Сегодня в городском суде Набережных Челнов после длительного перерыва продолжилось разбирательство по «игорному» делу. Всего на прошедшем процессе успели допросить 10 свидетелей. Один из них признался, что ранее дал ложные показания, после чего экс-чиновник исполкома Данияр Гумеров, который еще недавно бился за свою правоту, радостно вздохнул. В зал суда пожаловали подставные лица из Лениногорска, на которых оформлялись помещения игровых клубов. За свои услуги они просили самую малость: кому-то нужна была очередная порция алкоголя, кому-то погасить кредиты, а некоторые и вовсе соглашались стать фальшивыми индивидуальными предпринимателями бесплатно.
КТО ЕСТЬ КТО В ОПС «ИГРОВИКИ»
Судебное разбирательство по делу предполагаемого ОПС, которое на протяжении нескольких лет вело игорный бизнес в Набережных Челнах, сегодня вновь продолжилось. Как уже ранее не раз сообщалось, на скамье подсудимых шесть человек. При этом в специально отведенном месте за решеткой сидят трое – Денис Ульев, по версии следствия, глава ОПС, Адай Тлегенов – бывший начальник отдела полиции «Автозаводский», который якобы, используя служебные полномочия, вел общее покровительство ОПС, и Данияр Гумеров – экс-чиновник исполкома, бравший, как считает следствие, взятки за предупреждения о проверках. Все они на протяжении почти двух лет находятся под стражей. Не лучше положение у Василия Криворучко, уже осужденный за смертельное ДТП и пока еще фигурант «игорного» дела. Он в зале суда находится постоянно в наручниках, отдельно ото всех и под пристальным взглядом конвоя.
Отличаются от остальных относительной свободой известный в городе экс-депутат Сергей Еретнов, который оказался в числе подсудимых за помощь в покупке двух игорных заведений, и бывший чиновник Ильмир Мингараев. В отличие от бывшего коллеги Данияра Гумерова он признался в получении взяток.
Еще двоих суд уже признал виновными в участии в ОПС и назначил им условные сроки. Это Дмитрий Косинов, признавшийся, что в «игорном» бизнесе руководил финансовыми вопросами, потому что «всегда дружил с цифрами». Некоторые свидетели по делу назвали его «мозговым центром». Как выяснилось в суде, Косинов непосредственно давал поручения инкассатору, юристам, которые одновременно работали и в легальных организациях «игровиков», и вне закона.
Второй осужденный Ленар Нуретдинов также во всем сознался и рассказал суду, как в свое время имел несколько «игровушек» в городе, но, когда настали сложные времена, объединился с Косиновым.
Еще один фигурант дела Сергей Порамонов находится в федеральном розыске. По словам Косинова, именно ему больше всех было известно об организации игорных салонов.
«ВЫ ЗАЯВЛЯЕТЕ О ТОМ, ЧТО ДАЛИ ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ?»
Сегодня в ходе допроса одного из свидетелей выяснились новые обстоятельства, подтверждающие невиновность по некоторым фактам одного из подсудимых Данияра Гумерова. Ранее Chelny-biz.ru писал про допрос свидетеля Руслана Габсаламова, который утверждал, что через некоего Фролова передавал деньги экс-чиновнику за то, чтобы в его заведениях не проводились проверки. Алексея Фролова сегодня вызвали в качестве свидетеля, и он отказался от ранее данных показаний, подтвердив суду, что деньги он чиновнику не передавал, а незаконно присвоил себе.
По словам Фролова, тогда он работал администратором в кафе «Гранат» и действительно был знаком с начальником отдела исполкома Автозаводского района Данияром Гумеровым.
– Габсаламов как-то видел, как я разговаривал с Гумеровым, – рассказал суду Алексей Фролов. – Попросил, чтобы я решил его проблемы через Гумерова, и дал мне 20 тысяч. Но я их Гумерову не передал, получается, я их присвоил. До этого я дал другие показания. Я побоялся, так как Габсаламов на Гумерова заявление в полицию написал. Решил, что и на меня напишет.
– А сейчас не боитесь, выходит? – уточнил гособовинитель Наиль Юнусов.
– С Габсаламовым я разговаривал, мы с ним решили, что заявление он на меня писать не будет.
Однако представитель гособвинения все-таки попросил озвучить показания свидетеля Фролова, в которых он довольно подробно рассказывал, как и где получил средства от Руслана Габсаламова и каким образом передал их Гумерову. Передача денег, якобы, происходила дважды, по 20 тысяч рублей каждая. Но мужчина в очередной раз подтвердил, что деньги он получил и не передал.
– Так вы заявляете о том, что дали ложные показания? – спросил старший помощник прокурора Юнусов.
