Еще новости
Подробно


Челнинка написала открытое письмо Путину от русскоязычных родителей Татарстана

01.11.2017, 08:49

Жительница Набережных Челнов, журналист одной из городских газет Алсу Газизова написала открытое письмо президенту России Владимиру Путину и опубликовала на сайте интернет-петиций. От имени русскоязычных родителей Татарстана она просит обратить внимание «на правовой беспредел и унижения», которым они якобы подвергаются:

«Хочется рассказать о той атмосфере ненависти, в которой мы сегодня оказались. Начиная от хамства директоров школ, которые не желали принимать наши заявления, опускались до угроз и шантажа, заканчивая агрессией представителей общественных организаций националистического толка».

«Мы молчали, когда в наших школах более 25 лет назад повсеместно ввели изучение татарского языка, не спрашивая у нас на то согласия, – пишет автор петиции. – Мы терпели, когда занятия по татарскому ввели в обязательном порядке в дошкольных учреждениях республики, вне зависимости от национальной принадлежности воспитанников группы. <…> Мы терпели, когда количество часов, отведенных на татарский язык, превысило количество часов, отведенных на наш родной — русский… В июле мы неожиданно для себя узнали, что изучение «родного» (в кавычках, потому что для большинства из нас он таковым не является) татарского языка – дело добровольное. Даже сейчас, после проверки и прокурорских представлений о недопустимости нарушений, администрация большинства школ настаивает на обязательном включении в «новый» учебный план татарского языка, сократив объем его изучения, в качестве компромисса».

Отдельно Газизова остановилась на программе «7 дней» канала ТНВ (от 29.10.2017), автором и ведущим которого является депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов. Последний, как посчитала челнинка, «в оскорбительной и уничижительной манере» отозвался о родителях, которые решили реализовать свое право на добровольное изучение родного языка.

«Когда некоторые родители заявляют, что моему ребенку второй государственный язык не нужен, что он мешает их любимому чаду хорошо учиться, у меня ощущение, что это говорят малообразованные люди. Которые не могут поднять голову от своей, простите, миски и посмотреть чудачества их сиюминутных интересов», – цитирует Аминова Газизова и называет его выступление «апофеозом разжигания межнациональной розни».

Петицию подписали 417 человек.

Фото: Олег Тихонов

Комментарии
01.11.2017, 09:03

ну, господа удащливые...раскачали лодку суверенитета? хлебайте сейчас плоды своих навязываний. ведь могли просто обсудить всё это, скорректировав учебные планы без волшебного пинка сверху! могли.но не стали. поймали на лжи вас (хотел написать Вас, но вы явно не заслуживаете этого), когда министр во всеуслышание кричал, что программы РТ соответствуют ФГОТ по количеству русского языка. ещё раз поймают сейчас, когда вы опять навязываете, шантажируете, угрожаете руускояозычному населению используя админнистративный ресурс. всё, чего вы добились за 25 лет - не желание, а иногда открытая ненависть к изучению своего родного языка. и замолчать уже не получится. интерннет есть в каждом ауле, люди общаются. и не обольщайтесь тем, что татары титульная нация, все мы знаем и помним, как проходила перепись, когда все поделили на 2 группы: русские и татары. все, именно так: черное или белое. и если сейчас опять в привычном вам русле пытаться умолчать/подделать, то получите свою "болотную площадь."
01.11.2017, 09:22

Солидарен

10.09.17 обратился к директору школы и прокурору РТ с заявлением об отказе от обязательного изучения ребенком не родного татарского языка. Школа ответила отказом, прокуратура до сего времени не ответила по существу. Пересылает мое обращение из одной прокуратуры в другую. Позже в школе на собрании выбрали учебный план № 2, с правом отказа от изучения татарского. Но определенности нет, федералы молчат. Считаю, что вопрос чрезмерно политизирован и разжигает национализм и напряжение в субъекте Российской Федерации.
01.11.2017, 09:22

Елена

Хорошо, что есть еще люди, такие как эта журналистка. А родителям, которые молча подписались изучать их детям неродной язык, пусть будет стыдно. Полностью поддерживаю автора письма и пора уже Минниханову посмотреть правде в глаза и перестать навязывать детям ненужный им язык. Почему русские должны сохранять культуру и язык, если даже сами татары не хотят дома разговаривать на родном языке. Сейчас не средневековье, когда религией можно держать людей в страхе.
01.11.2017, 09:36

Елена, а почему вы решили что детям не нужен татарский язык? Я в своем детстве хорошо понимал своих друзей татар, мне он понадобился. Если так рассуждать тогда и английский не нужен. Учите только русский. У меня ребенок будет развиваться, изучать языки.(не только русский и татарский)
01.11.2017, 12:39

09:36 примитивно рассуждаете, ну да ладно. Вы сказали про не нужность английского, но весь мир на нем общается, его преподают не в ущерб другим предметам! что-то я не помню случаев, когда за пределами РТ интересовались при поступлении на работу: знаете ли Вы татарский? спрашивают про английский/немецкий. Вам задурили голову подменой простых, элементарных вещей. ВВП сказал, что нельзя навязывать изучение не родного языка, только добровольно (в Вашем случае английский, сами про него написали). Но извините, о какой добровольности речь, когда детей ПРИНУЖДАЮТ изучать язык? многие выпускники школ уезжают поступать в ВУЗы за пределами РТ, и там нужны знания отнюдь не языка Тукая.
02.11.2017, 15:47

Татарка

Для меня русский не родной, а почему его навязывают мне? Татарский для меня родной , почему я не должна изучать все школьные предметы на не родном мне языке? Вы живете в Татарстане, где татарский и русский язык являются государственными языками? Я же говорю на не родном мне русском языке . А Вам слабо? Так же могу свободно говорить на английском и немецком языках. Если вы не можете выучить татарский язык , живя в татарскоязычной среде общаясь с носителями языка, так зачем же вы навязываете свое мнение остальным.
02.11.2017, 19:12

Не учите русский. Ваше право.
08.11.2017, 17:55

Молодец. Это за них говорит лень. Все предметы преподаются на русском, ЕГЭ сдается на русском, а они все чем-то недовольны. Отучайте детей от лени и презрения ко всему "нерусскому", и будет вам счастье.
01.11.2017, 09:26

