Небывалый ажиотаж вызвала торговая точка под реализацию кулинарной продукции на новом участке набережной Табеева. Из восьми участников, которые заявились на лот, осталось лишь двое. Их имена засекречены, однако Chelny-biz.ru удалось выяснить личность одного из них. Борьба между двумя участниками идет уже пять дней и, судя по всему, продолжится и завтра. Цена за лот уже достигла 4,2 млн рублей, что превышает первоначальную сумму в 52 раза. За что бьются игроки, оправданы ли такие затраты и что думают по этому поводу участники рынка – в материале Chelny-biz.ru.
ТОРГИ
«МЫ ИСКЛЮЧАЕМ РИСКИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВ»
Первые торги по нестационарным торговым объектам по новым правилам (в аукционную документацию заложено условие по внешнему виду павильонов и киосков) вызвал небывалый ажиотаж со стороны бизнеса. Особое внимание нацелено на один из лотов – под реализацию кулинарной продукции на обновленном участке набережной Табеева (напротив жилого комплекса «Парус», где сейчас обычно проводят массовые мероприятия). За место под перголой, где в будущем должен появиться павильон на 18 «квадратов», бьются пятый день. А цена за лот с 80,2 тыс. рублей уже перевалила за четыре млн. Это цена аренды точки за год. Судя по актуальной информации с сайта электронной площадки, подано свыше тысячи предложений, а экономический эффект составил 5 060%. Интересно, что изначально на торги заявилось восемь участников, однако сейчас яростная борьба идет между двумя из них.
– Торги проходят на электронной площадке Агентства государственного заказа РТ. Каждому участку присваивается порядковый номер, получается, что друг друга они не видят, как и мы, – рассказал Марсель Хайрутдинов, начальник отдела мунзаказа исполкома Набережных Челнов. – Если раньше торги проводились в зале и участники, по сути, могли сговариваться между собой, то сейчас этого не происходит. Получается, что мы исключаем риски. Электронный формат повышает эффективность торгов.
Что же необычного в этом лоте, учитывая, что на участке под перголой изначально торговалось два места под павильоны? Дело в том, что это будет единственный павильон на Табеева, где можно будет готовить продукцию на продажу. Отметим, что на протяжении всей набережной подобного объекта нет. То есть реализация кулинарной продукции подразумевает наличие у продавца (предприятия общественного питания) необходимых условий для производства и хранения готовой пищи, соблюдение санитарных норм и правил, а также наличие квалифицированного персонала, то есть поваров, кулинаров. Что касается понятия «реализация продовольственной продукции», то оно предъявляет требования к условиям хранения и транспортировки продуктов, соблюдению сроков годности и маркировке. Таким образом, ключевая разница – это готовность к употреблению. Продовольственная продукция – это сырье или полуфабрикаты, а кулинарная – готовые блюда.
УЧАСТНИК
«ЦЕНА ЗА ЛОТ УЖЕ ДОСТИГАЕТ ЗАОБЛАЧНЫХ ЦИФР. НА НОВОЙ ЧАСТИ НАБЕРЕЖНОЙ ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО, ГДЕ МОЖНО БЫЛО БЫ РАБОТАТЬ С КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ»
Chelny-biz.ru несмотря на секретность участников удалось вычислить одного из тех самых двух конкурентов, которые бьются за лот. Это одна из местных сетей (по понятным причинам не будем ее раскрывать). У компании грандиозные планы на территорию – здесь хотят (конечно же, если выиграют) открыть кофейню нового формата.
– Я продолжаю бороться, потому что я понимаю – место очень хорошее для работы. Оно круглогодичное, срок аренды – на пять лет. И я хочу сделать на этом объекте новый формат кофейни с быстрым обслуживанием через электронную кассу, – рассказал владелец сети. – Во-первых, это будет быстро, а во-вторых, вкусно и качественно, а также необычно. Плюс, соответственно, мы хотели туда внедрить расширенный ассортимент.
Бизнесмен отмечает, что заявился только на один единственный лот – он подходит под критерии сети.
