Новости
Подробно


«Вы говорите, давайте судиться. Это год тягомотины! Все сдохнут к этому времени!»

10.03.2017, 07:31

«Встречаемся, разговариваем, а воз и ныне там! Если бы я находился на краю, я бы уже утонул!» - возмущались клиенты рухнувших банков накануне в ТПП Набережных Челнов. Основной удар принял на себя уполномоченный по правам предпринимателей Татарстана Тимур Нагуманов. Многие участники встречи испытали дежавю. В этом же зале 23 декабря, после введение моратория в ТФБ и ИнтехБанке, и примерно в том же составе чиновники и пострадавшие бизнесмены обсуждали, как прожить до санации. На этот раз решали, как быть после отзыва лицензии… Люди обвиняли власть в том, что меры поддержки, о которых твердили два месяца, не дали никаких результатов – ни налоговые, ни пенсионные платежи так и не зачтены, а льготное кредитование получили единицы и слишком долго. Единственная отдушина – решение Наиля Магдеева зачесть земельные платежи.

Бизнес просил смягчить удар: звучали предложения от раздачи республиканских земель до всевозможных льгот пострадавшим. Неутешительная мысль витала в воздухе на протяжении всей встречи – предпринимателям предстоят долгие месяцы «судебной тягомотины».

«МЫ ВСЕ РАВНО БУДЕМ ВСТРЕЧАТЬСЯ, СМОТРЕТЬ ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА – ПРИЯТНО ЭТО КОМУ-ТО ИЛИ НЕТ»

В зале ТПП, в отличие от встречи 23 декабря, когда люди заполнили все свободное пространство – стояли в дверях и в проходах – вчера было довольно просторно, можно было даже найти свободное место. Обсудить возникшие проблемы юрлиц и физлиц, как и два с половиной месяца назад, приехали бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов, мэр Наиль Магдеев, прокурор города Александр Евграфов и председатель правления ТПП Юрий Петрушин.

Предприниматели не были настроены слушать долгие вступительные речи, о чем сразу заявил один из участников встречи Сергей Сироткин, руководитель ООО «Фортуна», отметив, что у бизнеса есть вопросы. Президиум не был многословен.

– К нам обратились с инициативой встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию. Такое обращение мы игнорировать не можем. Какая бы тяжелая ситуация ни была, мы все равно будем встречаться, смотреть друг другу в глаза – приятно это кому-то или неприятно, – начал Наиль Магдеев. – После нашей первой встречи ситуация поменялась, но все те моменты, которые нужно было отработать на городском уровне, мы отработали. К сожалению, инструментов у местных органов власти не так много. Ситуация в целом серьезная и не муниципального уровня. Но в данном случае мы тоже ищем, что можно предпринять с нашей стороны даже с минимумом инструментов, чтобы поддержать предприятия малого и среднего бизнеса.

Забегая вперед, скажем, что под конец встречи мэр добавит ложку меда в бочку дегтя: пострадавшим клиентам банков зачтут арендные платежи за землю.

– Мы этот вопрос рассмотрели, увидели размер тех средств, которые зависли, и что эти платежи подтверждаются документами. По ним будет принято особое решение в вашу пользу, – заверил Магдеев, вызвав аплодисменты в зале.

Речь пока идет о небольшом количестве предпринимателей – всего 19 обращений по платежам в местный бюджет. Но на общем фоне это уже достижение.

– Мы сейчас работаем с тем фактом, который есть, – настроил вслед за Магдеевым аудиторию Тимур Нагуманов. – Всем без исключения надо включаться в реестр кредиторов. Порядок там достаточно понятный, он есть на нашем сайте, на сайтах АСВ, ЦБ… По налоговой и Пенсионному фонду могу сказать следующее. Мы с коллегами из ПФР очень долго этот вопрос прорабатывали, вели консультации с Москвой. К сожалению, пока простого положительного решения не получили. Я знаю, что ПФР сейчас начинает производить доначисления, «уточненки» дает. Мы приняли решение, что всех предпринимателей за ручку будем сопровождать в судах и максимально добиваться того, чтобы по всем зачеты все-таки произвелись и по ПФР, и по ФНС. Как только будут получены ответы от этих структур, нужно их обжаловать в самой налоговой и в самом Пенсионном фонде. Там, скорее всего, будет получен отказ. И мы уже сейчас готовим формы исков, готовим типовые документы. Моя юридическая служба будет сопровождать абсолютно всех предпринимателей, кому это будет нужно. Мы и в суды сходим – в качестве третьей стороны или по доверенности. Действовать будем строго в рамках закона.

Впрочем, учитывая, что только в ПФР Татарстана скопилось уже 900 обращений от предпринимателей, каждое сопроводить в суде будет сложно, признал Нагуманов. Даже с поддержкой местной юридической группы ТПП.

