Новости
Подробно


«Восемь лет уже! Восемь! Уже стыдно. Давайте соберемся, сделаем народную стройку»

18.05.2017, 13:22

Уже восемь лет в Набережных Челнах не могут определиться с местом, где поставить стелу первостроителям автограда, которая должна увековечить трудовой подвиг всех участников всенародной стройки и стать одним из главных монументов. Площадь Азатлык, парк Победы, площадь Батенчука – стела «кочевала» по всему городу. «Хватит, надо выходить из подполья!» – заявил накануне вечером на заседании Совета старейшин его глава Юрий Петрушин. Здесь приняли решение создать попечительский совет. Причем в присутствии прессы и руководителя исполкома Рината Абдуллина, чтобы потом уже никто не смог «отвертеться». На какие деньги увековечат память первостроителей, если президентские уже растратили, чем важен для города 54-метровый монумент, и как в Челнах будут запускать «народную стройку» – узнал корреспондент Chelny-biz.ru.

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ В ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ПОТОМ НЕ ВЫЙТИ ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ»

– Я специально сегодня попросил пригласить прессу. Хватит, надо выходить из подполья! – начал накануне вечером встречу в ТПП Набережных Челнов председатель Совета старейшин автограда Юрий Петрушин. – Восемь лет прошло, нам все землю не могли выделить. И только с этой новой командой мы вопрос решаем. Мы должны поставить себя и других в такое положение, чтобы потом не выйти из этой ситуации.

Так у стелы первостроителям, которую уже можно назвать многострадальной, появился реальный шанс быть построенной. Она должна будет занять свое ранее «забронированное» место в парке Победы. Совет старейшин принял решение создать попечительский совет и фонд, чтобы собрать деньги на монумент.

Председателем попечительского совета избрали Петрушина, в состав вошли гендиректор «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг, ректор НГПУ Файруза Мустафина, гендиректор УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров, экс-мэр Челнов Рафгат Алтынбаев, председатель комитета по промышленности ТПП Уел Хусаинов, экс-председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов и другие. Место в совете оставили и для представителя мэрии. Будет это сам Наиль Магдеев или рекомендованный им человек – решение оставили за главой города. Он, отметим, сейчас в отпуске. Руководство города представил на заседании совета руководитель исполкома Ринат Абдуллин.

Предполагается, что финансирование будет из двух источников: государственное (с которым еще предстоит определиться властям города) и общественное. О каждой копейке, которая поступит и которая будет израсходована, проинформируют на сайте ТПП города. Совет не хочет допустить никаких спорных моментов по финансам. Беспокойство вполне обоснованное, ведь президентские деньги, на которые инициаторы строительства стелы рассчитывали ранее, ушли на благоустройство парка Победы. Проект, напомним, показали на одной из встреч Рустаму Минниханову.

– Деньги на парк Победы были выделены президентом. Мы презентовали проект со стелой на этом месте, и он задал один вопрос, сколько нужно денег. Мы сказали, 100 миллионов. Он выделил эти деньги. Но не оказалось ни этой стелы, ничего, – констатировал Петрушин. – Они ушли на благоустройство парка.

Кстати, именно проект Владимира Нестеренко взяли за основу, когда взялись за парк Победы. Однако то, что было задумано и то, что в итоге воплощено – это две большие разницы. Аллея деревьев, посаженная первостроителями и ветеранами, флаг Победы над куполом рейхстага и сама стела – все это было в проекте, но так и осталось лишь на бумаге. Позднее, в декабре минувшего года, Совет старейшин обратился к руководству города по этому вопросу. Мэр Челнов Наиль Магдеев предложил поставить стелу на площади Азатлык и рассмотреть этот вариант на публичных слушаниях. Но в эскизном проекте площади, который недавно представили челнинцам КБ «Стрелка» и архитектурное бюро D.R.O.M., стела не была предусмотрена. Презентации, отметим, предшествовали жаркие споры, которые разгорелись в профессиональном сообществе города вокруг все той же стелы. Одни высказывались, что «стела как бы отбрасывает архитектуру и дизайн города к 70-м годам», другие – что «она придаст масштаб площади».

