В Набережных Челнах падает интерес к ночным клубам. Тенденция коснулась разного рода заведений клубного формата. Эксперты Chelny-biz.ru отмечают, что на рынок развлечений повлиял не только кризис, в городе поменялась культура отдыха: молодежь «подсела» на кальяны, ищет виртуальных покемонов… Вдобавок самих потенциальных гостей из-за демографической ямы 90-х стало значительно меньше. Рынок развлечений в Челнах перенасыщен, и чтобы остаться на плаву, компании вынуждены искать новые концепции, менять интерьер, оптимизировать затраты. Подробнее о сложившейся ситуации в материале Chelny-biz.ru.
«СТАЛИ ВЫБИРАТЬ, ГРУБО ГОВОРЯ, БУТЫЛКУ ПИВА ДОМА, НЕЖЕЛИ В ЗАВЕДЕНИИ»
В городе отмечается существенное падение интереса публики к ночным клубам. Данная тенденция прослеживается на протяжении уже нескольких лет. На смену гигантам начала 2000-х годов приходит множество мелких игроков. Владельцы заведений связывают проблемы с наплывом новых модных направлений.
Самый крупный игрок рынка развлечений в Набережных Челнах, совладелец развлекательных заведений «Батыр», Opera, Bubblegum, «Бомбей» Денис Нитенко назвал ряд причин, по которым в целом по стране прослеживается падение интереса к ночным клубам.
– Первая причина – это то, что страна сейчас в демографической яме, – считает Денис Нитенко. – Активные потребители – посетители ночных клубов это люди от 18 до 25 лет. Сейчас из-за того, что у нас был спад рождаемости в 90-е годы, соответственно меньше потенциальных и существующих гостей. Вторая, краткосрочная причина – это кризис, который уже второй год продолжается, и конца-края этому нет. А так как развлечения – это все-таки не потребность первой необходимости, то соответственно люди свои расходы на развлечения урезают. Это касается и заведений общепита, и других смежных с нашей отраслью сфер. Третья причина в том, что в свое время отдыхать в клубах было модно, а сейчас появилось множество других развлечений. Некоторые люди вообще ушли в виртуальные развлечения – покемонов ловят! Кроме того, появилась мода на здоровый образ жизни. Это, кстати, я приветствую.
Эрик Гафаров, чей ресторан Sky Lounge достаточно популярен среди молодежи, падение интереса к ночным клубам объясняет несколько иначе. По его мнению, желающих ходить в клубы не меньше, чем 10 лет назад.
– Молодежь хочет по-прежнему развлекаться, – говорит Гафаров. – На данный момент проблема больше связана с экономической ситуацией. В 2015 году был определенный спад посетителей, в 2016-м еще больший. Доходы населения очень сильно упали, покупательская способность тоже. Люди стали выбирать, грубо говоря, бутылку пива дома, нежели в заведении. К тому же, нынешнее лето оказалось жарким, что тоже влияет на нашу работу. В такую жаркую погоду вместо клубов и ресторанов молодежь выбирает природу.
Однако даже те, кому жаркая погода должна быть на руку, тоже, как выяснилось, не в шоколаде. Владелец пляжного клуба SunDale Айрат Тагиров согласен, что молодежь стала меньше интересоваться клубами.
– В прошлом году люди по-другому ходили, – отмечает он. – Сейчас рынок перенасыщен, поменялась культура отдыха. Многие любят кальян покурить, в кафе посидеть.
«ЕЖЕДНЕВНО В ЧЕЛНАХ ВЫКУРИВАЮТ ПОРЯДКА ТЫСЯЧИ КАЛЬЯНОВ»
Не доволен большим количеством кальянных в городе владелец РК «Батыр».
– Я совсем не понимаю моду на кальяны у молодежи, это же крайне вредно! – возмущается Денис Нитенко. – А у нас молодежь сейчас сидит и всем этим дышит. Поражен, почему не занимаются этой проблемой. Я понимаю, что это довольно дешевое развлечение, опять же от бедности идет. Можно заказать кальян на компанию за 150 рублей, чай и провести вечер. Вроде как ты в каком-то культурном месте: не дома, не в подъезде, и денег на это много не надо. Мы ощущаем конкуренцию со стороны подобных заведений.
Учитывая эту популярность, Эрик Гафаров закупил новую партию кальянов для своих заведений. При этом молодой владелец ресторана Sky Lounge признался, что сам ни разу не курил кальян.
– Но не осуждаю тех, кто курит. Паровые коктейли не запрещены законом, – говорит Гафаров. – Правило экономики – спрос рождает предложение – в данном случае представлено в чистом виде. Я думаю, что в ближайшие лет пять этот тренд будет только расти и набирать обороты. По моим подсчетам, с каждым годом продается все больше кальянов. А ежедневно в заведениях Челнов выкуривают порядка тысячи. Еще в 2015 году такого не было.