Вообще не понимаю, что плохого в том что ребенку преподают татарский язык? Даже если у него будет двойка в аттестате по этому предмету, у него будут хоть какие то знания татарского. Вы для кого стараетесь?Главное же чтобы в голове у ребенка знания были и не оценки в аттестате. Или я не прав? А если еще и изучать будет хорошо, то вообще супер))
01.11.2017, 09:44

к 09.26

К сожалению, вы не поняли, что во первых речь идет о правах человека, его праве на свободу выбора. Для многих возможность реализации своих прав является важнейшим условием полноценной жизни и самоуважения. Принуждение к изучению чужого языка является насилием над личностью и нарушением ее прав. Во вторых, время - ценнейший ресурс и каждый родитель сам решает на что его тратить.
01.11.2017, 10:14

Тогда по первому пункт Вы должны быть против и английского языка, его у нас тоже во всех школах изучают. "Принуждение к изучению чужого языка является насилием над личностью и нарушением ее прав." По второму пункту согласен время ограничено, но вы уверены что у детей не остается времени для изучения в школе одного языка?
01.11.2017, 12:45

10:14 Английский изучают не в принудительном порядке, заменяя его часами из других предметов. а татарский именно так, путем замещения других предметов. и при этом нагло лгут, что часы предметов соответствуют требованиям. ребенок уход в школу к 8ч, занятия до 14ч, потом репетиторство по тем предметам, которые нужны для поступления в ВУЗ, и, опаньки, среди доп.занятий нет татарского. ибо он не будет нужен за пределами РТ. на нем не пишут курсовые, дипломные/докторские работы, на нем не сдают предметы. поэтому да, времени не остается. и загонять ребенка в нервный срыв только ради улучшения отчетности безграмотного и не компетентного министерства не собираюсь.
08.11.2017, 17:57

Ленивый ваш ребенок
02.11.2017, 23:44

Тогда татары более всего ущемлены в своём праве на изучение родного языка - им не только навязывают не родной им русский, на котором изучаются все предметы в школах, но помимо этого они не имеют возможности сдавать экзамены в ВУЗ и получать высшее образование на своём родном татарском языке.
01.11.2017, 09:55

hani

Вы правы, по существу, ничего плохого нет. Только ПОЧЕМУ сократили в разы уроки русского языка? Почему дети, проучив несколько лет татарский язык, не знают его? Почему у некоторых детей по всем предметам стоят "4" и "5", а по-татарскому "3"? Почему в детском саду у ребенка вместо ИЗО и лепки проводят татарский язык? ПОЧЕМУ???
01.11.2017, 10:03

Мария

Как бы это неприятно не звучало, но у татарского языка нет будущего.. Всю медицинскую терминалогию например приходится переводить на русский.. Но не только это.. Россия огромная, а есть еще снг где русский понимают и он понадобится.. А где будет полезен татарский? Ну если родители предполпгают что ребенок просидит всю жизнь в родном селе, может ему русский и не нужен.. Но таких родителей наверное не много..? Смотрите за горизонт.. Татарский сепаратим песполезен. Никогда Россия не позволит татарам думать об отделении. Лучше тратьте время на качественное освоение математики и русского..
01.11.2017, 12:46

Мария, полностью согласен.
01.11.2017, 17:16

> ТерминаАлогию Вам бы не мешало русский подтянуть. PS Не татарин.
01.11.2017, 17:48

Люди иногда делают ошибки.
01.11.2017, 22:07

Гость

Вы такие глупости говорите, потому что в школе плохо учились? Будущее татар - это тюркский мир,где его поймет: турок, таджик,казах,узбек,калмык,азербайджанец, башкир и т.д. и, для этого ему не надо сидеть всю жизнь в родном селе.Кроме того татары, мусульмане, в большинстве своём и не думаю, что мусульмане РФ будут молчать, у них тоже такая же проблема в Республиках. Кстати об отделении речь не идёт, по крайней мере со стороны татар, а если идет, то от тех кто находится за "горизонтом", о коих вы возможно слышали или видели,если вы так далеко видите и, не зная того, выполняете их планы по развалу РФ. По снг, где русский понимают, вот именно, что "понимают", а скоро и этого не будет, вы должны знать, что некоторые Государства СНГ переходят на латиницу, я думаю объяснять не надо для чего это делается.Вы даже со своими исконными братьями-украинцами не ужились (какой срам) и продолжаете ссориться со всеми остальными, кто плечом к плечу стоял все эти десятилетия и столетия, стыдно должно быть... Лучше тратьте время на примирение с татарами,башкирами и др. народами и живите дружно, как это было до этого ... иначе останетесь одни в этом сложном Мире.
02.11.2017, 19:17

Таджик? Вы видимо учились никак. Они говорят на языке иранской группы (фарси и пр.). :))) Тюркские языки другие.
08.11.2017, 01:19

Татарка

Вот как раз и нужно изучать татарский язык нынешнему поколению, чтобы они не были агрессивно настроены, как вы. У вас десятилетиями не вырабатывали культуру изучения любого языка. В данный момент -это татарский язык. Мы сами удивлены, что русский человек не может быстро усвоить другие языки. ПОЧЕМУ????? А другие народы, например, армяне, чуваши так легко учат татарский язык.А у русского человека какой -то блок стоит, не может что ли? Что-то тут не так. И даже не в методике преподавания. С другими народами, не знающими русский язык, никаких технологий и методик не применяют. Их просто ставят перед фактом.Я пытаюсь объяснить такое отношение еще тем, что это идет поколение, неизучавшее никакие языки,вдруг подвергшее "дубинки" ЕГЭ. Страна долгие годы была закрытой. В этом вопросе Россия отсталая страна. Но через какое -то время мы придем к тому, что с одним языком не проживешь. Мы стоим у истоков этого процесса. Новый для сознания процесс проходит всегда болезненно.
08.11.2017, 23:18

Олег

С одним языком стать успешным трудно, но это никак не касается татарского. Учить есть смысл языки международного общения: английский, русский, испанский
08.11.2017, 17:58

Мария, да вам тоже явно не хватило русского в школе. Грамотность-то страдает))))
01.11.2017, 10:34

