, 23 Января
Коронавирус. Заражено: 343 387 829 человек. В России: 10 987 774. В Татарстане: 44 859. В Челнах: 5 871
Новости
Подробно


«Сговора тут нет, просто люди умеют свои деньги считать. Мы не в состоянии платить»

18.01.2017, 16:48

Игроки рекламного рынка Набережных Челнов сегодня объявили бойкот местной администрации, которая попыталась разыграть через аукцион 10 рекламных щитов. Мероприятие завершилось буквально за 15 минут, так и не сумев толком начаться. Предприниматели попросту проигнорировали требования аукциониста поднимать карты, тем самым сорвали аукцион. Тихо наблюдал за происходящим и бизнесмен, который на прошлых торгах скупил почти все лоты. Руководители рекламных агентств называют цены исполкома «превышающими все разумные пределы».

«ТУТ МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ СОВПАЛО – РАБОТАТЬ НЕ С ЧЕМ»

«Ход конем» сделали сегодня игроки рекламного рынка на аукционе на право заключения оговора аренды на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. 10 щитов, выставленных исполкомом, так и остались не разыгранными, потому что, как посчитали представители рекламного рынка, цены на них просто неподъемные.

А начиналось все весьма обычно: участники расселись в большом зале мэрии, предварительно пройдя регистрацию и получив пронумерованные карточки. Тем не менее, никто ими не воспользовался. Аукционист то и дело зачитывал характеристики лотов и называл стартовые цены, однако собравшиеся спокойно игнорировали его. Ситуация больше походила на сговор.

– Сговора тут нет, просто люди умеют свои деньги считать. Тут мнение участников совпало – работать не с чем, – прокомментировал позже индивидуальный предприниматель Виталий Стрыгин. – Это неприемлемо, это просто превышение всех разумных пределов. Прошлый аукцион прошел на разумных начальных условиях. То, что получилось, то и получилось, – продолжил бизнесмен, имея в виду, что львиная доля щитов, выставленных на первом аукционе, ушла загадочной компании «Деск медиа» Вячеслава Гусева, а начальная цена лотов выросла в разы. – Но исполком сейчас выставил такую арендную плату, которую мы не в состоянии платить.

Дело в том, что на этот раз стартовый размер платы по договору аренды вырос почти втрое – со 130 рублей за кв. м информационного поля (такая цена была установлена на первом аукционе) до 390 рублей, а то и выше (достигает 411 рублей за квадрат на некоторых конструкциях). Цены лотов начинались от 130 тыс. рублей, для двух трехсторонних щитов – от 216,4 тыс. Все объекты расположены вдоль реконструированного проспекта Чулман: по одному на пересечении с проспектами Беляева и Автозаводский, у гимназии №76, возле загса, по два щита у домов 50/04, 42/10 и на остановке «40-й комплекс».

Как пояснили Chelny-biz.ru в исполкоме, такие цены – итог независимой оценки, а предыдущий аукцион показал, что за одну конструкцию предприниматели готовы выкладывать в среднем по полмиллиона.

Любопытно, что к «акции протеста» челнинских рекламщиков присоединился и сам Вячеслав Гусев, покупатель семи щитов на прошлом аукционе. Чуть опустив голову, он молча следил за реакцией лицитатора. Хотя, казалось бы, при игнорировании аукциона остальными участниками он мог бы без особого труда приобрести все 10 лотов, на которые заявился.

– Он (Гусев – ред.) тоже деньги считает. Гусев такой же владелец будущих конструкций и будет платить такие же деньги. И он прекрасно понимает, что таких денег ему не заработать на этом, – ответил на вопрос журналистов Виталий Стрыгин.

