Новости
Подробно

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

24.09.2025, 17:03
Фото: Госсовет РТ

Важные изменения в системе поддержки многодетных семей Набережных Челнов приближаются к финальной стадии рассмотрения. Глава правительства республики Алексей Песошин подтвердил, что законопроект о денежной компенсации вместо земельных участков находится на завершающем этапе подготовки. Антикоррупционная экспертиза документа должна быть завершена до 30 сентября. После получения положительного заключения проект будет вынесен на рассмотрение депутатов Госсовета республики.

Ожидания семей существенно превышают текущие показатели выплат по России. Многодетные родители Челнов рассчитывают на компенсацию в 1,5–2 миллионов рублей, аргументируя это длительными сроками ожидания участков и рыночной стоимостью земли в Тукаевском районе.

Депутаты Госсовета выражают готовность поддержать инициативу, однако подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к определению размера компенсации. По их мнению, сумма выплаты должна: соответствовать возможностям бюджетов города и региона, а также быть соразмерной рыночной стоимости предоставляемых участков. Окончательный размер компенсации пока не определен, но работа над документом ведется активно, и его рассмотрение на сессии Госсовета ожидается в ближайшее время.

ИДЕЯ

«В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ЗАКОНОПРОЕКТ БУДЕТ ПРИНЯТ»

Вопрос о денежной компенсации для многодетных семей Набережных Челнов перестал быть просто слухом – глава правительства республики Алексей Песошин сделал официальное заявление на сессии городского совета.

– Будет принято решение о внесении альтернативных мер поддержки в виде выплат, – сообщил Песошин. – В ближайшее время законопроект будет принят, поэтому я озвучиваю.

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

Хотя премьер-министр не уточнил конкретные сроки принятия законопроекта и размер компенсации, известно, что документ в настоящее время проходит антикоррупционную экспертизу. Планируется внести изменения в пункт 3 статьи 32 Земельного кодекса Республики Татарстан, что позволит многодетным семьям получать денежные сертификаты вместо земельных участков.

Действие закона будет распространяться только на многодетные семьи Казани и Набережных Челнов. Размер выплат определит Кабинет министров Республики Татарстан. Вполне вероятно, что суммы компенсаций для двух городов будут различаться.

«Ведет» законопроект татарстанская прокуратура. Как отмечал ранее Chelny-biz.ru прокурор города Фанис Шайхаттаров, инициативу о такой альтернативе предложили многодетные на круглом столе в мэрии, где был и прокурор Татарстана Альберт Суяргулов.

Фото: администрация Набережных Челнов
Фото: администрация Набережных Челнов

– Сумму пока не определили, самое главное сейчас разработали проект. Его должны будут согласовать с прокуратурой республики на предмет соответствия требованиям федерального законодательства и направить на обсуждение депутатам, – рассказывал ранее Фанис Шайхаттаров. – Обоснованием такого решения стало то, что есть многодетные семьи, которые так или иначе не смогут освоить участки и будут его продавать. По анализу, который провела прокуратура, 60% семей, получив участки, выставляют их на продажу. А в таких сделках есть свои нюансы. Один из них состоит в том, что продать их можно будет, скорее всего, только по низкой цене, так как имеется угроза изъятия в случае неиспользования по целевому назначению длительное время. В таком случае, в основном их покупают строительные фирмы, которые возводят поселки под продажу. Они же в дальнейшем, прикрываясь многодетными, начинают требовать от государства проведения коммуникации и строительства инфраструктуры. Еще один нюанс – сделка по продаже участка будет на контроле органов опеки. Долей детей нельзя будет воспользоваться до их совершеннолетия, то есть часть денег будет перечислена на их счет.

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

Законопроект будет представлен на рассмотрение после завершения независимой антикоррупционной экспертизы.

МНОГОДЕТНЫЕ

«НАС БОЛЬШЕ УСТРАИВАЕТ ДЕНЕЖНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ, ЧЕМ ЗЕМЛЯ!»

По последним данным местной администрации, в очереди на получение участков стоят 5 308 челнинских семей. С начала года челнинцы выбрали 785 наделов. Большим спросом пользуются территории в Заинском (получено 200 участков), Мензелинском (469) и Сармановском (156) районах.