Что плохого? А то что при поступлении в любой российский ВУЗ при равном количестве баллов ЕГЭ будет сравниваться средний балл аттестата. И ребенок с 2 в аттестате по татарскому окажется в проигрыше по сравнению с другим ребенком из другого региона, где о татарском и не слышали. А это не справедливо!
01.11.2017, 10:46

А что хорошего, если двойка, значит знаний нет или учитель сам бестолочь, раз ничему не научил.
02.11.2017, 08:52

Ну уж если него двойка в аттестате, о каком знании языка вы говорите.Как раз в голове у него только двойка и будет Так как сейчас преподают татарский язык, так лучше вообще не преподавать- ни знаний, ни желаний у детей нет. Получается ни татарский не знают, ни английский и по-русски ни писать грамотно не могут, ни общаться.
01.11.2017, 09:31

Татарин

Не поддерживаю не одну из сторон,проблему постепенно доводят до вражды,скоро подключатся клиенты Беккера с обеих сторон....пиши пропало.....
01.11.2017, 12:47

09:31 клиенты Беккера все это и начали.
02.11.2017, 08:42

Скорее сторонники Байрамовой из 90-х подключились. Почему женщина, призывавшая убивать детей от смешанных браков, до сих пор на свободе ?
02.11.2017, 17:30

Да
01.11.2017, 09:33

Вместо татарского языка сейчас пытаются ввести родной язык. При этом говорят, что русский родным быть не может априори. Т.е. название у предмета с "татарского" на "родной" решили поменять и делов-то... Совсем за дурачков нас держите? Тут не только русские возмущаются, мы - татары сами возмущены тем, что моих детей учат татарскому в обязательной программе при этом обязательны экзамены, оценки. Ну не нужен он нам, поймите! Мы дома на татарском не общаемся, перспектив у языка нет, нет нам нужды учить "язык предков", как бы пафосно от вас это не звучало. Перестаньте мучить себя и нас.
08.11.2017, 01:25

Татарка

Настоящий татарин так не напишет. Есть подозрение, что это пишет человек другой национальности для разогрева компании. Если и татарин, то настоящие татары таких называют манкуртами
08.11.2017, 23:19

Олег

А Вы зачем это на русском пишете? Чтобы Вас поняли большинство участвующих в диспуте или по татарски грамотно писать не умеете?
05.02.2019, 17:03

Аниса Хаматнурова

Я сама татарочка, но я за добровольность изучения всех предметов которые есть в школе. Изучай только то что пригодится именно тебе в твоей жизни ! А не все подряд! Что касается татарского то впервую очередь родители должны вас обучить ему именно родители!
16.11.2017, 23:52

Рафис Салимжанов

Туган телеңне дә әйрәнә алмаган баш белән татар халкы исеменнән сөйләү - урыс телен бөтенләй белмичә урыслар исеменнән сәйләү белән бердер инде ул, шулай бит?! Дөресен генә әйткәндә, берәр подкаблучник татарның хатыны "перспектив у языка нет" дип, теге мескенне дә, безне дә үзенең беркатлы ялганына ышандырмакчы була. Татар теленең перспективасы бар гына түгел - ул бик зур һәм бу перспектива урыс теленнән ким булмаганга охшый. Теләсә кайсы телне өйрәнү - ул кешене баета гына. Каян беләбез? Үзебездән беләбез! Сезгә исәнлек-саулык теләп Рафис Сәлимҗанов
01.11.2017, 09:35

hani

Возмущена этим "заказным" сюжетом программы "7 дней"! А еще больше возмущают некоторые челнинские издания, которые вообще не затрагивают тему изучения татарского языка в своих статьях, освещая в большей меры бытовые вопросы и ДТП. Возмущают, что они молчали до недавнего времени и лишь вчера подняли эту тему... Но не тут-то было... Статья дает понять людям, что большинство хотят изучать татарский язык (в поддержку "заказному" сюжету "7 дней")... Ни стыда ни совести!
01.11.2017, 09:39

А как вы поняли что большинство не хотят изучать татарский?
01.11.2017, 12:43

Поднимите этот вопрос на родительском собрании с другими родителями, опросите.
01.11.2017, 12:54

09:35 большинство людей - это на бумаге, административный ресурс подключен и очередная подтасовка фактов! кто хочет, тот изучает.
01.11.2017, 09:48

Исанбеков

Алсу Газизова, вы человек который идет не против татарского языка. А против своей национальности, культуры, языка своей матери.
01.11.2017, 10:20

Амина

Исанбеков, свою культуру, язык и традиции несёт представитель каждой национальности сам! И в первую очередь, в своей семье! Насильно изучением татарского ни культуру, ни традиции , ни, тем более, сам язык не сохранишь! Вся причина в деньгах, никто кормушку терять не хочет, вот и все. Правительству РТ ГЛУБОКО плевать на наших детей, они своих за границей учат или здесь, в элитных школах без татарского языка! И заявлять о предательстве тут очень глупо! Разум надо включать... Хоть иногда...
01.11.2017, 10:31

Евгения

да никто не идет против татарского. все идут против уменьшения русского! татарстанские дети в заведомо худшем положении по знанию русского языка, чем дети вне Татарстана. и у последних гораздо лучшие баллы ЕГЭ и больше шансов поступить в норм.вуз. а наши дети только благодаря репетиторам хорошие баллы набирают.
01.11.2017, 10:27

Андрей

Так может давайте изучать старословянский язык, раз уж по вашему мнению нужно уважать язык своих предков? Тратить время нужно с умом, изучать те предметы и языки, которые действительно нужины в жизни и в будущем на работе. К сожалению, очень стыдно за людей, которые имеют высшее образование а пишут с кучей орфрграфических ошибок. Надо изучать русский язык в полной мере, чтобы потом не позориться и правильно разговаривать и писать.
01.11.2017, 10:28