– Я сильно разочарован тем, что на такую красивую набережную администрация решила установить только два объекта, в которых можно будет продавать продукцию и напитки (то есть один с кулинарной продукцией и один с продуктами питания). К тому же сами объекты очень маленькие. При этом такая бешеная конкуренция – цена за лот уже достигает заоблачных цифр, – отмечает бизнесмен. – Фактически на новой части набережной это единственное место, где можно было бы работать с кулинарной продукцией и с напитками, то есть с нашей продукцией.
Как считает бизнесмен, в целом недостаточно торговых точек не только на Табеева, но и в обновленном парке Прибрежный. Сегодня здесь торговлю ведет лишь местный бизнесмен Радик Валинуров.
– Я думаю, что городу стоило было бы задуматься над тем, чтобы расширить количество торговых объектов и на новом интересном прогулочном месте – в парке Прибрежный. На круглое кафе, которое разыграли в прошлом году, тоже очень сильная конкуренция была. Я в этом аукционе тоже пытался участвовать, но, к сожалению, цена в итоге вышла настолько заоблачной, что мы даже не представляем, чем нужно там торговать, чтобы оправдать аренду, – отметил бизнесмен.
Не нужно сбрасывать со счетов и новые требования города ко внешнему виду объекта – это еще один (причем весомый) пункт допрасходов. Так, при строительстве павильона бизнес должен использовать ламели хвойных пород дерева, панорамное тонированное остекление. Указаны требования и к подсветке: она должна быть контурная, с теплым желтым или холодным белым цветом.
– Новый дизайн павильона предполагает дополнительные расходы. У нас, конечно, есть свой определенный стандарт, но, скорее всего, его нужно подгонять под требования города. Соответственно, цена будет совсем другая, – отмечает участник торгов. – Я готов биться до конца. Не знаю, на какой цифре мы остановимся. Но уже понятно, что с увеличением цены сроки окупаемости и рентабельность только растут.
СОСЕДИ
«РАБОТАТЬ БЕСПЛАТНО И ОТДАВАТЬ ДЕНЬГИ ЗА АРЕНДУ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО»
Еще один претендент на лот – предпринимательница Ольга Дерябина. Торговалась она до отметки в 1,4 млн, дальше не стала – дорого.
– Конечно, это место хорошее. Но там борются крупные игроки, которые могут себе это позволить, – рассказала бизнесвумен. – Пускай борются, молодцы. Я надеюсь, что за года три они окупят затраты. Эту сумму же нужно платить каждый год. Четыре миллиона каждый год – это очень дорого. Мне кажется, это уже нецелесообразно – работать ради работы, будет невыгодно. Для меня работать бесплатно и отдавать деньги за аренду – нецелесообразно.
У предпринимательницы семь точек по городу с сахарной ватой, вареной кукурузой и попкорном. Дерябина в итоге получила павильон площадью 20 кв.м. в районе пляжа «Берег Камы» с годовой арендой в 130 тыс. рублей. Тоже под реализацию «кулинарки». Начальная сумма лота составляла почти 87 тыс. рублей.
– Обычно мы реализовывали горячую кукурузу, сахарную вату, попкорн и мороженое. Но на пляже «Берег Камы» из-за большой площади мы добавим кофейню со сладкой выпечкой. Мы знали про новые правила оформления, шли с намерениями сделать новый объект. Я думаю втиснуться где-то в полтора миллиона рублей. Это при том, что павильон мы будем делать сами. Если заказывать, то это будет около трех миллионов рублей, – говорит Дерябина. – Риски у нас связаны только с погодными условиями. Если следующее лето будет хорошее, то мы это все окупим. Я надеюсь отбиться за следующий сезон. За зиму мы сейчас построим, весной установим и будем работать.
Второй лот на Табеева – тоже под перголой, но под реализацию продовольственных товаров – ушел совладельцу кафе «Компот» Дмитрию Федорову, который предложил за точку чуть больше 1,4 млн рублей. На него претендовало шесть участников. У бизнесмена большие планы на территорию. Здесь планируют открыть «филиал» кафе «Компот» – так называемый «мини-компотик».
