь рынок выдвигает такие условия, мы готовы на них работать... Мы не собираемся стать монополистами, у нас нет таких возможностей, но определенное количество щитов хотели бы взять.
В числе непрофильных челнинских компаний, прикупивших щиты, мебельный магазин «Ильдом». Генеральный директор Ильсур Валиахметов приобрел право на установку семи конструкций. Комментируя ранее решение о выходе на рынок «наружки», коммерческий директор компании Антон Трусов объяснял тем, что, с финансовой точки зрения, иметь свои щиты целесообразнее.
– Себестоимость одного обойдется в месяц в районе 20-22 тысяч рублей – подсчитал Трусов. – Мы-то будем его использовать для рекламы собственного бизнеса, а вы представьте, какими цены будут для тех, кто захочет рекламу подать через агентства?!
Одним щитом прямо напротив своего офиса (13/02А) обзавелся и строительный холдинг «Домкор» Мунира Гайнуллова. Компания давно размещала рекламу на этой конструкции.
– Для нас в этом случае достаточно серьезная экономия получается, – комментировал Chelny-biz.ru покупку Юрий Мочалин, коммерческий директор компании, не исключая возможности участия в следующих торгах, если появятся интересные лоты. Однако больше компания не заявлялась.
Удивила не только зрителей аукциона, но и самих игроков рекламного рынка компания «ТП-Закамье», принадлежащая одному из сыновей Дени Абромашвили, руководителя самодеятельного коллектива «Кавказ-Чаллы», Сергею. Помимо девяти баннеров размером 3х6 м Сергей Абромашвили получил право на эксплуатацию крупноформатной конструкции – суперсайта – на остановке «Центральная» (она принадлежит компании Фаниса Харисова). Стоимость суперсайта в ходе торгов выросла в девять раз до 3,5 млн рублей.
Свою «наружку» теперь имеют «Челны-хлеб» (семь конструкций), предприниматели Юлия Малыгина (37 щитов) и Нурислам Даутов (два).
Теперь новым обладателям участков необходимо договариваться с собственниками самих рекламных конструкций и оплатить полную стоимость лотов в местный бюджет.
Chelny-biz.ru
dim