Я не знаю действительных причин всеобщей внезапной истерии в сети на тему Татарского языка и его судьбы. Пыталась восстановить цепочку и первопричины, анализировала статьи.. но кроме того, что в Центре Казани татарские звезды флешмобят и поют неофициальный гимн татарского народа, переживая " кто нас будет слушать?", а учителя татарского волнуются за свои рабочие места, и что в Дружбе народов Татарстана по итогам встречи была составлена резолюция, которую направят в Миноборонауки России,ничего не нашла... Основной вопрос, судя по всеобщим волнениям татарстанцев - нужен татарский или нет, в каком количестве, в обязательном порядке или нет.. Но мое субьективное мнение - проблема не в этом, проблема глубже. Как часто общаясь с русскими семьями, в которых есть ребенок школьник на вопрос ка дела в школе, основные негодования звучали именно на тему татарского языка. Почему программа составлена так, что она не вселяет русским школьникам любовь или как минимум интерес к татарскому, а заставляет ненавидеть татарский. Основная задача уроков татарского для не татар на мой взгляд- разговорная речь, понимание языка,уважение и даже любовь к татарскому. А не ежедневное глубинное усложненное изучение морфологии синтаксиса, сложнейших законов языка.. Мы хотим изучать английский, китайский , к примеру? потому что расширяют возможности человека в любых сферах. а татарский? что он дает не татарину? Вот все-таки, возможно эффективнее заняться мотивацией и стимулированием проявления любви к языку? Создавать по-настоящему крутые татарские площадки для развития, по-человечески качественную эстраду, в татарских садиках и гимназиях по-настоящему говорить на татарском,а не как сейчас "условно", организовывать достойные уважения и интереса молодежи татарские мероприятия, а не совок, продвигать наш язык параллельно развитию людей, а не только основываясь на старо-татарскую культуру, делать увлекательные классные детские мероприятия. Чтоб гордиться современным татарским языком, культурой, людьми. И чтобы не татары захотели тоже быть частью татарской культуры, изучать, интересоваться. Если ты татар- учи и знай татарский, если ты не татар и живешь в Татарстане-знакомься с языком и изучай, но не так ,чтобы это было ненавистно, насильно..
01.11.2017, 14:09

Радик

Все правильно сказано!
01.11.2017, 21:31

Гильсиня

Отлично сказано!!!
01.11.2017, 10:48

Удивляет, что журналист, образованный человек, оказывается очень многого не знал, что татарский навязали. Где было ваше журналистское чутье, почему раньше не боролись за свои права? Боялись, не знали, что так можно, ждали когда на Путина можно сослаться.
01.11.2017, 10:52

.

на мой взгляд кажется, что изучение татарского языка нужно, но правда не в таком количестве как сейчас. Но по комментариям людей мы видим то, что происходит разделение на два фронта, а не поиск компромиссов.
01.11.2017, 11:20

Дмитрий

Какой Вы тут видите компромисс? Давайте из под палки заставим, но часы уменьшим? Для чего насильно заставлять учить язык, который даже не все его носители готовы изучать?! Хотите сохранить культуру - так с культурой и знакомьте детей: со сказками, обычаями, язык в этом случае изучается подсознательно. Довести же ситуацию до взрыва, годами зажимая пружину... Очень умно. Обратите свой взгляд на Башкирию, там ясно виден пример того, что может произойти и в Татарстане, если жадность возобладает над разумом.
01.11.2017, 11:48

А что там?
01.11.2017, 11:56

Дмитрий

Воспользуйтесь гуглом - Урал Рахимов, Башнефть.
01.11.2017, 12:01

Дмитрий

А там нет "Президента" есть глава республики, Муртазу убрали с шумом......................................... делайте экстраполяции.
01.11.2017, 11:25

к сожелению думаю эту Газизову посадят, ее ждет судьба Еретнова
01.11.2017, 14:38

Смелое предположение...
01.11.2017, 12:27

Я русский, и мой ребенок будет учить татарский в обязательном порядке. Но нужно обязательно уменьшить его часы, упростить программу. Это очень глупо и эгоистично — жить в передовом регионе России, пользоваться всеми его благами, а потом писать доносы Президенту, что здесь угнетают. Хотя чему я удивляюсь...
01.11.2017, 14:22

Елена

А благи то лично от Президента РТ или все же создана нашими руками. Может вы лично и пользуетесь этими благами вот и пишите ересь. Вы похоже такой же русский, как я балерина. У людей есть право выбирать, это однозначно. Доносы пишут исподтишка, а человек открыто озвучил свою позицию. И уже это достойно уважения.
01.11.2017, 14:48

Елена, да, конечно, Алсу Газизова может написать донос Президенту на татарский, а вот обычный русский, конечно же, не может иметь другого мнения? Я не знаю чего вы там своими руками создаете: сидите в рабочее время, строчите тут. Пока вижу только что смуту наводите. То, что Татарстан передовой регион, в этом заслуга, вы удивитесь, и руководства РТ. Условия для жизни, средняя зарплата здесь выше чем во многих регионах. Не говорю уже о культурной и развлекательной инфраструктуре. Живите, радуйтесь и пишите доносы.
01.11.2017, 16:56

Алексей

А вон оно как. Я думал Татарстан так хорошо живет благодоря уменьшиным налогоотчислениям в федеральную казну
01.11.2017, 17:26

Лёха

Татарстан хорошо живет, потому что сам много зарабатывает, при этом еще и кормит центр.
01.11.2017, 22:02

За любой кипешь, кроме голодовки

Правильно, Лёха! А называется это госзаказ. Скажи спасибо перенесённым в тыл во время II Мировой войны производствам, да стройкам ХХ века - КамАЗ, НКНХ, НШЗ, финансирование которых шло из Центра (с других регионов), который Татарстан укормил.
01.11.2017, 16:56

"Условия для жизни, средняя зарплата здесь выше чем во многих регионах. Не говорю уже о культурной и развлекательной инфраструктуре." - это Вы про Казань, наверное? не про нас?
01.11.2017, 17:58

Речь о республике, читайте внимательно. Но если взять вторые города других субъектов в РФ, я уверен мы тоже на передовой.
01.11.2017, 13:20

молодец Алсу!!! удачи и терпения!!!
01.11.2017, 14:14

Денис

Полностью поддерживаю автора. Только добровольно можно чему-то научиться.
08.11.2017, 01:32

Татарка

Давайте всю систему образования на добровольную основу!!!!! Может ему-нибудь научитесь!???
01.11.2017, 14:25

Евгений

а чего ссылку то не даете на петицию ? нашел через яндекс либо наберите в яндексе "петиция русскоязычных родителей Татарстана" https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83-%D1%80%D1%84-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D1%80%D1%84-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0
02.11.2017, 11:52

