Производители продуктов в скором времени могут ощутить проблемы с картонной упаковкой и коробками для транспортировки, поскольку санкции ударили по фабрикам, которые ее выпускают. Они тоже испытывают проблемы с поставками специфического импортного сырья и материалов.
- У нас зависимость от пигментов для флексографической краски. В основном все производители красок использовали европейские пигменты, - говорит гендиректор «Набережночелнинской картонно-бумажной фабрики» Ильмир Сабиров, резидент ТОСЭР. - В Китае его тоже производят, но как быстро компании смогут перепрофилироваться - вопрос. У нас пигментов осталось на несколько месяцев. Никто не держал запасы на годы. К тому же, для составления цвета нужно много разных оттенков, их нужно пополнять. Во-первых, все подорожало, во-вторых, логистические проблемы. Ввозить сложнее стало - цена сразу выросла.
Есть сложности и с ускорителями засыхания клея ПВА, который используется для склейки коробок.
- Высокоскоростные машины, которые склеивают по 500 коробок в минуту, не могут работать на тех клеях, которые производятся у нас. Нет компонента, который заставляет коробку быстро склеиваться, - объясняет Сабиров. - Вопрос, в общем-то, решаемый - можно чуть снизить производительность оборудования, и все склеится. Думаю, большая проблема возникнет с оснасткой. Это ножи, которые используются в вырубных формах. Их тоже нет в стране, завозили из Европы. Плюс сложности с печатными формами – специальной полимерной пластиной. Проработали вариант с компанией из Китая, которая нам сможет быстро поставить оборудование для производства краски.
Последствия этих сложностей ощутят клиенты челнинской фабрики: кондитеры, хлебзаводы, молокозаводы. Возможно удорожание картонной упаковки и внешний вид изменится.
По словам Ильмира Сабирова, с Китаем, на который все уповают, далеко не так просто работать:
- Китайцы прекрасно понимают, в какой ситуации мы находимся, и хотят заработать. Накинули очень много. Привезти сегодня что-либо из Китая очень дорого и сложно. Там сейчас находится произведенное для нас оборудование для выпуска бумаги (нашего проекта в ТОСЭР). Цена на перевозку сильно выросла еще со времен пандемии. Если раньше стоимость одного контейнера была 820-840 долларов, сейчас – 16 тысяч долларов! Нам потребуется около сотни контейнеров. Стоимость просто колоссальная! К тому же, поставщик оказался в том городе, где вспышка нового штамма коронавируса, и они из дома даже не выходят. Думаю, цены уже не поползут вниз. Надо просто изыскивать средства и вывозить.
Российские производители картона при нынешних курсах валюты могли бы заработать на продажах за рубеж. Но комбинаты не могут отгружать товар в Европу, а железная дорога в Китай не резиновая, отмечает гендиректор Набежночелнинской фабрики.
- Мы многое в стране сами не производили. Наверное, будет хороший пинок, - заключает Ильмир Сабиров. - Главное - поддержка от государства. Сейчас с прекращением кредитования бизнесу не на что организовать производства, которые требуются для импортозамещения. Нужны точечные государственные вливания в отрасли, где у нас катастрофическая ситуация и нужно полное импортозамещение.
Артем
Алексей
Александр