– Решил, что открою павильон, где будет продажа полезной еды. Хочется сделать красиво, классно для людей, развивать культуру стритфуда. Эта точка будет «филиалом» «Компота» – «Мини-компотик», где будет продукция нашего основного кафе с кондитерскими изделиями. Что-то будем привозить, что-то готовить на месте, – рассказал Федоров.
Что касается требований ко внешнему виду «нестационарки», Федоров отмечает, что новые правила сделают город только красивее. При этом предприниматель подчеркивает, что владелец соседнего пункта проката на Табеева вложил около 3,5 млн, чтобы привести объект в соответствие новым стандартам.
– Для общепита же всегда все дороже. Там же еще оборудование надо поставить, кофемашину, печки, холодильники. Рассчитываем вложить до четырех миллионов рублей – продолжает бизнесмен. – Я готов вложиться, я делаю это для всех, а также для себя и своих детей. Хочу готовить и продавать такие блюда, которых у нас в городе нет. У нас вот вообще не развита индустрия стритфуда. Хочется эту культуру развивать. Это будет вкусно и красиво. Я хотел во французском стиле сделать, понять, кто будет соседом и вместе с ним договориться поставить красивые столики со стульями.
ЛАКОМОЕ МЕСТО В ПРИБРЕЖНОМ
«ДАЖЕ В МОСКВЕ НЕТ ТАКИХ ЦЕН ЗА ТАКУЮ ПЛОЩАДЬ. ЧЕСТНО ГОВОРЯ, Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО НУЖНО ПРОДАВАТЬ, ЧТОБЫ ОКУПИТЬ ЭТОТ ПАВИЛЬОН»
В прошлом году также яростно бизнес боролся за круглый павильон, но уже в другом благоустраиваемом пространстве – у парка Прибрежный, в районе школы «Адымнар». Цена за торговую точку на входе в парк выросла на торгах в 19 раз. Победителем стал Радик Валинуров, который забрал павильон с арендой почти 432 тысячи в месяц (то есть около пяти млн в год). Его конкурентами были ООО «Компот» братьев Федоровых, совладелица холдинга AA group Альфия Лоханина, ООО «Хэлф Фуд» Эммы Крюковой, совладелец «Кофе Лайк НЧ» Сергей Селеменев и другие предприниматели. Тогда «финалистами» стали ООО «Компот» и Валинуров. Братья Федоровы предложили 430,6 тыс. рублей, Валинуров – 431,7 тыс. Владельцы «Компота» уступили, не став продолжать повышать цену.
Победитель после торгов комментировал Chelny-biz.ru, почему так упорно боролся и готов был настолько поднять планку.
– Я не первый год работаю в «Прибрежном», веду бизнес на территории с 2010-го года, знаю проходимость, поток посетителей. У меня есть павильон на Лесном озере («Елки-Иголки» – ред.). Во-первых, я не мог себе позволить пропустить конкурента в такое хорошее помещение на входной группе. Во-вторых, я знаю, что общепит здесь востребован, место хорошее, люди приходят, им нравится, – рассказывал тогда Валинуров. – В помещение проведено электричество, вода, канализация, обязательно будет санузел для посетителей. Есть все условия для открытия хорошего полноценного кафе.
Некоторые игроки рынка тогда называли сумму неоправданной. Основатель ISCO Family Group (сеть Shaurma City, «Шакмак», кафе Aivo) Искандар Исмоилов охарактеризовал ее космической. По его словам, он впервые видел такую борьбу за место.
– Даже в Москве нет таких цен за такую площадь. Честно говоря, я не знаю, что нужно продавать, чтобы окупить этот павильон. Зимой в парке все равно не такой поток посетителей. Его посещаемость в целом зависит от погоды – сегодня жарко, а завтра дождь, – комментировал Исмоилов.
Валинуров планировал разместить в павильоне полноценную кофейню с баристой и посадочными местами, рассматривал привлечение «секретной» франшизы. В результате кафе открылось только через восемь месяцев после торгов. В заведении под названием «Прибрежный» сейчас продают горячие напитки, выпечку и готовую еду.
Павильон достался бизнесмену с годовой арендной в 5,1 млн рублей. Стоимость этой торговой точки пока побеждает в звании самого дорогого объекта в общественном пространстве города.
Chelny-biz.ru
Александр