Фёкла

ни фига, не даёт подписать петицию((( К сожалению, произошла ошибка при регистрации вашей подписи - во как могут!
01.11.2017, 14:35

Я татарка. Но не пойму всей этой истерии по поводу изучения языка. Давайте проведем тогда анализ -зачем он нужен татарский язык в таком виде ,как его изучают в школах. Нам татарам сложно бывает делать уроки с детьми ,а тем кому этот язык в принципе чужой ,как быть ? Раньше ,когда я училась в школе ,нам вводили татарский язык в качестве " наказания " ,так как кто был татарином ,должны были прийти на урок к 7 часам или остаться после уроков .Я всегда ощущала себя какой то ущербной .Сейчас в татарских семьях на родном языке не разговаривают ......
01.11.2017, 15:19

Прошу прощения, просто для вашего развития: вы не татарка, вы "манкуртка" (это не оскробление, погуглите). Отсюда ваше "ущербное", как вы сами отметили, состояние. Доводы русских хотя бы понятны, а про ваши, простите, слов не подобрать даже в великом русском )
01.11.2017, 15:44

Вот видите татары-татар уже оскарбляют, не смотря на то, что сами половину тех заданий которые мы делаем дома с горем пополам, не смогли бы выполнить! И делаем эти задания по 2-3 часа! Звоним друзьям и знакомым. И экзамен проходит в 9 классе, и смех и грех, учителя ходят и ответы подсказывают, им же надо доложить в Москву, что все отлично знают язык!
02.11.2017, 16:33

я ее не считаю татаркой, здесь совершенно справедливо отметили "Манкорт"
01.11.2017, 16:01

+1... Люди которые отказались от своих родителей...
01.11.2017, 16:03

Видимо совсем тяжело с пониманием оскорблений ! «Манкурт. Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.»
01.11.2017, 16:16

Тяжело у вас, потому мало прочитали ) Зри в корень ) В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве. И где здесь оскорбление? ) Женщина реально заблуждается, заявляя, что в татарских семьях не говорят на татарском. У нее может и не говорят, а у нас говорят!
01.11.2017, 16:17

01.11.2017, 15:19

А Вы, простите, не манкурт? В тюбетейке на работу на лошади ездите? Или тоже уже ассимилировались к реалиям современной жизни? Если Вы считаете, что татарский очень нам нужен - открывайте платные курсы татарского. Там и посмотрим, если нужен он людям - разбогатеете. Курсов английского много - он востребован, а Вы татарские курсы откройте, вот рынок и покажет.
01.11.2017, 16:36

Да, извольте, не "манкурт" ) И вы тоже, похоже, не "манкурт", хоть и в лаптях не ходите ) И да, я считаю что татарский нужен, только бесплатно. И это право мне дает Конституция РФ и РТ. Так что выдохните провокаторы, прекрывающиеся своими детьми.
01.11.2017, 18:56

Так и учите татарский. Прям вам запретили.
02.11.2017, 12:40

Так и будем конечно ) Все жители в РТ по обязательной программе в школе. Как и русский, химию, биологию...
07.11.2017, 15:32

Вы учите, а мы не будем. В нашей школе отменили обязательный татарский. Конец издевательству над детьми!
05.02.2019, 17:25

Татарочка Аниса Хаматнурова

Вы не имеете права так говорить. Не имеете! Татарскому языку в первую очередь должны родители обучать а не школа. Так же надо все предметы перевести именно на добровольную основу таким образом будут изучатся только те предметы которые понадобятся в жизни.
01.11.2017, 14:39

Лёха

Большинство детей в школе не хотят учить ни татарский, ни русский. Программа русского тоже неинтересна для них. Под «благими намерениями» дать своему ребенку больше русского идет банальное унижение татарского языка и превознесение великорусского. Многие не стесняются открыто об этом говорить в так называемой «группе родителей» и в комментариях в СМИ. Отсюда и доводы о шовинизме. Причем модераторы еще и глушат именно татар. Конечно в этой ситуации татары будут отстаивать свои права и многие из них пойдут до последнего. Зачем этот создан этот конфликт? В первую очередь потешить свои амбиции? Вы хотите блага для детей, а на самом деле жизнь может стать хуже для всех, и татар, и русских.
07.11.2017, 15:35

А какие именно права татар нарушаются? У них есть право учить свой язык. Пусть и учат.
01.11.2017, 15:17

Роза

Жить в Татарии не изучать татарский язык, мне кажется не приемлемо. Но такие учебники - их не только русским детям даже татарам не понятно. Надо учить не всё основу татарского, а просто учить, чтобы научились общаться. Это мое мнение. Мои внуки учатся, я сама татарка, но бывает задание которые им дали иной раз я даже не смогу понять и перевести.
01.11.2017, 16:05

Альберт

Я иной раз не сразу могу задачки по алгебре решить, хотя в школе учился в математическом классе, и по алгебре с геометрией 5 в аттестате. Это время стирает знания....
01.11.2017, 15:27

Согласен, нужно улучшать программу, причем и русского тоже. Покажите мне ребенка, который бежит на урок русского языка. Проблемы в методике образования - это не повод горячим головам покушаться на язык в целом.
01.11.2017, 16:30

Вот сейчас начнется... :) Те, кто называет татарский язык языком предков, съешьте: Во́лжско-булга́рский р-язы́к (в лингвистике используется также термин среднебулгарский язык[5]) был распространён в Волжской Булгарии. Его прямым потомком является чувашский язык[6]. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA Ну, что? Вместо татарского будем чувашский учить? Раз вы за язык предков.
01.11.2017, 17:16

МОЛОДЕЦ АЛСУ ГАЗИЗОВА! НАШЕЛСЯ ОДИН МУЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ВСЕГО НАШЕГО ГОРОДА "ЕВРОПЕЙСКОГО ФОРМАТА" ЛИШЬ БЫ НЕ ЗАГНОБИЛИ! БУЛДАРЫСТЫ ЭТО МОГУТ МАСТЕРА! ВСЮ ЭТУ СИТУАЦИЮ СОЗДАЛ БАБАЙ КАК И В 90 ГОДЫ! НЕ ТА СИТУАЦИЯ СЕЙЧАС ПОРА ЦЕНТРУ ПРОВОДИТЬ ЖЕСТКУЮ ПОЛИТИКУ! ХВАТИТ ПРАВИТЬ ЭТИМ КЛАНАМ!
01.11.2017, 19:26

