Верховный суд Татарстана отказал в удовлетворении жалобы казанского художника Руслана Ибрагимова, который вез из Стамбула экспонаты для будущей выставки в Елабуге, но их конфисковали на таможне.
Как сообщает «Реальное время», Ибрагимов перевозил 85 объектов искусства общим весом более 45 кг. В их числе – фото на полимерных полотнах и бумаге, картины на текстиле. Среди них – 63 тиражные копии фотоснимков семьи Окутан, работы Камиля Акманова (художника по стеклу в технике фьюзинга), произведения самой Айгуль Акмановой-Окутан и фотографии ее покойного супруга Мехмета. Часть снимков сделал их сын Омер – они были созданы во время его путешествий по странам Африки и Азии.
Ибрагимов прибыл в Казань рейсом из Стамбула 5 июня 2025 года и прошел через «зеленый коридор», заявив, что везет работы для личного пользования. Он также не согласился с оценкой их стоимости, пишет издание. В результате картины и фотографии изъяли: по решению Лаишевского суда, согласно Таможенному кодексу, эти предметы не подпадали под категорию товаров личного пользования.
Выставка под названием «Искусство – путеводная нить поколений» должна была открыться в Елабуге 11 июня, а позже ее планировали запустить 19 декабря – информация об этом размещена на сайте Елабужского музея заповедника. Экспозиция была призвана объединить творчество нескольких поколений и отразить культурные связи России и Турции.
Айгуль Акманова-Окутан, чьи работы должны были стать частью экспозиции, родилась в Казани в 1977 году, училась в Перми, а последние 18 лет живет в Турции. Она много лет организует совместные художественные проекты с турецкими и татарстанскими живописцами в разных городах – от Казани до Стамбула.
Заведующая Музеем современного этноискусства Елабужского музея заповедника Зиля Нигамаева отметила, что ранее экспонаты беспрепятственно привозили в музей из регионов России, а нынешняя ситуация стала неожиданностью: «Впервые такая практика сложилась. Жаль, что Айгуль Окутан, так много делающая для искусства, объединяющего две страны, попала в эту ситуацию».
Генеральный директор Елабужского государственного музея заповедника Гульзада Руденко направила письмо начальнику Татарстанской таможни Марату Гараеву. В нем она указала, что семь полотен казанских художников (2018–2024 гг.) предназначались для возврата авторам после выставки в Турции, и на шести из них есть экспертные заключения. Кроме того, Руденко подчеркнула, что турецкие работы «не относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение».
18 февраля Верховный суд Татарстана оставил жалобу Ибрагимова без удовлетворения. Источники в музейном сообществе отмечают, что подобных проблем можно было бы избежать при более тесном взаимодействии с консульскими службами – как это происходит, например, при организации выставок иранских художников в Казани. Эксперты подчеркивают: любые международные культурные обмены требуют тщательного документального сопровождения, включая экспертизы и официальные соглашения.
Из-за случившегося сорвалась не только елабужская выставка, но и запланированное осенью представление этих же работ в Турции – на экспозиции «Культура народов Евразии в современном искусстве России».