«САМОЕ СТРАШНОЕ – ЧТО ТАМ БЛАГОУСТРОЙСТВО СДЕЛАНО ИДЕАЛЬНО. БУДЕТ СКАНДАЛ, КОГДА ТЕХНИКУ ТУДА ПРИГОНЯТ»

Сейчас Совет вернулся к идее установки стелы в парке Победы. Но, как отметили в ходе заседания, территория уже благоустроена – везде лежит брусчатка, и свободного места как будто бы и нет.

– Техника туда полезет, раздавит брусчатку, – высказал опасение Альберт Петров. – Начнут ковырять… Там сейчас площадь, где все собираются, а стела может закрыть весь парк.

– Там никто не собирается. А кода стела появится, будут собираться, – парировал архитектор Владимир Нестеренко. – Мы сейчас ничего нового не предлагаем, это проект, который рассматривался еще полтора года назад, когда принимали решение о размещении этого объекта в парке Победы. Лучшего места, чем здесь, не нашли. Сама стела обращена к проспекту Мира. Градостроительная ситуация будет усилена этой стелой. Это очень важно, потому что парк сейчас «проваливается». Хотели вытащить ситуацию колесом, но оно относится к парку, а здесь – мемориальная аллея. Мы ее тогда назвали Аллея трудовой и боевой славы, сейчас она зазвучит совершенно по-другому. То событие, которое произошло, – строительство города, «КАМАЗа» – это необычайное событие, о котором сейчас немногие знают, люди уходят, поколение меняется. Всегда во всем мире такие серьезные события были увековечены в каких-то сооружениях. В данном случае это памятная стела об этом событии, к которому причастны многие люди нашей страны.

Конструкция несложная, отметил Нестеренко, вся она сборная, основа – металлические фермы, которые будут изготовляться на заводе, привозиться и монтироваться.

– Самое страшное – что там благоустройство сделано идеально, – продолжил свою мысль Петров. – Будет скандал, когда технику туда пригонят…

– Мы все время так: «Давайте сегодня как можно быстрее сделаем, как можно дешевле, как можно проще». Посмотрите, все разваливается, проблема не решается, задача, которая поставлена, она опять не решается! – возмутился архитектор. – Любое строительство со скандалами было. Но еще больше скандалов, когда все сделано, деньги потрачены и потом начинается ремонт. Думаем: «А что же мы сделали? Можно было лучше сделать».

– Брусчатку мы снимем оттуда. Она пойдет в дело, – успокоил Петрушин. – Дадим отмашку – за ночь разбираем брусчатку, обносим забором, ставим вагончик, чтобы мы могли там штабы проводить, на следующий день заносят сваи туда – и пошли-поехали. Это же не значит, что надо сегодня начать, поставить и все это будет стоять там годами. Мы же будем вести работу, подготовимся. Расскажи, из чего будет стела? – передал он слово архитектору.

– Нижняя часть – гранит, основа – гранитные блоки, то есть не облицовка плиточками, которая потом начинает трескаться и опадать. Делаем, как всегда во всем мире делали. Пример – памятник Высоцкого. Нигде ничего не отвалилось за все время, и еще 200 лет не отвалится. Брусчатка будет колотая гранитная. Где-то облицовка толщиной 30 мм, в других местах – алюкобонд.

Архитектор указал основные параметры стелы: ширина трубы– 2,6 м, высота – 25 м. Общая высота конструкции – около 54 м. Проступи внизу – высотой 3 м. Они будут выполнять функцию сцены для концертов, митингов и так далее. Разработчики рассчитывают, что это будет действующая стела, «не мертвая».

«ВЛАСТЬ ДАЛА ДОБРО – СЛАВА БОГУ! НАЧИНАЕМ РАБОТУ. А ТО ОНИ ПЕРЕДУМАЮТ, ТОГДА БУДЕТ ХУЖЕ. НАДО ПРОСТО НЕ ДРЕМАТЬ»

Рассуждения о брусчатке прервал Леонид Штейнберг.