Информация о скорых изменения в законе давно и активно обсуждается в чатах многодетных. При этом звучат разные цифры – от 300 до двух млн.

– Это большой шаг. Надеемся, что внесут такой законопроект. Мы рассматривали сумму 1,5-2 миллиона рублей. Ну никак не 200-250 тысяч, как озвучивали до этого. Это будет просто насмешкой над многодетными! – комментирует Chelny-biz.ru многодетная Эльвира Сапицкая. – Я бы согласилась на компенсацию, смотря какая сумма. Чем брать участки в Сармановском, Муслюмовском и других районах – лучше уж компенсация. Очередь из шести тысяч семей быстро сократилась бы и не пришлось искать земли. Дальше городу было бы намного проще.

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

Аналогичного мнения придерживается мать четверых детей Евгения Крайнова.

– Конечно хотелось бы денежную компенсацию, чем участки, которые они предлагают. Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас за такие деньги и дачу не купишь, то есть вообще ничего. Хотя бы 1,5 миллиона. За эти деньги можно купить дачу, например. А просто участок ИЖС в нормальном месте, где ступала нога человека, не купишь. Под 2,5-3 миллиона рублей участки стоят, – поделилась Крайнова. – Изначально обещали участки в Тукаевском районе, а потом уже пошло все подряд. В 80 километрах от Челнов! Получается это не помощь многодетным, а издевательство. Как я туда ездить буду?!

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

– 1,5-2 миллиона рублей – не меньше, – считает многодетная Айсылу Каюмова. – Нас больше устраивает денежная компенсация, чем земля, потому что раздают далеко. Это надо строиться, ездить, транспорт надо будет нанимать... И чтобы строиться тоже нужны деньги, а сейчас это минимум 10 миллионов. Участки дают в отдаленных районах, их не продать. Даже за 250 тысяч рублей, наверное, не продашь. А нам нужен участок недалеко от Челнов, чтобы на будущее оставить детям.

Челнинка Анфиса Салахова рассчитывает все-таки выбрать участок, который будет максимально близок к городу. Она признает, что сумма компенсации вряд ли будет большой.

– Лично я претендую на землю, которая максимально близка к городу Набережные Челны, потому что сомневаюсь, что компенсация будет какая-то большая. Учитывая, что сейчас цены на землю совсем другие, а не те, когда мы вставали в очередь девять лет назад, – рассказала Салахова. – Естественно, если кому-то нужны деньги и компенсация устроит – это хорошая альтернатива. У каждого должен быть выбор или земля, или компенсация. Кто-то озвучивал 250 тысяч рублей по практике других регионов – это очень мало. Еще вопрос возникает, а как это будет предоставляться. Может, это сумма будет предоставляться только на приобретение земли. Хотелось бы, чтобы на эту сумму можно было погашать и ипотеку.

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

МНЕНИЕ

«ХОРОШО, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО СЛЫШИТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ»

Сумма альтернативной выплаты взамен участка многодетным семьям по России не превышает полумиллиона. Например, судя по открытым данным, многодетным в Санкт-Петербурге предоставляют 472 тыс. рублей, в Московской области – 400 тыс., Ленинградской области – 400 тыс., Республике Башкортостан – 250 тыс., Республике Марий-Эл – 250 тыс., Чувашской области – 250 тыс., в Алтайском крае – 200 тыс., Тульской области – 200 тыс., Калужской области – 150 тыс., Тамбовской области – 150 тыс. и Кировской области – 130 тыс. рублей.

Законопроект должны вынести на рассмотрение депутатского корпуса республики в ближайшее время.

«Если предложат 250 тысяч – это же смешные деньги вообще! Сейчас на них и дачу не купишь»

Руслан Нигматулин, депутат Госсовета РТ, генеральный директор ГК «Далини» и председатель регионального отделения партии «Новые люди» в Татарстане:

– Многие жители просят о такой альтернативе как денежная компенсация, и хорошо, что правительство слышит и поддерживает. Еще будучи депутатом горсовета, я писал обращения, запрашивал информацию по многодетным семьям. С тех пор их количество в очереди выросло в разы. Уже избравшись в Госсовет Татарстана, я направлял законодательное предложение о введении такой компенсации, обращался в правительство Татарстана. Поначалу ответы были отрицательными, потом риторика поменялась. Конечно, я за такой законопроект. Тем более, что более 20 регионов России уже ввели денежную альтернативу участкам. Сейчас с учетом инфляции все резко подорожало: и земля, и квартиры, и стройматериалы. Жизнь стала намного дороже за последние два года. Не все многодетные семьи могут осилить строительство, поэтому для них, мне кажется, это – отличный выход. Деньги можно направить на улучшение жилищных условий – на расширение квартиры в городе.