Тимур

Что она молодец?! Что она пиарится, подняв достаточно злободневную тему, и разжигая межнациональную рознь? Да, может быть татарский в таком объеме который сейчас преподается, не татарам и не нужен. Но для остальных (татар), он должен быть обязателен, чтобы не превратиться действительно в манкурта. А если автору петиции не привили в своё время любовь к родному языку, это не означает, что другие учителя не смогут привить его детям-татарам. Живёшь в республике, где исконно говорили на татарском, прояви уважение и знай хотя бы разговорный язык. Не знаешь, а главное не хочешь его знать и прививаешь ненависть у других к языку, нечего жить здесь! в России достаточно регионов, где кроме русского больше ничего не изучают! Вся проблема вокруг татарского лишь в том, что преподавание его скучно и неинтересно для современных детей!
02.11.2017, 09:26

Елена

А ты, Тимур своим диалогом, что разжигаешь? Может тебе куда пора уехать? Ненависть к языку ты прививаешь и тебе подобные насильственным изучением языка.
03.11.2017, 23:21

Тимур

Я как раз ничего не разжигаю, в отличии от автора петиции
03.11.2017, 01:32

Земляк

Вы тут главные всего один век, с чего вы взяли что исконно здесь все говорят на татарском?!! Почитайте историю, посвятите своему образованию 5 мин! В 15-19 вв здесь жили и правили русские, а вас было всего 30%!! Вам нужно научиться уважать своих земляков и предков, и вопросов кто на каком языке говорит не возникало бы!
03.11.2017, 23:26

Тимур

Я в отличии от вас прекрасно знаю историю родного края. И говорить что было всего 30 процентов татароязычного населения в 15-19 веках может лишь неуч, который никогда не был в архивах и не изучал историю Татарстана!
02.11.2017, 16:35

При чем тут бабай. Признайте , в конце концов свою слабость в изучении языка
08.11.2017, 01:45

Татарка

Авторитарный, тоталитарный режим действует недолго, в страхе людей долго не удержишь. А БАБАЙ как раз хочет показать, что нужно федеративное устройство государства. Будущее за этим. Может и нам еще кусочек той жизни придется увидеть ( по крайней мере хотелось бы). И тогда кому-то будет стыдно, что показывали ненужную агрессию (в данном случае ненужная агрессия против татарского языка).
01.11.2017, 20:22

алсу.благодарен всем подписавших письмо-если бы знал я и все мои друзья подписали бы то же
02.11.2017, 10:32

Так не поздно же еще подписать - подписывайте: https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83-%D1%80%D1%84-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D1%80%D1%84-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0 Уже +1500 подписей
01.11.2017, 20:47

В чем мужество? Да кому она нужна? Один стыд и срамота, тьфу.
02.11.2017, 09:06

Игорь

Думаю могу провести аналогию. Жил и учился в Башкирии, по собственному опыту могу сказать, что изучение национального языка лично мне никак не помешало. Пели песни на башкирском языке, танцевали в национальных костюмах. На данный момент могу поддерживать диалог, общаясь на татарском или башкирском языках. Не стоит раздувать из мухи .......
02.11.2017, 10:34

Никто не против языка. Факультативно. А Вы по башкирскому тоже экзамены сдавали кроме песен и плясок?
08.11.2017, 14:12

Игорь

Да! Сдавал экзамены.
02.11.2017, 10:37

Усал

Ребята чешете не там где чешется,Алсу в том числе. Всем понятно программа сложная,необходимо пересмотреть.Жили 25лет без проблем.Зачем кипишь? Что у народа других проблем мало? Или нас отвлекают от настоящих жизненных проблем? Это ЖКХ,Зароботная плата бюджетников да и бизнес ,особенно малый не шикует,пенсии мизерные.А знание любого языка никому еще не помешала.Зная татарский легко общаются с турками,казахами,узбеками,киргизами,туркменами,даже уйгурами китая и др.тюркоязычными. Если подходить к английскому,немецкому с иронией в данной ситуации может пригодиться только сдаваться в плен.Если возложить изучение на желание учеников многие отказались бы от изучения любого языка. ОДУМАЙТЕСЬ ребята!!! Ведь на работе и в праздниках общаемся,поем,танцуем общаемся без проблем. Татары и другие нации живем одними проблемами.
02.11.2017, 11:10

Лично для меня, то как преподается тат. язык в школе и есть Проблема с большой буквы "П"! Меня буквально достало сидеть, практически ежедневно, с ребенком второклассником до 11 вечера, продираясь через дебри малопонятной грамматики, при этом АБСОЛЮТНО не понимая - для чего это все нужно! И ведь по остальным предметам все в порядке!! А "чешут", как Вы изволили выразиться, такие же родители как и я.
02.11.2017, 10:55

Отвечает та которую тут причислили к " манкурткам " .Народ вы живете в 21 веке .Жизнь развивается настолько стремительно ,что ваша " мышиная " возня возле татарского вызывает просто смех. Технологии и сама жизнь набирает такие обороты ,что нам в пору начать учить китайский, английского будет маловато !.Все мы стремимся ,чтоб наши дети нашли свое место в этой жизни и реализовались ,были востребованы в своей профессии .И реалии жизни диктуют нам в какую сторону нужно двигаться .Хотим мы этого или нет ,но я думаю в будущем нас ждет ,то что не будет каких то границ препятствующих общению людей ,их развитию .Извините ,но эволюцию еще не кто не отменил. Так вот к чему я веду ,давайте прекратим друг друга оскорблять и передергивать национальную тему. Не заставите вы изучать насильно ,кого то и чего то .Не надо этим давлением взращивать не любовь к татарскому языку. Давайте переждем этот момент ,все равно какое то решение будет принято ,и надеюсь оно всех устроит. Всем добра ,терпения и самое главное здоровья .!
02.11.2017, 13:04

Ваш экскурс в 21 век очень уместен! Татарстан один из самых передовых и развитых регионов России на 50% благодаря татарам и их родному языку. Но манкуртам это не понять. Манкурты сегодня скажут, что не нужен татарский язык. А завтра скажете не нужна республика, не нужна страна, нужно стать китайцами, потому что у них перспективное развитие технологий и будущего, у них самый нужный язык. Конституция России защищает права своих федеральных образований, и не позволит провокаторам нарушать ее устои. К счастью, вместе с Конституцией РТ, они защищают наш родной язык от таких, как вы. Мира, согласия, здоровья, любви вам! Никакая проблема не разрушит основы человечности )
02.11.2017, 13:47

