03:00, 23 Ноября
Новости
Подробно

«ТОР и «ИнноКам» однозначно помогут нам. Я поэтому и тратил на них столько времени»

14.09.2016, 07:42

«Я-то, зеленодолец, переехал в Челны, но невозможно же все 30 тысяч человек перевезти сюда из других городов, – говорит Сергей Когогин о кадровой ситуации в городе. – Поэтому для нас крайне важна социальная обстановка в Набережных Челнах». Глава «КАМАЗа», жесткий критик челнинского образования, оценил результаты слияния КФУ и ИНЭКА, вложений компании в учебные центры. Рассказал, что в город придет мировой производитель роботов, и как Челнам избежать социальной катастрофы, когда те самые роботы заменят рабочих на заводах. Как Сергей Когогин видит работу новой команды власти, как убеждает инвесторов прийти в челнинский «ошфор», как отбирает топ-менеджеров для дочерних заводов, и почему сам не откликается на федеральные вакансии – в продолжении большого интервью на Chelny-biz.ru.

«КОГДА РАССКАЗЫВАЕМ ПРО УСЛОВИЯ ТОР, ВОЗНИКАЕТ НЕДОПОНИМАНИЕ. ОНИ СРОДНИ ОФШОРУ!»

– Набережные Челны объявлены территорией опережающего социально-экономического развития. Сергей Анатольевич, вы как никто другой знаете, что такое привлекать инвесторов в регион. Насколько Челны представляют реальный интерес для иностранного и российского бизнеса?

– То, что инвесторов заинтересовали эти условия, – это стопроцентно. Когда мы рассказываем об условиях ТОР, возникает даже некоторое недопонимание. Эти условия сродни офшору, это легализованный офшор, где в течение 10 лет на свои инвестиции ты можешь получать максимальную отдачу. Есть одно серьезное ограничение – партнерство с «КАМАЗом» не может превышать 50%. Это мы умышленно делали, стремились снять зависимость города от «КАМАЗа»… Хотя я всегда с улыбкой к этому отношусь. «КАМАЗ» – это не проблема, это преимущество и достояние города.

Но если бы мы не смотрели на много лет вперед, мы бы социальную проблему получили. Численность работников 15 лет назад и сегодня принципиально отличаются, но мы никогда не имели серьезных социальных катастроф, потому что последовательно совершали ряд действий. Первое – создание КИП «Мастер» 10 лет назад, когда мы стали выводить свободные площади, сдавать в аренду на льготных условиях. Создался крупнейший в Европе индустриальный парк на тысячи рабочих мест, где производятся промышленные продукты на десятки миллиардов. Это своя жизнь! «КАМАЗ», являясь основным акционером, – далеко не главный заказчик. Но когда к нам приезжают зарубежные партнеры, мы показываем условия и говорим, что (это правило двух кругов) нам нужны поставщики в радиусе 5 и 50 км. Все отвечают: да, нам это интересно. Теперь к возможностям КИП «Мастер» мы можем добавить условия ТОР.

Я могу сказать, что те инвестиции, которые мы делаем сейчас с Federal Mogul («Федерал-Могул»), направлены не на «КАМАЗ». Цель Federal Mogul – создать производство гильз для экспортирования за пределы России. В рамках ТОР.

– То, что мы пока видим в ТОР – это, по большей части, попытка местного бизнеса протащить в резиденты свои заводы, проекты, которые были запланированы и ранее…

– Для этого и создан комитет, который должен следить за тем, чтобы происходили дополнительные инвестиции, а не легализация.

«Я ДУМАЮ, ЧТО НАИЛЬ ГАМБАРОВИЧ ПОНЯЛ: НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ»

– Как вы оцениваете изменение деловой атмосферы в городе с приходом новой команды руководителей? Хватает ли им инновационности, чтобы реализовать проект ТОР?

– У меня как раз в этом вопросе очень консервативный подход: пусть они лучше свое дело делают, а не инновациями занимаются (смеется). Я все-таки тоже четыре города проработал мэром Зеленодольска, понимаю и мэра, и исполком, и те задачи, которые перед ними стоят.

Что касается инноваций в городе (производственный кластер «Иннокам», ТОР), за последний год сделаны прорывные шаги. Это же не происходило без участия городской администрации, они были вынуждены идти на острие этой темы. Сегодня, я думаю, что Наиль Гамбарович понял: необходимо привлечение инвестиций, увеличение доходной базы, привлечение денег через Фонд моногородов. Развивая промышленную зону, они с опережением вложились в инфраструктуру города. Недавно я поехал на завод двигателей по новой дороге (ехал в конце рабочего дня) и увидел, что идет большой поток машин, со всей промышленной зоны выезд переориентировался на качественную дорогу.