Вопрос – какой будет сумма компенсации. В разных регионах – от 200 до 500 тысяч. Я не думаю, что у нас будет значительно выше, чем в других. Бюджет вряд ли может выделить очень большие деньги. Мы все понимаем ситуацию. На сверхрыночную сумму, за которую можно купить жилье в элитном поселке, рассчитывать не стоит. Нужно понимать, что основная часть бюджета все же тратится на зарплаты бюджетников.

Также еще предстоит найти источник финансирования этих допрасходов бюджета. Важно, чтобы вопрос был тщательно проработан. Но сам факт того, что правительство ищет решения в данном направлении – это шаг вперед.

Фото: БИЗНЕС Online
Фото: БИЗНЕС Online

Фадбир Сафин, депутат Госсовета РТ, заведующий кафедрой реставрации наследия в КФУ:

– Я всегда поддерживал и поддерживаю инициативу по многодетным. Сейчас все нацелено на поддержку демографической политики. Я считаю, что вообще нужно помогать многодетным по ипотеке – например, списать всю сумму кредита. Если в семье три и больше ребенка, это ведь их поднимать на ноги, учить надо. Поэтому если будет такой законопроект, я, конечно, поддержку.

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

Владимир Чагин, руководитель проекта ралли «Шелковый путь», председатель правления НП «КАМАЗ-Автоспорт», депутат Госсовета РТ:

– Об этой инициативе я слышал. В настоящее время обсуждение все активнее переходит в компетенцию Государственного Совета и депутатов. Во-первых, хочу отметить, что изначальная инициатива по выделению земельных участков многодетным семьям была абсолютно правильной, – отметил Чагин. – Когда дети из многодетных семей живут на собственном земельном участке, они лучше осваивают навыки ведения домашнего хозяйства и гармоничнее воспринимают окружающий мир. Это не только создаёт удобные условия для большой семьи, но и способствует правильному воспитательному процессу. Во-вторых, свободных земельных участков становится все меньше, и их объёма уже недостаточно, чтобы обеспечить всех нуждающихся семей. Просто прекратить распределение земли — не лучший выход. Поэтому сейчас активно обсуждается альтернативное решение: предоставление многодетным семьям денежной компенсации вместо земельного участка. Размер такой компенсации должен быть сопоставим с рыночной стоимостью того участка, который мог бы быть предоставлен семье, и при этом учитывать финансовые возможности региона и муниципального образования. Необходимо найти разумный баланс между рыночной стоимостью земли и реальными бюджетными возможностями субъекта РФ и муниципалитета. Учитывая опыт руководства нашей республики и его искреннюю заботу о каждом жителе, уверен: принятое решение будет справедливым, взвешенным и по-настоящему полезным для многодетных семей.

Фото: Госсовет РТ
Фото: Госсовет РТ

Светлана Захарова, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по социальной политике:

– На сегодняшний день свободной земли не так много, и люди хотят получить участки возле города, но не всегда это получается реализовать. И, мне кажется, денежная компенсация – хорошее подспорье для многодетной семьи. С такой просьбой, кстати, сами многодетные очень часто к нам обращаются. Что касается суммы компенсации, точно сказать сложно. Она будет зависеть от стоимости земли: в районе Казани земля все равно дороже. Существует определенный коэффициент стоимости земли, и сумма компенсации, вероятно, будет определяться в пределах этого коэффициента.