– Да, – ответил Фролов. – Тогда о Гумерове все говорили, что он якобы уехал в Арабские Эмираты, его никто не найдет, даже если найдут, когда это еще будет…
Напомним, что о причастности к «игровикам» бывшего чиновника Данияра Гумерова выяснилось немного позже. На протяжении одного месяца он находился в розыске, но был найден не в Арабских Эмиратах, а в Геленджике.
«ПОСАДИЛИ МЕНЯ В МАШИНУ, ПОЕХАЛИ К НОТАРИУСУ. Я ВСЕ СДЕЛАЛ»
На прошедшем сегодня заседании было допрошено 10 свидетелей. Стоит сказать, большинство из них – это жители Лениногорска. Именно те подставные лица, на которых оформлялись помещения, где в последующем велся «игорный» бизнес. Об этом в ходе своего допроса упоминал и Дмитрий Косинов.
До начала допроса всех фальшивых владельцев «игровушек» суд вызвал сотрудника полиции из Лениногорска. Гособвинитель огласил для свидетеля несколько фамилий людей, проживающих в этом же городе, и попросил охарактеризовать их. Полицейский рассказал о некоторых, как о людях, склонных к аморальному образу жизни, злоупотребляющих спиртными напитками и не имеющих постоянного места работы.
– О том, что у меня ИП, я узнал в 2014 году, – признался фактический владелец некоторых клубов. – Пил сильно, какие-то бумаги подписал. Этот период прошел, как в тумане. Помню, на «десятке» подъезжали. Документы просили не для ИП, а для того, чтобы что-то купить.
Гособвинитель уточнил, известны ли свидетелю такие игорные заведения, как «Мираж», «Шоколад», «Шанс», «Глобус», «Диляра»:
– Что вы можете сказать о них?
– Первый раз слышу, – ответил мужчина.
– Они вам фактически принадлежали... – проговорил Наиль Юнусов.
– Если бы принадлежали, я, наверное, жил бы по-другому, – предположил свидетель.
При этом, как заявил в суде мужчина, за свою услугу он получил пакет с алкоголем и закуской.
История второго свидетеля немного отличалась от первой.
– В 2013 году двое незнакомых людей пришли ко мне, – рассказывал житель Лениногорска. – Один из них сразу обратился ко мне по имени. Посадили меня в машину, поехали к нотариусу. Я все сделал. За это я, конечно, должен был получить какой-то гонорар. Говорили, что свяжутся со мной. Но я ничего не получил.
Впрочем, рассказы свидетелей из Лениногорска если чем-то и отличались, то имели одну и ту же суть. Незнакомые люди знакомились с данными лицами, привлекали их алкоголем, деньгами, предлагали помочь в погашении кредитов, а те становились впоследствии индивидуальными предпринимателями, сами того не подозревая. При этом свидетели не узнали в зале суда ни одного из подсудимых, не вспомнили и фамилии, которые называл гособвинитель – Желобкович и Хайрутдинов (ред. – юристы «игровиков»). Возможно, для некоторых из них и сегодняшний допрос останется «как в тумане».
«ВЫХОДИТ, ЧТО РАЗМЕР УЩЕРБА НЕ ОПРЕДЕЛЕН, И ТОГДА УГОЛОВНОЕ ДЕЛО БУДЕТ ПРЕКРАЩЕНО»
Кроме того, сегодня суд выслушал и свидетеля защиты Сергея Еретнова, журналиста газеты «Бизнес Online» Владимира Казанцева. Напомним, Еретнов ходатайствовал о привлечении в качестве журналистов, которые в 2011 году писали материалы об изъятии игровых автоматов из клуба «Шоколад». Это произошло в 2011 году. Таким образом, он хочет доказать, что игорный бизнес в клубе действовал давно, хотя его обвиняют в пособничестве при покупке заведения в 2012 году.
Тогда судья Радис Тагиров сказал, что допросит журналистов, если они сами придут в суд с паспортами. Владимир Казанцев приехал из Казани и дал показания: рассказал, когда и у кого была получена информация для статьи «Маски-шоу в челнинском «Батыре», где речь шла о масштабном изъятии игровых автоматов.
Адвокат экс-депутата горсовета Набережных Челнов Юрий Удовенко по окончании допроса свидетелей ходатайствовал о допросе Лызлова, который является автором финансовой экспертизы по данному делу. По словам адвоката, заключение эксперта является «недопустимым доказательством», а значит, не может учитываться.
– Мы его допросим, и опять-таки вернемся к ходатайству о недопустимости доказательства. Если оно будет признано недопустимым, то, выходит, что размер ущерба не определен, и тогда уголовное дело будет прекращено, – многообещающе заявил Юрий Удовенко.
Судья Радис Тагиров объявил перерыв в деле.
Олеся Аверьянова