Кроме того, что ТОР дает экономически обоснованные условия для развития бизнеса, самое главное – это инфраструктурные проекты. Еще в 2006-2007 году мы об этом начали говорить. Энергообеспечение, дорожная инфраструктура, железные дороги, пассажирские перевозки. Когда я все эти проекты увидел, мне страшновато стало. Мы тогда с премьер-министром Миннихановым подсчитали: чтобы все задачи реализовать, население Набережных Челнов надо увеличить на 20%. Это же невозможно, мы будем вынуждены довольствоваться тем, что есть, и повышать производительность.

Центр «ИнноКам». Запуск завода азотных удобрений в Менделеевске накладывает такую нагрузку на железную дорогу, что они не могут ответить на вопрос: как они при выходе на проектную мощность могут обеспечить ее! А будет же еще вторая очередь!

– В программе «ИнноКама» предусмотрено дополнительное строительство железных дорог.

– Ну… Пока это даже не в планах, а в разговорах. Посмотрите состояние энергосистемы. Набережночелнинская ТЭЦ не может нам качество электроэнергии обеспечить, нам приходится выкручиваться. Автомобильная дорога М7. Хорошо, она вроде будет завершена к 2018 году. Но мы ведь об этом говорили 10 лет назад, когда материальные потоки грузов на «КАМАЗ» (а мы тогда собирали 53 - 57 тыс. автомобилей) были вдвое больше, чем сейчас. Когда грузовик двигался от Казани до Челнов 4 часа, а в сложных условиях срок удваивался, для 200 км – это непозволительная роскошь. Развитие инфраструктуры должно, по крайней мере, не отставать. Нужно создавать здесь условия для бизнеса, ведь географически они у нас не самые хорошие. Совсем недавно я выступал консультантом у компании, когда планировала производство легковых автомобилей в России. Предложения по Челнам даже не воспринимали. От Санкт-Петербурга, в порт которого будут завозить сборочные комплекты, до Челнов больше 2000 км! А потом надо будет вывезти продукт обратно в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому они стремились в Питер или Подмосковье. Реализация проектов «ИнноКам» и ТОР однозначно поможет нам, я поэтому и тратил на них столько времени.

«ВСПОМНИТЕ, СКОЛЬКО БЫЛО КРИТИКИ ПО НАШЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНЭКА И КФУ!»

– Как вы оцениваете, кадрово город готов к ТОСЭР? Если тут будет создано 50 новых производств, конкуренция за персонал может стать проблемой. А вы на протяжении многих лет прямо говорите о несоответствии качества подготовки выпускников потребностям заводов.

– Мы должны иметь другой персонал, который не уступает мировым стандартам. Без этого создание ТОР – пустая трата денег. Вспомните, сколько было критики по нашей инициативе объединения ИНЭКА и КФУ! Сейчас наши выпускники получают диплом федерального университета, который ценится не только в нашей стране, но и в мире. Может быть, мне это особенно приятно, потому что я сам его окончил (смеется).

Райнер Юкшток и Рустам Минниханов. Фото: пресс-служба президента РТ


Недавно приезжал Райнер Юкшток, президент «Федерал Могул», обсуждали дополнительные инвестиции. Мы проводили собрание учредителей в Казани. Потом я позвонил Ильшату Гафурову, ректору КФУ, чтобы показать гостям университет. Мы посмотрели музей. Поскольку Юкшток выходец из Восточной Германии, посадили его за парту Владимира Ильича Ленина, сфотографировали… (смеется). Он оценил. Он был просто удивлен тому, что такая история у университета. Подчеркнул: молодцы, что сотрудничаете, это позволит качественно подготовленный персонал иметь.

Те цели, которые сегодня перед нами стоят, – это успевать за временем. А время, к сожалению, стало очень быстро меняться. Скорость обновления модельного ряда в автопроме критично сократился. Если мы возьмем энергетическое машиностроение, то после разработки срок службы оборудования составляет 25-30 лет, в авиации приблизительно – 20-25. В судостроении, горной металлургии, даже в сельском хозяйстве все сроки службы далеко за 15 лет уходят. А в автомобилестроении средний срок жизни модели – от 7 до 10 лет.