Ильнара Миннебаева

 

Комментарии
24.09.2025, 18:26

Что же 1.5-2 млн то просите. Просите сразу 10:)))))
26.09.2025, 13:57

за спрос не дают в нос
24.09.2025, 19:51

Я родила в 80-е. Выживали. Ничего не давали, а этим все подавай!
25.09.2025, 08:34

Верно, надо только на себя рассчитывать, а то для кого рожают? Для налогоплательщиков, из средств которых хотят получить всякие плюшки? Сами-то в большинстве нигде официально не работают, занимаются оформлением всяческих пособий, которыми еще и недовольны.
26.09.2025, 14:01

конкретную статистику, подкрепленную официальными источниками, приведите в пример?! какой процент многодетных по отношению к семьям с 1-м или 2-мя детьми не работают? нет данных? откуда инфа тогда? из башки своей взяли? бабка соседка нашептала? вот и не высовывайтесь, трындеть не мешки ворочать! на одни пособия не проживешь, тут работать надо!
30.09.2025, 08:29

Вот иди и работай, вместо того, чтобы возмущаться
26.09.2025, 13:57

вот же наглые какие!) они права свои отстаивают, вообще-то. Государство издало Закон о выделении земли, теперь должно его соблюдать. Вам в СССР, в свое время, квартиры не давали??? или уже забыли? а может быть не дали, потому что, Вы сами сидели на шее государства??? что же Вы злые и завистливые-то такие?
30.09.2025, 08:31

Так и вам землю дают, берите и благодарите, или деньги вместо нее берите, а вы почему-то только возмущаетесь!
24.09.2025, 20:13

Как в других регионах, 250000, хоть альтернатива и до нас дошла
24.09.2025, 20:49

Правильное решение…попробуйте возразить что не уделили внимания….
25.09.2025, 07:30

Многодетные семьи в Челнах или очень небедные люди или неисправимые оптимисты. Или скрывают доходы и живут на пособия. Пока у меня дети не начали работать(4 детей), у меня даже мысли не возникало ни о постройке дачи, ни о постройке дома - все деньги уходили на питание и образование. Когда старшие дети начали работать, то тогда и купили дом. Без помощи государства, субсидий, земельных наделов....
25.09.2025, 10:46

Многодетный

Поддерживаю…единственная у нас льгота была проезд на общественном транспорте и первые четыре места в автобусе,Бюджет не выдержит вас…
25.09.2025, 11:35

а бесплатное питание детям в школе- это не льгота, компенсация детсада и тп. Детей воспитывать не просто, но вводить в заблуждение, что это единственная льгота не совсем правильно
25.09.2025, 13:41

Читайте внимательно….была льгота в наше время.
25.09.2025, 11:08

Фарид

Из всех моих знакомых многодетных, все хотят получить землю и продать. Так как нет средств на ее содержание (в течении 3 лет необходимо поставить забор и какое то строение. Так же косить траву на участке и вокруг, платить налоги комунальные.). А у кого есть средства давно уже сами построили дома.
25.09.2025, 14:20

Многодетный,сын многодетных

Дачу надо самим построить,своими руками как мы с родителями,в наше время это называли сад-огород,там пахать надо было…родители строили КАМАЗ,шестидневка,один выходной и трое детей,поколение нахлебников растет благодаря вам!!!
25.09.2025, 14:24

Как верно сказано!!!
25.09.2025, 19:08

ФЕЛИКС

Плюс миллион!!! Во времена были(((... жаль что дебилизовались все...
25.09.2025, 14:28

Государственной земли жалко что ли? Так вон ее сколько, бери и работай. Ну, и пусть продают, их право. Молодцы женщины, что рожают. Вы в глобальном масштабе посмотрите, что творится. В Челнах не сильно заметны толпы других национальностей, выходит каждая молодая семья, а с ней 3-5детей. А наша молодежь, как дурачки, с собачками ходят. Ассимилируют нас лет через 50-100, если рожать не будут. А многодетных унижают, ставят в очередь просителей, разве это нормально?
25.09.2025, 14:57

ФЕЛИКС

Прошу собак не трогать!!!)))
25.09.2025, 19:00

А что не правду он сказал? Собачек одевают, обувают, в жопку лобызают, модные стрижки, бантики повязывают, на руках таскают и прочие атрибуты райской жизни создают. Спрашивается: зачем дети, собаки достаточно.
25.09.2025, 20:02