– Мы что-то не в ту степь полезли, друзья, – взял он слово. – То, что этот объект самый важный для подрастающего поколения – это самое главное. Тот памятник, который на Студенческой, строили 69 организаций. Вопрос другой. Конечно, перевернут все, – согласился Штейнберг с Петровым, – но потом восстановят, руки же у людей есть! Ну, перекинем мы пару сот брусчатки, все это красиво делается. Нуриев за два дня сделал два памятника, которые стоят уже 30 лет! Памятник воинам-афганцам и строителям «КАМАЗа». Надо начинать работу! Слава богу, что у нас есть президент республики, он в свое время дал деньги на стадион. Надо подготовить грамотные письма президенту Татарстана, президенту России, генеральному директору «КАМАЗа».

Прозвучали названия других городских предприятий, которые тоже могли бы скинуться на монумент: «Татэлектромаш», КБК, «Татпроф», «Челны-холод», «Челны-хлеб», «Челны-мясо», «Домкор» и другие.

– Власть дала добро – слава богу! Начинаем работу. А то они передумают, тогда будет хуже. Надо просто не дремать, – продолжил Штейнберг. – Мы не будем дремать. Надо посчитать, сколько это стоит. Я не думаю, что жители города скажут: «Это не надо!». Это надо для воспитания детей. Восемь лет уже! Восемь! Уже стыдно. Давайте соберемся, сделаем народную стройку.

– Нам не привыкать! – поддержал слова о народной стройке Юрий Петрушин. – Бассейн в Комсомольском районе – народная стройка, стадион – народная стройка, пединститут, манеж, подземные переходы, социально-педагогические комплексы, зона затопления, мосты – все это народная стройка. Весь Комсомольский район – народная стройка. Ни копейки денег не было, на квартиру денег не было у строителей. Ну давайте встряхнем! Столько в городе народу. Что мы, не в состоянии что ли?! – эмоционально говорил он.

«И НЕ ТАКИЕ СООРУЖЕНИЯ ДЕЛАЛИ! НА КОЛЕНЕ РИСОВАЛИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЙ МАНЕЖ. ВОЛОДЯ ВЕЧЕРОМ РИСУЕТ, НА ДРУГОЙ ДЕНЬ МЫ СТРОИМ»

Отметим, что какой-то суммы, которую необходимо собрать на стелу, никто так и не назвал.

– Причем здесь это. Вы должны понимать – должна быть идея! – ответил на вопрос Chelny-biz.ru Владимир Нестеренко. – И она должна стоить столько, сколько она стоит. А не наоборот: «у нас в кармане рубль, давайте мы на рубль сделаем». И результата не будет. Где здесь результат? – он указал на изображение благоустроенного парка Победы. – Зато цена удовлетворяла. Но важен результат. Когда речь идет о таких сооружениях, в первую очередь, во всем мире всегда была важна идея, и под эту идею всем миром искали деньги. Пусть год, пусть два или три строилось. Посмотрите, какие сооружения за границей. Мы ездим, смотрим, мы не задаем вопросов, сколько лет они строились и сколько стоили. Но это гордость той страны. А что мы делаем? Сегодня сделали, завтра развалили. Зато сделали, галочку поставили. Сколько бы это ни стоило, если оно стоит того, надо это делать.

Известно, что часть работ планируется провести за счет городских предприятий, руководители которых входят в Совет старейшин Челнов. Так с Камгэсом уже договорились о том, что они сделают и забьют сваи. Другие «вложатся» металлом, гранитом и так далее. Чтобы отблагодарить всех участников строительства монумента и благотворителей, будет создана книга памяти. Генподрядчиком Юрий Петрушин предложил стать Евгению Вайнеру, гендиректору ООО «Аква Регион».

– Неделю назад мы обсуждали с ним этот вопрос. Мы в такой знаменательный день разговаривали, в таком месте! Я думаю, он не откажется. Это было в День Победы возле памятника, – отметил старейшина.

Бизнесмен согласился.