«ДАЖЕ НА ПРОСПЕКТЕ МИРА ЗА ТАКИЕ ДЕНЬГИ, Я ДУМАЮ, НИКТО ПОКУПАТЬ НЕ БУДЕТ. ВТОРАЯ СТОРОНА ЩИТА – МЕРТВАЯ»

По новым расчетам получается, что аренда одного рекламного щита обойдется предпринимателю в районе 15 тыс. рублей (площадь двустороннего щита 36 кв. м умножаем на 411 рублей). Плюс нужно учесть, по какой цене был приобретен лот. Допустим, что щит ушел по начальной цене в 137 тыс. (что крайне маловероятно при такой конкуренции – на один лот поступает 3-4 заявки), то получается игроку рекламного рынка ежемесячно необходимо доплачивать в бюджет города еще порядка 3 тыс. (137 тыс. делим на 5 лет (т.е. 60 месяцев). К этому нужно добавить плату за освещение, монтаж конструкции (если ее нет на участке) или ее покупку (игроки оценивают стары конструкции в 200-250 тыс.) и т.д. Получается, что себестоимость одного щита, по самым грубым подсчетам, составляет около 20 тыс. рублей в месяц. Для трехсторонней конструкции она достигает 25 тыс.

Игроки рекламного рынка отмечают, что сегодня уже действуют максимальные для города расценки на размещение рекламы, повышение челнинские рекламодатели просто не потянут.

По словам предпринимателей, проблема и в том, что чиновники не разделяют щиты на стороны «А» и «Б», как это делают рекламисты. «А» – сторона, расположенная справа по направлению движения транспортного потока, «Б» – слева, она просматривается через полосу встречного движения.

– Исполком считает, что сторону «Б» мы тоже продаем, поэтому у нас фактически получается двойная цена за сторону «А», – поясняет Стрыгин. – Максимальная цена стороны «А» – 15-16 тысяч рублей и то за щиты, расположенные в хороших местах. Чулман к ним не относится. Даже на проспекте Мира за такие деньги, я думаю, никто покупать не будет. Вторая сторона щита – мертвая, на нее можно социальную рекламу вешать. Сейчас у меня стороны «А» загружены на 70-75%, а «Б» пустуют почти на 100%. Когда-то был такой принцип в Нижнекамске, что исполком забирал себе такие мертвые стороны, вешал на них социальную рекламу на «постоянку» и с нас не брал деньги за эту сторону. И нас это в принципе устраивало.

Виктор Мороз и Виталий Стрыгин


– Мы считаем, что победители аукциона попытаются повысить цены на услуги, но фактически рынок не даст этого сделать, – считает директор компании «Грэм» Виктор Мороз. – Челнинский бизнес не готов платить за рекламу больше. Даже федеральные рекламодатели, скорее всего, не будут. Они просто уйдут в другие медиа. Мы даже не повышаем цену тем клиентам, которые у нас есть, они, как платили год-два назад, так и платят.

«ОНИ ОБЯЗАНЫ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ: АРЕНДНУЮ ПЛАТУ И СТАРТОВУЮ ЦЕНУ, И РАЗЫГРАТЬ НА НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

Меж тем, некоторые игроки рынка уже направили жалобу на исполком в Управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану. Суть та же – оценка лотов «по чрезмерно высокой (необоснованной) сумме», что, как пишут авторы письма, однозначно ограничит возможность доступа к торгам отдельных субъектов рекламного рынка. А это, как отмечают в жалобе, может рассматриваться как создание участнику торгов или нескольким преимущественных условий. Беспокоит авторов письма факт того, что неизвестно как проводились расчеты по каждой конструкции, и почему они в несколько раз отличаются от расценок первого аукциона.

«Другими словами при разработке аукционной документации в части оценки лотов исполнительным комитетом не были учтены ни прожиточный минимум и уровень экономики в автограде, ни опыт проведенных торгов в Москве, Казани и других городах РФ. Не было учтено то, что при разработке аукционной документации необходимо разработать механизмы стабильного формирования доходной части местного бюджета путем проведения гибкой ценовой политики в сфере наружной рекламы, – сообщается в жалобе. – Главная задача – обеспечить рыночно обоснованный рост поступлений в бюджет города и экономический эффект для фирм-операторов на рекламном рынке города».

Авторы жалобы просят аннулировать торги и привести документацию аукциона в соответствие с действующим законодательством.

– Мы не знаем, что произойдет дальше, – говорит Виктор Стрыгин. – Дальнейшие действия будут зависеть от исполкома. Если они будут соблюдать рамки закона, они сейчас обязаны изменить начальные условия: арендную плату и стартовую цену, и разыграть аукцион на новых условиях.

Лилия Хамитова