дорогой давайте опросим тех людей кто изучал на обязательной основе татарский последние 25 лет и при этом находится в Татарстане так сказать "в языковой среде". Как вы думаете сколько человек из 500000 сможет вам ответить хотя бы одно предложение.... Вот видите . В самом Татарстане нет языковой среды. Я французский знаю лучше с четвертого класса и могу что то да сказать, потом изучал английский. А учил татарский 2 года в школе и 2 года в вузе кроме надписей Китаплар Киемнер и Ашамлыклар вряд ли что то скажу. Если серьезно не заняться развитием татарского при чем не через насилие и самоутверждение и тупое осваивание бюджетных денег, а именное развитие, то участь языка может быть хуже чем у латыни через лет 50.
02.11.2017, 14:25

Давайте опросим еще что они помнят из химии и физики. Сколько человек назовут хотя бы одну формулу? То-то же! Главное - общее развитие человека. А татарский - обязательный предмет для развития человека в Татарстане. И эти устои не будут менять из-за людей, которые сегодня здесь, а завтра там. Татары общаются больше на русском - потому что он общенациональный. И это правильно.
02.11.2017, 15:32

Сравните количество часов химии и физики с часами татарского. Да у нас по количеству часов с татарским сравниться некто не может. А на нём как некто не говорил так и не говорит.
02.11.2017, 16:09

Я Вам и по физике, и по химии все расскажу, что знаю, а по татарскому - ноль. Учил я его, учил... в татарской группе кстати, т.к. татарин по национальности. Сегодня как раз родителями стали те, кого заставляли на татарский ходить, кого силой мучили. Привили язык? НЕТ. Только отторжение привили. Поэтому и детей своих сейчас отстаиваем.
02.11.2017, 16:29

Лёха

А я тебе как русский скажу, нифига не знаю химию, а татарский друзей понимаю и ответить могу. И что? Конечно основной русский. Я за сокращение часов, но против отмены, потому что это дискредитация под "благими намерениями". А то, что ты татарин не знаешь татарский, и не хочешь его учить, вот тебе смайлик ) Русские тоже есть такие, которые за рубежом его забыли, и он им не нужен. Так что, они пример чтоли? Не в коем разе.
03.11.2017, 15:41

Мы, простите, с Вами водку не пили и детей не крестили. Уважайте собеседника, пожалуйста. А вот за смайлик спасибо - хороший тон. Вы по татарскому ОГЭ сдавали, репетиторов нанимали? Видимо, нет. Татарский нужно учить дома, и общаться нужно дома по-татарски, если есть в нем нужда и интерес родителей. А в школе навязывать не нужно.
02.11.2017, 15:54

Олег

Оскорбления не способствуют пониманию. Скажите кто вам запрещает учить родной язык?! Вопрос: зачем вы заставляете учить его тех для кого он не родной?! Страна нужна. Конституция республики, если она противоречит основному закону страны, должна быть приведена в соответствии иначе вы до конституции города и района договоритесь.
02.11.2017, 16:41

Конституция РТ не противоречит РФ. На все вопросы отвечу выдержкой из Конституции моей страны. Мнение отдельных рьяных групп не может подрывать ее основы. Последняя редакция Статьи 68 Конституции РФ гласит: 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
02.11.2017, 15:33

Много у нас в россии инженерного оборудования разработанного татарстаном? И более глубже, сколько в россии и в мире оборудования поставляющегося из татарстана с документацией на ТАТАРСКОМ языке? Всё оборудование в мире поставляется с инструкциями на АНГЛИЙСКОМ языке, чуть реже инструкцию локализуют для отдельного государства по партнёрским соглашениям. Изучать нужно то что позволит двигаться стране вперёд.
02.11.2017, 20:56

ядрён батон! ) так это, давайте и русский под шумок отменим, а то инструкции все, понимаешь, на английском и китайском. и ничего локализовывать не придется. и моментально интегрируемся в мировую систему. чего тянуть-то? зачем тянуть и лишать детей светлого будущего? все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
03.11.2017, 14:57

Это так просто цепляться к словам. Некто не запрещает малым этническим группа изучать свой язык, и сохранять свою культуру. В РФ один государственный язык и это Русский, он служит для взаимопонимания всех структур научных, финансовых и социальных. Все эти структуры двигают страну вперёд, и если для движения страны вперёд будет необходимо ввести второй государственный язык который принят мировым сообществом как общий то государство его примет. А вы и дальше можете цепляться за кость неандертальца.
03.11.2017, 23:34

Просто цепляться, потому что правда не ваша. Татарстан (с двумя гос. языками чтоб вы знали) - самый инвестиционно-привлекательный регион в РФ. А вы спрятались за спиной у своих детей, с "благими лозунгами о светлом будущем", с унижениями, искажениями и провокациями националистического толка. Не пройдет.
09.11.2017, 06:18

Олег

Ну, поможем не самый, а на 7-м месте по версии экспертРА на одной позиции с Нижегородской. Впереди Свердловская область, Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург. В одном ряду Нижегородцы и Белгородцы. Причём заметьте без нефти
02.11.2017, 16:40

А вот неудачный пример привели с предложением вспомнить физику и химию .Я думаю многие сидящие здесь приведут вам формулы из химии ,и вспомнят законы физики. Вопрос стоит " ребром "о количестве преподаваний татарского языка ,вопрос стоит в том ,что по татарскому нужно сдавать чуть- ли не ЕГЭ , в сложности преподавания самого языка .Отдавая в школу детей мы выбираем уклон в учебном процессе :кому то надо с математическим уклоном ,кому то с изучением иностранных языков ,кому то интересна медицина .Так вот ,если б я хотела ,чтоб мой ребенок отлично знал татарский язык и грамматику ,я б наверное отдала бы его в школу с татарским уклоном. Так почему в обычной школе ,ему преподают татарского языка больше ,чем русского ??? У нас есть какие то планы на будущее ,на поступление в определенной вуз ,так там нам татарский не нужен будет ,и что вынуждены делать родители и дети .?Народ ведь не против вообще насчет изучения языка ,но не так же .Чтоб вызвать отвращение. Я тоже между прочим татарка ! Так ,что начинайте закидывать тапками ....
02.11.2017, 20:47