Будет создана идеологическая группа под руководством Файрузы Мустафиной. Ее задача – проработать текст для стелы, чтобы он «задевал за живое». Кроме того, она займется воспитательной работой – от сочинений в школах до общегородских акций. Определились с руководителями технической и информационной групп. Кто возьмет на себя бухгалтерию фонда – пока не решено.

– Памятный знак нужен, трудовой подвиг необходимо увековечить. В городе он обязательно должен быть. Никаких сомнений нет, что и деньги в фонд соберутся, и проект будет реализован, – высказал свое мнение руководитель исполкома Ринат Абдуллин под конец встречи. – У меня только одно сомнение – место установки. Но это вопрос решаемый, мы его еще раз рассмотрим. Надо найти хорошее место в парке Победы, но не портить, конечно, то, что уже сделано.

Но Совет был настроен решительно и оптимистично. Чтобы подготовить все и выйти на стройку, уйдет максимум год – такую задачу поставил Юрий Петрушин. Большой объем подготовительной работы уже проделан. Члены совета заметили, что работа предстоит большая, «море бумаг» и все такое.

– Ребята, давайте так. И не такие сооружения делали! – ответил он, завершая встречу. – На колене рисовали легкоатлетический манеж. Володя вечером рисует, на другой день мы строим.

– Другие времена были, Юрий Иванович…

– Сейчас времена проще, чем тогда! – заявил глава Совета.

Анна Перебаскина

Комментарии
18.05.2017, 13:36

Хороший и нужный проект. Готов даже скинуться своей 1000 купюрой.
20.05.2017, 15:54

На очередной ,, распил '' так лучше просто свою штуку принеси и вручи ответственным товарищам в Мэрии .
18.05.2017, 13:42

Сама стела - жесть, что-то из деревенского фольклора, хотя идею установки стелы поддерживаю двумя руками, потому что этим людям мы обязаны городом.Стало быть, стела должна быть такой же выдающейся как их подвиг. А то что предлагается - памятник на деревенском кладбище. Причем в таких гигантских размерах , это просто ужасает... Конкурс на лучший проект стелы проводился?
18.05.2017, 14:12

а кто петрушина загнал в подземелье??? вот что значит чеславие, свое имя обязательно наверно там напишет. и памятник воздвиг себе не рукотворный....... я ЗА то чтоб стелла была в городе, но вот без имен и т.д. а просто людям которые этот прекрасный город построили.
18.05.2017, 19:17

Кто Петрушина загнал в подземелье? Забыли схватки с ТОЦем, дикий разгул национализма. Сам Шаймиев снял Петрушина с поста и поставил руководить городом Алтынбаева. Мы, старожилы всё это хорошо помним
20.05.2017, 15:57

Этот разгул сам Шаймиев и организовал , что бы Борю танцора шантажировать . А потом в Татарстане миллиардеры появились в Форбсе.
18.05.2017, 14:25

Какой, простите, кошмар. По части внешнего вида. Да и размера. Тут даже не деревня, тут русская-антинародная традиция делать "дорого-богато". Псевдо-античность на металлокаркасе в окружении советской панельной архитектуры... эт как лет 10 назад все себе арки в хрущевках пилили с колоннами из пенопласта, и на стены золотые обои клеили с французскими лилиями. А что касаемо места установки... слушайте, ну давайте тогда уже переименуем парк Победы. Он же у нас тематический с утра еще был, разве нет? Это как на Мамаевом кургане присоседить стелу тем благородным людям, которые Волгоград отстраивали. Я конечно понимаю, Деды воевали, а отцы на "КАМАЗе" гвозди забивали - но давайте как-то разносить этих людей их подвиги.
18.05.2017, 19:23

Полностью поддерживаю это мнение. Стелу надо ставить на пл. Азатлык, тем более, что проводится конкурс по её реконструкции. А парк Победы пусть остается парком Победы
18.05.2017, 14:30

В Вашингтоне стоит высоченный обелиск (169 метров) - Монумент Вашингтона, в честь первого президента США. Просто высокая мраморная колонна, посвященная одному человеку на которую всем миром собирали деньги. Почему первостроители города не заслуживают высокого статного монументального строения? И где в Челнах есть действительно выдающийся памятник? Вот этот бы точно стал таким.
18.05.2017, 15:15

