, 18 Апреля
$ 63,9450
€ 72,3602
Предложения банков
Новости
Подробно


«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

02.04.2019, 22:32

10 апреля в Набережных Челнах ждут вице-премьера России Дмитрия Козака. Чиновник проведет заседание оргкомитета по подготовке к 50-летию «КАМАЗа». Здесь же, как ожидается, решится судьба масштабных инфраструктурных и социальных проектов, которые город хотел бы реализовать в честь юбилея. В похудевшем, по данным источников Chelny-biz.ru, списке есть два экологических проекта – реабилитация Мелекески и строительство системы ливневой канализации, без которой город ежегодно топит. Оба потребуют миллиардных вложений, но для начала хотя бы бюджет на проектирование получить. Чем опасно дальнейшее затягивание проблем, как накачать Мелекеску чистой водой, а дома защитить от угрозы подтопления – рассуждают эксперты Chelny-biz.ru.

«РЕКА ПРЕВРАЩЕНА В БОЛОТО В РЕЗУЛЬТАТЕ СОЗДАНИЯ НИЖНЕКАМСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА»

Как сообщают источники редакции, во время визита Дмитрия Козака будут приниматься принципиальные решения по так называемому списку подарков к юбилею автогиганта – инфраструктурным и социальным проектам, о которых просят «КАМАЗ» и город. Все эти новые объекты должны сделать краше и комфортнее жизнь в Челнах, помочь нарастить население на пару сотен тысяч.

Лоббирование челнинских проектов сейчас идет по многим каналам. Причем, как отмечала ранее депутат Госдумы Альфия Когогина, процесс продвигается не просто: приходится доказывать потребность города. В эти дни парламентарий проводит цикл встреч в федеральных министерствах. Так, 1 апреля в Минприроды обсуждались два масштабных экологических проекта – реабилитация реки Мелекески и обновление ливневой системы Челнов.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

–- Понимание достигнуто, мы готовы двигаться в одном направлении, обсудили план совместных действий. Федеральная целевая программа для решения поставленных задач существует, но сегодня мяч на стороне администрации города – необходимо подготовить проектно-сметную документацию, нужен полный пакет документов, – прокомментировала итоги Когогина.

Оба проекта уже несколько месяцев зреют в недрах исполкома города, и подробности не озвучиваются. По скудным данным, которые все же просачиваются, экологическая реабилитация Мелекески может потянуть на миллиард рублей. Как подчеркивала Когогина в Минприроды, работы на Мелекеске - важный элемент восстановления и сохранения природного комплекса города. Сегодня происходит заиливание реки из-за слабого течения, образуются застойные зоны, что негативно влияет на санитарную ситуацию в городе. Специалисты все чаще используют слово «болото» применительно к Мелекеске. Требуется очистка дна, воды и благоустройство берегов. Кроме того, по периметру необходима система ливневой канализации, которая захватывала бы сточные воды и защищала реку от загрязнения.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

– Река превращена в болото в результате создания Нижнекамского водохранилища, – напоминает истоки проблемы экс-депутат горсовета Ильдус Камалов, для которого спасение Мелекески становится делом жизни. – Раньше была маленькая речка, которая спокойно текла и впадала в Каму. Сегодня и качество воды страдает, и покрытые камышом и осокой поймы превращены в свалки. Особенно правый берег со стороны частного сектора. По берегу не пройти, захвачен огородами. Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и покрышки, и аккумуляторы! Со стороны набережной Тукая сделали никому не нужные деревянные тропиночки между камышей. Только деньги зря потратили.

По словам директора инженерного центра «Синергия», колебания уровня воды в водохранилище (до двух метров) приводят к дополнительному загрязнению Мелекески:

– Когда падает уровень водохранилища, вся грязь из Мелекески и Челнинки (она, кстати, самая грязная) вытекает в Каму. А когда поднимается, грязь, которая скапливается в районе грузового порта (в ожидании шлюза баржи стоят, очень много нефтепродуктов на поверхности), втекает в русло Мелекески. В иле очень много накоплено вторичных загрязнений. Мы в Чебоксарах с моей командой все это проходили. Мы там сначала выгребли со дна грязный грунт, очистили берега. Здесь нужно сделать то же самое.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

Депутат горсовета, бывший руководитель коммунального блока администрации Айрат Зайнуллин обращает внимание на загрязняющие стоки населенных пунктов Тукаевского района и частного сектора города – Сидоровки, Красных Челнов.

– В Красных Челнах нет централизованной канализации, все дома на септиках. Септик по закону должен представлять собой колодец с бетонным дном, но не все это делают, экономят, – констатирует Зайнуллин, директор филиала «Татэнерго» – Набережночелнинские тепловые сети. – Коммунальные стоки постепенно просачиваются в землю, грунтовые воды и попадают в реку. Мелекеска превращается в болото.

Айрат Зайнуллин обращает внимание на благоустройство берегов с созданием набережных, пляжа и особенно на водообмен.

– В разные годы уже озвучивались проекты (конечно, очень дорогостоящие) по организации циркуляции воды. Забирать воду в Каме, где она чище, и через трубопроводы вливать в Мелекеску (в районе Сидоровки, например) и промывать таким образом реку, – рассказывает депутат. – Циркуляция может и постоянной, и периодической. В зависимости от пропускной способности труб.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

Это предложение есть и в разработанном Ильдусом Камаловым проекте создания Мелекесского гидропарка.