уважаемая, якобы "татарочка", якобытатарочка ) обойдемся без тапок и тряпок, потому что аргументов более чем. очень удачный пример с физикой и химией. 5 баллов! мало кто вспомнит даже e=mc2. если только загуглить втихушку. я уж молчу, что некоторые (их крайне мало конечно) не усвоили, что земля вокруг солнца крутится, а не наоборот. таким и татарский конечно будет в тягость и русский. по татарскому будет вам счастье - урежут его до жалких 2-3 часов. но он будет обязательным для всех жителей республики. провокаторов это конечно не успокоит, но на то они и провокаторы, чтобы мутить без остановки. главное не домутитесь.
03.11.2017, 14:58

Преподавать Русский язык жалкие 2-3 часа это нормально, а урезать Татарский до 2-3 часов это плохо. Кто тут ещё провокатор.
03.11.2017, 15:38

Вот читаю я Ваш комментарий и чувство какое-то странное. Я не провокатор - я не провоцирую, я, наоборот, защищаюсь. Вы меня, пожалуйста, не обвиняйте. А еще не заставляйте и не обязывайте. Захочу - будем учить, не захочу - это мое дело. Кто провокатор - еще вопрос, не заставляли бы, не провоцировали.
03.11.2017, 21:21

Валентина

Скажите,пожалуйста, что делать моей семье в сложившейся ситуации? Я русская,муж мордвин - мои сын и дочь половинки чего? Сноха у меня наполовину татарка, зять наполовину чуваш - мои внуки четвертинки чего, кто объяснит какой язык изучать моим внукам и, при случае бегства из Татарстана ( а нам в открытую заявляют: не хотите учить татарский язык уезжайте из Татарии) куда бежать? И почему мой внук пять лет бегает к репетитору по русскому языку? И почему у нас в школе один учитель русского языка и три -татарского? И почему другому внуку предлагают перевестись в другую школу, потому что его мама написала, что предпочитает 1 учебный план,где нет татарского языка. Одни почему, кто и где допустил этот перекос? Может быть руководят этим процессом не профессионалы? Им впору колхозом руководить...
04.11.2017, 19:41

Насколько я понял, разработана новая учебная программа, и ваша жизнь станет легче. Не надо бежать из РТ. В других регионах жизнь вам может не понравиться и татарский язык покажется вам большим благом по сравнением с их проблемами )
04.11.2017, 00:00

Руслан

Алсу Газизова, провокация – это ваше письмо, к сожалению. Оно разжигает неприязнь к Республике, в которой вы живете. Добавляет напряженности к ситуации, которая итак накалена. Пилите сук, на котором сидите.
05.11.2017, 09:08

Руслан, почему Газизова, с ее гражданской позицией, провокатор, а татарин, который публично заклеил себе рот скотчем в час тишины не провокатор? Давайте вспомним с чего началось. А началось все с превышения полномочий руководства Татарстана, которое теперь столкнуло простой народ, а сами хотят выйти из этой ситуации "добренькими". Но в этот раз не получится. Если вы такие принципиальные, то почему своим собратьям руководителям не зададите вопрос, почему их дети учатся за границей и в спецшколах, где татарского минимум, а преподаватели иностранцы?
07.11.2017, 18:43

Руслан

Меня очень беспокоит, что компромисса нет и похоже не будет. Такие эмоциональные письма президенту, акции русских и татар только накаляют обстановку. Я всем без исключения желаю добра и мира, что ваша жизнь после того, как татарский отменят, станет действительно лучше. Я не прошу русских учить татарский. Это их дело. Но пока же все идет к тому, что даже для татар он станет факультативом. Предлагаю тогда и в Конституции РФ прописать: все остальные национальности, кроме русской, факультативные. Тогда я смирюсь как законопослушный гражданин. Пока же я готов отстаивать конституционные права на свой язык, как равноправный в моей Республике.
07.11.2017, 19:56

Да учи ты его кто тебе запрещает!
08.11.2017, 22:04

Руслан

Мне хотят запретить его учить в обязательном порядке. Мой родной язык - это не факультатив и не будет им!
08.11.2017, 15:39

Дмитрий

Я считаю, что в Татарстане ущемляются права мои и моих детей по национальному признаку, на лицо ущемление русскоязычного населения, руководство Татарстана запрещает моим детям изучать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ язык в необходимом объёме. Это страшно, что в России приходится писать такие фразы.
08.11.2017, 15:46

Поезжайте пожалуйста в Туву и посмотрите, что такое "ущемление русскоязычного населения". Ну и скажите местной власти спасибо, что живете здесь так хорошо.
08.11.2017, 16:36

Дмитрий

А не поехать-ли вам в Туву? я живу не у местной власти а в России, и уж поверьте мне есть кому сказать спасибо! А то, что я здесь "так хорошо живу" это моя заслуга, я не спорю с тем, что особенно мною очень уважаемый господин ШаймиевМ.Ш. сделал в 90-е для республики, ему надо памятник за это поставить, но с тех пор очень много изменилось, и его последователи на мой взгляд немного потеряли ориентиры, забыли о том где они живут и кто дал им все то, что они имеют. Как-то так.
08.11.2017, 19:18

Уж не вы ли нам все дали? Лентяи, учите историю. В Туве.
08.11.2017, 22:11

Дмитрий, новости читали, не? Русскому дали больше часов, татарский уменьшили. Не забывайте, где живете. 25 лет назад в Татарстане большинством проголосовали за суверенитет и дружбу с Россией!
09.11.2017, 16:30

Дмитрий

Я учился еще в СССР, вот тогда была справедливая система распределения учебных часов. Где живу-я помню, и голосование помню, и даже "за" голосовал, НО местные наЩальники на мой взгляд заигрались в суверенитет, почувствовали безнаказанность, перегнули палку и получили полбу. Я еще молчу про % русских в местном, республиканском управлении, надзорно-контрольных органах, руководстве управления образования и т.д. если туда копнуть то столько вопросов появится. Не нагнетайте, а то придется считать.