Надо строить сквер первостроителям и ставить туда эту стелу. Предлагаю на месте патп, вместо ленты. Как раз в комсомольском районе, рядом с пединститутом Мустафиной.
18.05.2017, 20:20

Фриль

Одобряю предложение коммент. 15.15. на территории бывшего ПОПАТа с разбивкой Сквера первопроходцев ( лобовое в городе место)!. С уважением, Ф. Ахметов.
18.05.2017, 20:39

Рамзилюшечка

Проект стелы отличный! Давно пора отдать дань уважения строителям нашего чудесного города. Ведь это великий трудовой подвиг они совершили.
20.05.2017, 15:59

Вы при буржуинах живете , какой трудовой подвиг ?
18.05.2017, 21:28

Стела ужасная, похожа на надгробие братков из 90-х. А вообще идея монумента очень правильная, и масштаб тоже правильный, можно ещё больше, только внешне не такую.
19.05.2017, 02:26

- Так... что бы такое сделать, что бы подрастающее поколение гордилось первостроителями Камаза? - Может быть улучшим качество грузовиков, сделаем их конкурентоспособными, что бы их покупали даже в развитых странах, сделаем рабочим достойную зарплату, что бы он не чувствовал тебя ничтожеством? - Нет, давайте лучше воткнем 54-метровый столб прямо в парке! Пусть молодежь приходит к ней и гордится!
19.05.2017, 07:34

Анатолий Овчаренко

Насыпать Курган Славы высотой 1976 метров высотой,внутри стержень из бетона-башня гостиница на 50000 мест для туристов,гостей города\в нем будет 3 миллиона жителей до конца этого века/.Здесь будет музейный комплекс,где должны мыть фотографии всех первопроходцев их были миллионы из 32 стран мира.Я и мои товарищи с таким трудом пробивали организацию парка Победы в 1985-86 годах,что не позволим его заполнить другими формами архитектурного опуса.Еще,стел-у макет керосинки,пусть автор прибережет для себя,когда пойдет в мир иной,а не смешит нас камазовцев.
19.05.2017, 09:46

эксперт

+1000000
19.05.2017, 07:54

Предлагаемый стиль стелы не соответствует существующей застройке города. Такая стела сочетается только со зданием казначейства и в таком виде может построена только около этого здания. Проект должен быть другим и пройти конкурсный отбор. Самое лучшее место для стелы - на площади С.Садыковой, со стороны проспекта Мира.
19.05.2017, 08:06

Нужно пропустить через град совет!
19.05.2017, 14:39

Ни в коем случае, там все те же лица. А по теме: мега обелиски - старческий маразм, в лучших совковых традициях. И незачем примазываться к парку победы.
19.05.2017, 15:26

Рамиль

Нашли на что собирать деньги! Потратить больше некуда?????? Все равно разворуют половину.
19.05.2017, 22:13

Рамзилюшечка

Ничего ты Рамиль не понимаешь! Это же для нас, а не для когото. Что тебе колбаса нужна? А гордость? А сакральное? А идеалы? Эх, Рамиль, Рамиль...
22.05.2017, 15:07

Рамиль

Для кого для нас??? Колбасу не ем. О какой гордости вы говорите? Очнитесь Рамзиля!!! Не это нужно нашему городу.
22.05.2017, 18:26

Лучше наземный переход сделайте на орловке, вопрос давно назрел и во благо городу будет, и проходную способность дорог увеличит
23.05.2017, 07:12