Представьте, насколько должно быть эффективным производство, которое позволяет крупные инвестиции окупать за такие короткие сроки! Чтобы мы могли зарабатываться, мы должны за эти семь лет не только модели вывести, но и что-то получить в абсолютно конкурентной среде, когда во всем мире в автомобилестроении избыточная мощность! В этих условиях отрасль научилась работать очень быстро, и образованию мы всегда уделяли большое внимание, потому что нам нужен готовый специалист. Еще даже 10 лет назад мы могли после вуза получить специалиста и год-два его доучивать. Мы и сейчас нечто подобное делаем, потому что выпускник не может быть готовым специалистом, но что мы сделали. Первое – студенты, которые нас интересуют, практически стопроцентно уже работают на полставки. Кто в НТЦ, кто на производстве. Затем если взять специфические дисциплины по информационным технологиям, современным методам обработки материалов, методам проектирования, мы взаимодействуем с вузом. Ну, не допустимо, если мы используем программу NX по 3D-проектированию, чтобы университет учил чему-то другому! Хочешь не хочешь, мы должны совместить наши базы. Университет очень хорошо на это откликается.

В нашей программе – установка почти тысячи роботов на производство. Очевидно, что все производители роботов пришли сюда. Те условия, которые должны создать они – открытие учебных центров, лабораторий на базе университетов и сервисных центров. Совсем недавно, когда мы посещали новый многофункциональный центр квалификаций, один из представителей объявил, что компания рассматривает производство роботов в России, очевидно, что где-то здесь. Высокотехнологическую компанию привлечем сюда.

– Кто этот инвестор?

– Давайте дождемся официального объявления (смеется). Все это мы стараемся сейчас сделать, потому что другого источника качественного персонала мы не найдем. Мы можем привезти в город только отдельных специалистов, но невозможно же перевезти все 30 тысяч человек! Все равно основным источником для производства будут Набережные Челны.

Для нас очень важна социальная среда в городе, потому что, в первую очередь, это самочувствие нашего персонала. Очевидно, что развитие среды пока отстает от того, что город должен иметь. Поэтому 1 сентября я специально прилетел из Москвы на открытие школы и бассейна. Наш президент сдерживает свое слово, данное когда-то. Мы с ним не раз говорили об этом, и он заявил, что после окончания Универсиады мы постараемся увеличить поддержку социальной среды города Набережные Челны. И мы видим, что больше становится социальных объектов, строятся школы, детские сады.

– Своего сына-первоклассника доверите существующей челнинской системе образования?

– Мой средний сын отучился в Набережных Челнах, и образование, полученное здесь, позволило ему поступить в один из самых сумасшедших вузов – в Бауманку. Три курса закончил, наконец, на четвертом начал учиться с удовольствием (смеется).

Я смотрю рейтинги челнинских школ по республике, по России, они достаточно неплохие. Инновационности маловато. Это проблема всего образования России. В существующих стандартах большая часть челнинских школ обеспечивает хорошую подготовку. Мы стараемся повлиять, чтобы уже даже на уровне школ происходили изменения, стараемся оказывать поддержку. Пример – детский технопарк «Кванториум». Хотя мы, скорее, вынужденно стали его соучредителями. Когда его открыли, мы приехали с президентом посмотреть, что это такое. Когда увидел зарплаты преподавателей и организацию, сразу попросил коллег найти учредителя «Кванториума», переориентировать его на те направления, которые нас интересуют, оказать финансовую поддержку, поднять зарплаты, обеспечить количество детей. Я смотрел, что был конкурс в Южной Корее, наши там в числе призеров.

«Я СТАВЛЮ УСЛОВИЕ: 40-ЛЕТНИХ ГОТОВЬТЕ»

– Так все же, вы довольны результатами усилий, вложений «КАМАЗа» в инжиниринговые, учебные центры?

– Читая отчеты, да, доволен. Есть и косвенные признаки успеха. Когда ты приходишь в НТЦ, видишь, что над проектами работают уже не 60-70-летние мужчины, а молодежь в возрасте около 30. Дав им знания, мы ведь получаем и другую работоспособность. В этом возрасте у человека большая целеустремленность добиться результата. Я могу сказать, что в целом потенциал людей в Набережных Челнах очень высок. На наших заводах за пределами города мы все равно используем специалистов из Челнов.

– Да, заметна ваша ротация топ-менеджеров на заводах в последние месяцы.