– В Чебоксарах, где была точно такая же проблема, мы сделали фонтаны для усиления водообмена и аэрации (кислородного обогащения). В случае с Мелекесской чистую глубинную воду можно забирать из водохранилища в районе Элеваторной Горы и поставляется в верховье (в район стадиона и санатория «Жемчужина») и среднюю часть реки (возле моста или даже Междуречья). А чтобы не допускать грязные воды Челнинки, есть вариант перекрыть ее дамбой-плотиной, сделав закрытый водоем.

Экс-депутат несколько лет предлагает свои наработки городским и республиканским властям. Есть, по его словам, одобрение президента Рустама Минниханова. Встретиться и обсудить проект обещал и мэр Наиль Магдеев. Кстати, самый кардинальный вариант решения проблем Мелекески, по мнению Камалова, – поднять уровень Нижнекамского водохранилища до отметки 65,5 м, то есть на два метра.

– Дополнительно появится где-то 3,5-4 млн кубометров воды, и в реке начнется природный процесс самоочищения, – говорит Ильдус Камалов. – Плюс по всему периметру необходимо предусмотреть ливневую канализацию, чтобы ни один кубометр грязной воды с солями и прочими вредными веществами не попадал в реку.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

Экс-депутат полагает, что город сейчас мог бы поучаствовать в новом нацпроекте по экологии и получить федеральное финансирование. Однако до этого челнинским властям необходимо разработать хотя бы техническое задание на экопроект. И здесь вопрос вновь упирается в деньги.

«ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ДОРОЖЕ ОБОЙДЕТСЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Экс-гендиректор «Челныводоканала» Уел Хусаинов, много лет поднимавший проблему ливневой канализации на различных уровнях, с энтузиазмом встретил новость о возможном решении наболевшего вопроса. Ливневки также обсуждались в Минприроды РФ, и есть шанс заручиться поддержкой правительства 10 апреля.

– Это замечательно. Видимо, всему свое время, – прокомментировал Хусаинов Chelny-biz.ru. – Когда Набережные Челны строились, ливневая канализация не была завершена. Если в Новом городе где-то 250 км сетей было проложено, то в старой части – всего около 25 км. Более того, даже не было окончательного решения по проекту, где будут находиться очистные сооружения. Опять же они предусматривались только в новой части города. В итоге сейчас их нет ни в Новом городе, ни в старом. Построен всего один из трех запроектированных прудов-накопителей для сточных вод – около Майдана.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

Сегодня создание дополнительных прудов уже не решит проблему подтопления города в период таяния и обильных осадков. В накопителях стоки хоть отстаиваются, но потом сбрасываются в Каму вместе с маслами, топливом и значительной частью грязи. Городу требуются полноценные очистные сооружения.

– Нужно сделать нормальный проект. Может быть, несколько очистных сооружений, может быть, одно централизованное, – предполагает бывший глава «Челныводоканала». – Надо все просчитать. Проектировщики должны оценить и эксплуатационные затраты. Построить – одно, а потом же надо содержать! Население ведь не платит за ливневую канализацию, то есть финансирование должно быть из бюджета.

Вдобавок назрела потребность и в обновлении сетей, построенных 1975-85 годах.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

– Чем дальше будет тянуться, тем дороже обойдется решение проблемы, – считает Айрат Зайнуллин, депутат горсовета. – Я уж не говорю о последствиях: разрушении дорог, тротуаров. Как только где-то скапливается вода, образуются трещины. Раньше времени выходят из строя дороги. Плюс дома подмываются сточными водами, это создает угрозу зданиям. Приведение ливневых сетей в порядок измеряется, к сожалению, не сотнями миллионов, а миллиардами. За это дело раньше боялись браться. При нас и ситуация с финансами была хуже. Это сейчас миллиарды выделяется на дороги и другие цели! Поэтому сейчас очень важно приступить к работе по ливневкам.

Сначала должна появиться концепция, затем разработана проектная документация, и только после этого очередь дойдет до поэтапного строительства. До сих пор в городе не было даже концепции.

– В последние годы деньги выделялись только на очистку части сетей. Причем очистка вручную происходит. Дорожники спускаются в колодцы, начинают драить и ведрами вычерпывать грязь. Уровень обслуживания далек от современных технологий, – констатирует Зайнуллин, директор филиала «Татэнерго». – Потому что нет специализированной организации, которая, как «Челныводоканал», профессионально занималась бы обслуживанием ливневых сетей. «Предприятию автомобильных дорог», видимо, от безысходности исполком передал сети. Хотя у ПАДа совершенно иная специализация – содержание дорог. Почему это произошло? Не нашли источники для финансирования.

«Чего там только нет! И дохлые собаки, и кости, и аккумуляторы!»

Частые потопы на проспектах города и в промышленной зоне эксперты объясняют и слабой мощностью ливнеприемочных сетей, и недостатками содержания. Кроме того, сейчас происходят глобальные климатические изменения – ливни и наводнения в разных частях России. В таких условиях, возможно, пора и вовсе пересмотреть нормативы.

– Эту проблему нужно оценить свежим взглядом, рассмотреть разные варианты, – говорит Уел Хусаинов. – Это серьезная работа, нужны серьезные средства. Вначале необходимо выработать принципиальное решение. Проектные работы могут обойтись в десятки миллионов рублей, а само строительство – это не один миллиард. Я рад, что появляются какие-то подвижки. Было бы хорошо хотя бы проектное решение получить. Не стоит ожидать, что правительство сразу одобрит строительство. Сначала надо защитить проект.

Chelny-biz.ru

Фото: «Челнинские известия», «Реальное время», chelnytown.ru, business-gazeta.ru