Это не Рамзиля пишет. Скорее Вася или Алёша какой-то...
21.05.2017, 11:26

Хафис Хайдерович

Юрий Иванович! Тщеславие - это гордость других людей (Саша Гитри). Никогда не ожидал от Вас того, что Вы замахнётесь на самое святое - наш Парк Победы. Парк Победы вымолен и выстрадан не для этой "Стеллы", а для вечной памяти нашей Великой Победы над фашизмом, которая стоила всем нам двадцать семь миллионов человеческих жизней. Мемориальный комплекс Парка Победы будет расширяться, а Площадь Победы - это место радости, благодарности и счастья за наш "Бессмертный полк", который остановил фашизм. На Площади Победы планируется воссоздать время победных 40-х годов.... Там челнинцы будут радоваться, танцевать, петь песни о нашей Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941 г. - 1945 г. Площадь Победы будет стилизована и станет местом торжества Победы над фашизмом. Вам наверно не виден зарождающийся в Украине фашизм?! Или тщеславие пересилило?! Вы не хотите того, чтобы в Набережных Челнах ученики школ и ВУЗов проводили открытые уроки. Я очень надеюсь, что наш Парк Победы стал местом торжества, а не тщеславия! Юрий Иванович ! Тщеславие - это гордость других людей.... Поймите, что в 1975 году разбивали в День Победы 1945 года для памяти и гордости за нашу Великую Победу над фашизмом. Очень надеюсь на Вашу скромность, а любовь к себе, похоже слишком часто остаётся неразделённой (Антон Пауэлл). Надеюсь, что Вы - Юрий Петрович всё поняли...
21.05.2017, 19:39

Хафис Хайдерович

Не прикасайтесь к Парку Победы! Скромнее надо быть, а "увековечивание" себя любимых - это кощунство и помпезное самолюбие..... Парк Победы и Площадь Победы будут в нескором будущем воссозданы в стиле победных - 40-х годов, что будет очень полезно и особенно для нашей молодёжи - будущего поколения... Наверно нескромные чиновники и бизнес-руководители не хотят, чтобы нашей молодёжи промыли мозги, как в Украине?! Им нужны "Открытые уроки мужества" в Мемориальной части Парка Победы, а то до бандеровщины нам немного осталось. "Бессмертный полк" дал понять всем, что фашизм возрождается у наших ворот.... Люди поняли, что нам надо помнить историю Великой Победы над фашизмом, и гордится этим. Стеллы возвеличивания и самоувековечивания - это я расцениваю, как нескромность тех, кто видит в этом неуместное возвеличивание.... КАМАЗ, ГЭС и Набережные Челны строили всем СССР и комсомольцы, которые приехали на Комсомольскую стройку по велению своего сердца, но не для увековечивания некоторых персональных руководителей. Скромнее им надо быть, а не думать о своём величии. ПАРК ПОБЕДЫ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ !!! Люди, такой волюнтаризм экс- чиновников, а теперь - бизнесменов, должны поставить заслон. Время само-возвеличивания давно прошло... У нас, что много средств на этот "проект - века"!!! Постыдитесь своих седин!!!
21.05.2017, 23:17

Альберт

Историческая справка - Новый город, "Парк Победы", другие места, на начало В.О.В. в этих местах были безбрежные поля и луга В книге коренного челнинца Мансура Кашапова "Чёрная судьба" описывается район призыва, всеобщей мобилизации. Думаю что лучшее место район улицы Центральная. Это то историческое место, где родились, ушли на фронт и многие из из них ,не вернулись с полей сражения. Коренные челнинцы помнят и знают об этом.
22.05.2017, 08:17

Хафис Хайдерович

Альберт! Вы о чём?! "Не мутите воду".... Мемориальный комплекс и Площадь Победы - это решённый вопрос !!! И точка!!! Помпезность в Парке Победы неуместна.
22.05.2017, 10:22

Оставьте парк Победы в покое. По парку уже не прогуляться в тишине. Надоели ваши безконечные шумные меропрятия. Целый день ор! Неужели нельзя делать музыку тише? Организаторы праздников, вы в курсе что рядом стоят дома и там живые люди ? Вы чего к нам в окна лезете со своей музыкой? Нам куда бежать,мы здесь 40 лет живем? Петрушину на пенсии чего спокойно не сидится? Пусть ставит стеллу на Вахитовском кольце.
22.05.2017, 11:42

Монумент первостроителям надо ставить возле дирекции КамАЗа. Это место где город соединяется с КамАЗом.Там же можно установить первый выпущенный КамАЗ.