– Это тоже плюс. Формируется пласт руководителей, близких к моему возрасту. Все мы работаем подолгу, это камазовская традиция, и это позитивная традиция. Соответственно молодежь, которая зреет для управления заводами, упирается в потолок. И когда мы делаем ротацию с переходом на другие предприятия, происходит резкий скачок 40-летних управленцев. Вообще у меня есть правило: зам по кадрам, когда у нас происходят назначения, ко мне не заходит с 50-летними кандидатами, 60-летними. Я ставлю условие: 40-летних готовьте (смеется). Горизонт планирования для таких компаний, как наша, более 10 лет. Очень важно, как выросли кадры, как они готовятся. Мы этот подход применяем даже при отборе кандидатов в депутаты горсовета. Вы можете видеть, что та часть депутатского корпуса, которую составляют камазовцы, на 80% обновлена в этом созыве и преимущественно молодыми руководителями. Я очень внимательно смотрел, как они проводят избирательную кампанию. Каждый после выборов в горсовет вырос и в профессиональном плане. Потому что для руководителя завода кроме умения организовать производство ключевым фактором является умение работать с людьми. Выборы дают прекрасную школу.

– «КАМАЗ», который традиционно вкладывает в обучение, развитие менеджеров, даже семейные тренинги проводит. Это тоже фактор эффективности руководителя?

– Ну, это не на моем уровне, честно говорю. Тренинги я стараюсь проводить не один раз в год, потому что общение в течение двух-трех дней, когда ты от текучки отстраняешься, позволяет быстро найти способ достижения наших амбициозных планов. И второе – я уверен, что идею можно осуществить только, когда она становится достоянием всех. Даже если сам что-то придумал, я буду делать все, чтобы менеджеры нашей компании думали, что это их идея, в результате тренинга возникшая. Любая стратегия обладает свойством реализовываться, только если она начинает волновать, будоражить умы людей.

«Я ИМЕЛ ОПЫТ ГОССЛУЖБЫ И НЕ ХОЧУ К ЭТОМУ ВОЗВРАЩАТЬСЯ»

– Во время нынешнего кризиса вам удалось сохранить наиболее квалифицированные кадры производственные и управленческие?

– Да, конечно. Вспомнился случай на одном из тренингов (я только пришел, по-моему, приезжали американцы), возникла такая парадоксальная ситуация. Сидим мы человек 50 в зале. Тренер с умным видом говорит: «Поднимите руки те, кто работает 30 лет». Подняла довольно большая часть зала. Потом 20 лет, потом 10. Когда он спросил: «Кто пять лет?» – подняли руки я и еще пару человек (смеется). Была длинная пауза, у модератора наработка домашняя не сработала. Конечно, у нас костяк основной сохранился. Ради чего людям уходить?

– 14 лет назад, став генеральным директором, вы объявили, что пришли сюда всерьез и надолго. При этом вас каждые полгода СМИ сватают на федеральные должности, в другие компании. Вы действительно надолго или рассматриваете предложения?

– Если бы я хотел куда-то уйти, я бы давно перешел на другую работу. Несколько факторов. Я имел непродолжительный опыт госслужбы, и не хочу к этому возвращаться. Я все-таки больше человек бизнеса, чем государственной службы. И второе – «КАМАЗ» все-таки умеет притягивать. Это то, что тебе нравится, ты этим живешь, болеешь. Я прожил в Челнах уже 14 лет и из всех пяти генеральных директоров самый долгожитель. Еще раз подчеркиваю: если бы я хотел, я бы давно ушел. Предложений в моей жизни было достаточно.

Фото: chelny-biz.ru, пресс-служба ПАО «КАМАЗ», пресс-служба президента РТ, business16.ru

Лилия Павлова

Комментарии
14.09.2016, 10:09

камазовец

Ну что сказать... Куда может уйти наш дорогой Сергей Анатольевич со своими 7% акций завода? В его интересах сделать из Камаза конфетку, чтобы потом выгодно её продать. Это проект его жизни. Поэтому никому он своё место не отдаст - хочешь сделать что-то нормально, сделай это сам. Молодец!
14.09.2016, 11:44

хочется повторить, масштабная все-таки личность Когогин
14.09.2016, 11:48

Набережночелнинский Генри Форд
14.09.2016, 17:47

Скорее татарстанский Илон Маск
14.09.2016, 12:50

Челнам крупно повезло с Когогиным. Представьте другого директора... Сценарий мог быть совсем другим. Завод рухнул, город на коленях. В результате...
14.09.2016, 16:02

...город на карячках
14.09.2016, 17:47

переедем все в Казань - там работы много
14.09.2016, 13:32

интеллигентный, умеет внушать доверие
15.09.2016, 14:26

один из тех кому нет смысла что-то из себя строить. у него все есть, жизнью доволен.