ФЕЛИКС

Ты уже жертва)))
25.09.2025, 20:04

ФЕЛИКС

Когда ты увидишь моего Алекса...... надеюсь извинишся
25.09.2025, 15:22

Так они не для работы землю ждут, а для продажи. Никто многодетных не унижает, им предлагают либо землю (где имеется), либо деньги (согласно нормам). Унижают обычных родителей, не многодетных, которым ничего не предлагают, кроме повышения пенсионного возраста.
25.09.2025, 14:51

Дети в обмен на деньги
25.09.2025, 15:08

Почти Бриллиантовая рука

Они конечно предложат много денег, а я ещё поторгуюсь! Не думаю. Зачем им...
25.09.2025, 15:39

на мой взгляд 250 тр это саботаж программы по рождаемости и поддержке многодетных,какя разница продадут или построят ?эти люди воспитывают и ростят детей это не легко,никто из прокуратуры не хочет кому и как земли вокруг челнов раздали?и в какой период? наверняка программа действовала
25.09.2025, 15:57

Как альтернатива земельному участку 250 т.р. тоже норм. Главное, что бы остался выбор земля или денежная компенсация.
25.09.2025, 16:36

Какая разница многодетные малодетные всем далибы земли. Реально проверили бы многодетных не бедно живут.многих свои организации и бесплатно субсидии бирут и льготы. У некоторых один ребёнок а кушать ничего. У нас законы не правильно работают.
25.09.2025, 18:02

Извините

Одно случайное движение и ты уже многодетный….по моему соразмерна компенсация….
25.09.2025, 19:07

Для вас даже много, а для супруги?
26.09.2025, 08:24

ФЕЛИКС

Заметьте приятное движение)))
26.09.2025, 13:01

У меня коллега продала дачу за 150 тысяч рублей, и домик там был, и деревья плодовые. Так что это лукавство, что на 250 тысяч рублей и дачу не купишь. Какие 1,5 миллиона? Может сразу 15?! Я вот против, чтобы им за счет моих налогов деньги выдавали. Чем мои 2 ребенка хуже? Работать надо, плакать только умеете.
26.09.2025, 13:20

Спасибо,правильно сказано!!!
26.09.2025, 14:12

конечно, давайте Ваши налоги, сразу чиновникам отдадим, они самые достойные. вот же народ у нас озлобленный! своих же соотечественников готов загрызть. люди всего-то требуют соблюдения своих прав, никто Ваших детей объедать не собирается.
07.10.2025, 14:16

Рашид

Ваши права реализуются за счет других сограждан, бесплатных пирожных не бывает. Чиновники проявляют показную заботу. Никакие многодетные не спасут демографию, таких семей всегда будет очень мало в масштабе города, народа. Заботиться нужно о нормальных семьях с двумя-тремя детьми, выделять максимальные дотации. За одного ничего не платить, это ещё не семья - подчеркну - для общества, государства не семья, потому что заводит в кризис. Если пять или более детей - дотации по минимуму на поддержание штанов. Потому что это тоже для государства невыгодно - увеличивать число маргиналов.
29.09.2025, 17:04

Я

Правильно! Согласана на 150%. А чем мой один ребенок хуже? Я тоже льготы хочу на него. Я вот ни под одну льготу не попала - ни льготную ипотеку, ни материнский, ни как малоимущая - по доходам не прохожу.
01.10.2025, 14:04

яя

правильно
04.10.2025, 23:59

дача за 150 с домом это где-то в тайге видимо) любое СНТ в радиусе 10 км от челнов от 1 млн стартует за поросший бурьяном участок
03.10.2025, 16:50

лучше бы была адресная помощь с ипотекой (в том числе на вторичку) , 1 реб - 6%, 2 детей -4 %, 3детей-2 %. А что этот участок -туда еще миллионов 10 надо , чтоб построить дом , обставить его и обустроить участок. Откуда у многодетных такие деньги?
06.10.2025, 10:04

+++
06.10.2025, 10:01

Когда уже этот цирк с землей для многодетных закончится. Ясно что 250тыс это не деньги. Но земля то им зачем? Там чтобы дом поставить надо еще 10 млн. Опять же, инфраструктуры для детей там не будет. Что они там будут делать, картошку лопатой копать, коза, куры? Это все сверхнизкая производительность труда, фактически утилизация населения, только вид с боку. Все шиворот-навыворот.