«ЛЮДИ ПРИХОДЯТ, ЛЮБЯТ ТАНЦЕВАТЬ, НО ТРАТИТЬ МНОГО НЕ МОГУТ»
Но при этом Гафаров отмечает достаточно сильное снижение покупательской способности:
– По выручке мы упали на 20%. Тем не менее, мы не стали зарабатывать меньше, так как погрузились в вопросы экономии и оптимизации расходов, сделали ряд корректировок, определили, на что деньги не стоит тратить. В целом количество гостей не изменилось, произошел спад по оставляемым деньгам. Раньше у нас средний чек на человека составлял 500 рублей, сегодня – 340 рублей. Больше, чем на 30% упал. Сейчас гости больше предпочитают напитки, чем кухню. Люди, видимо, продолжают развлекаться, но предпочитают перед этим поесть дома.
Аналогичное снижение среднего чека отмечает и Денис Нитенко. В его развлекательных центрах при этом наблюдается 20-процентное снижение общего количества посетителей.
– Однако у нас есть преданные поклонники, любители клубной культуры, – рассказывает Нитенко. – В принципе сектор существует, он просто несколько изменился и сократился по причинам, которые я уже назвал. Люди приходят, любят танцевать, но тратить много не могут. Делают меньше заказов, приходят в то время, когда дешевле вход. Экономят на всем! Собственно в городе сейчас все так делают, по всем позициям: начиная от покупки какой-либо бытовой техники, продолжая банальным походом в кино. У них, кстати, также падение. Это общая тенденция меня очень настораживает.
А по мнению владельца Sky Lounge, в сложной экономической ситуации именно кинотеатры остаются самым доступным видом досуга.
– Новый открывшийся кинотеатр Cinema 5 достаточно бюджетный. Конечно же, он съел трафик «Синема Парк», – говорит Эрик Гафаров. – Хотя в кризис данная сфера обычно растет, потому что кинотеатры остаются самым доступным видом досуга. Но в нашем городе, учитывая, что появился новый сильный игрок, отальным пришлось адаптироваться.
«БЫЛО ПОНЯТНО, ЧТО РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТАКОГО ФОРМАТА БУДЕТ РЕЗКО СНИЖАТЬСЯ»
Главный игрок рынка развлечений Набережных Челнов Денис Нитенко отмечает, что ситуация по ночным клубам стала меняться уже с 2010 года.
– Острая фаза кризиса наступила недавно, – говорит Нитенко. – Я не считаю, что виноваты санкции, ситуация на Украине и цены на нефть. Кризис начался еще в 2013 году, когда у нас все было в порядке, и нефть стоила дороже 100 долларов. Я считаю, что это наши внутренние причины, и сейчас экономически страна находится в тупике. Мы не развиваемся.
Владелец некогда популярного клуба «Джумба», руководитель компании «Транссервис-ЛТД» Сергей Кулиш, еще в 2009 году, почувствовав первые предпосылки кризиса в индустрии развлечений, открыл на месте своего заведения торгово-деловой центр.
– Это было связано с тем, что начался спад, доходы населения начали сокращаться, и в перспективе было понятно, что рентабельность развлекательного и общепит бизнеса в таких форматах будет резко снижаться, – пояснил Chelny-biz.ru Сергей Кулиш. – Потенциальный потребитель стал уходить в узкие форматы и небольшие заведения.
Тем не менее, нынешние игроки рынка, продолжая работать в непростых условиях, применяя разные методы, стараются минимизировать влияние негативных факторов. Так, Гафаров серьезно вложился в интерьер ресторана.
– Не закрываясь, мы полностью поменяли мебель, половое покрытие, сделали косметический ремонт и закупили более современное оборудование для новых позиций по меню, также приобрели новые кальяны. Все происходило по шаговому принципу, в ночное время, когда наше заведение не работало. Полностью закрывать заведение очень дорого, это еще один способ экономии, – говорит Гафаров.
Кстати, челнинский предприниматель готовит к открытию в Казани масштабированный вариант Sky Lounge. В GTA (так будет называться заведение – ред.) Эрик Гафаров планирует привозить звезд, а также в заведении будет предусмотрен большой ринг, где смогут проходить профессиональные боксерские бои.
Бизнесмены Денис Нитенко и Айрат Тагиров предпочитают не говорить о перспективах развития.
– Мы должны поддерживать наш уровень, – считает Денис Нитенко. – По городу клубы закрываются, к примеру, недавно Barbaris. Galaxy уже давно на продажу выставлен. Будем стараться держать планку и предлагать какой-то оригинальный, увлекательный продукт для наших гостей. Говорить о перспективах развития пока сложно. В первую очередь, нужно, чтобы у людей появились деньги. Если они будут, то все качественные виды развлечений будут востребованы.
Олеся Аверьянова
Валей
Джумба - шикарный клуб
И