Идти с людьми в суды готова и прокуратура. Напомним, есть особое поручение прокурора РТ Илдуса Нафикова по физлицам – так называемым «ДУ-шникам», которые по незнанию вложили свои средства в доверительное управление ООО «ТФБ-Финанс». Речь идет о помощи гражданам, которые в силу возраста, здоровья или материального положения не в состоянии защитить свои права.

– Прокуратура города поможет со сбором всех документов, и сама выступит истцом в суде в вашу пользу по следующим требованиям: о признании расторжения договора банковского вклада между ПАО «Татфондбанк» и физическим лицом недействительным, о признании договора доверительного управления между физическим лицом и инвестиционной компанией «ТФБ-Финанс» недействительным и, соответственно, о переводе договора доверительного управления в договор банковского вклада, – рассказал Александр Евграфов.

Если суд встанет на сторону истца, можно будет прийти в АСВ и получить страховое возмещение, пояснил прокурор. Таких заявлений, кстати, пока только два. Вероятно, после встречи их станет больше. Евграфов раздал памятки о том, какие документы необходимо собрать заявителям.

«Я ОТЗОВУ И СКАЖУ, ЧТО ЭТО МОШЕННИЧЕСТВО Я ПРОЩАЮ? С ЭТИМИ ЗАВИСШИМИ ПЛАТЕЖАМИ СИТУАЦИЯ СОВЕРШЕННО НЕПОНЯТНАЯ!»

Темы, которые поднимали предприниматели, оказались близки большинству участников встречи. По некоторым вопросам им предлагали «подойти потом лично», но зал в эти моменты недовольно возражал: мол, касается всех, ответы нужны здесь и сейчас.

Так, многие в растерянности – отзывать или не отзывать платежи, которые зависли в банке, чтобы вступить в реестр кредиторов.

– Что сейчас делать? Отозвать все платежи обратно, чтобы включиться в реестр с их учетом? Но у меня там и налоговый платеж… А налоговая говорит, что комиссии не было. Два месяца уже прошло, как мы подали заявление. Если я отзову налоговый платеж, то мне во второй раз придется налог заплатить, – разводил руками Сергей Сироткин, директор ООО «Фортуна». – А почему я должен отзывать? Если они сняли со счета, значит, совершили мошенничество. А я отзову и скажу, что это мошенничество я прощаю? С этими зависшими платежами ситуация совершенно непонятная! Как включаться в реестр?

Нагуманов в ответ рекомендовал отзывать все платежи, кроме налоговых и пенсионных, и заметил, что ажиотажа по вступлению в реестр пока нет.

– По ПФР и ФНС нам надо максимально постараться добиться зачета. По остальным – не вижу смысла держать деньги на корсчете, лучше включиться в реестр, – сказал он. – По включению в реестр сегодня действительно нет ажиотажа. После назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора у нас будет минимум два месяца для сбора реестра кредиторов. Точные сроки объявит конкурсный управляющий. Если вы хотите включаться, отзывайте все. Если вы считаете, что по пенсионному и налоговой есть перспектива посудиться, не отзывайте ­– пойдем в суды.

Свое мнение относительно ситуации высказал гендиректор НКЦ «Аудитор-Ч» Леонид Иванов, который ранее дал Chelny-biz.ru развернутое интервью по теме. Он озвучил два ключевых вопроса.

– Первое – по корсчету и зависшим деньгам, Тимур Дмитриевич, вы не совсем правы, – обратился он к омбудсмену. – Я с декабря добиваюсь ответа на один вопрос: что было с корсчетом с 15 ноября по 10 декабря? Без этой информации идти в суды мы не имеем права. По моим данным, от 30 до 45 миллиардов за эти дни ушли с корсчета. Кто увел? Все знают, но молчат. Пока информации нет. Если бы была, многие вопросы снялись бы.

Второй вопрос касался включения представителя от челнинского бизнеса в комитет кредиторов.

– Конкурсный управляющий скоро появится. Уже рассматривают кандидатуры. Вопрос комитета кредиторов стоит остро. Там всего 7–11 человек. Если отсюда кто-то попадет туда, то это будет большой плюс для всех присутствующих, – заметил Иванов.

«НАЛОГОВАЯ НЕ ОТВЕЧАЕТ. ТАК ДАВАЙТЕ, ЗДЕСЬ НА НЕЕ СЕЙЧАС ПРОТОКОЛ СОСТАВИМ И ОШТРАФУЕМ!»

Масса вопросов у предпринимателей была к налоговой.

– У нас на корсчете зависло почти 24 миллиона. Деньги поступили от покупателей, и мы вынуждены были показать, что эти деньги к нам поступили, и НДС у нас вышел порядка трех миллионов. Сейчас у нас 24 миллиона долга перед покупателями, плюс НДС налоговая просит оплатить, – озвучил свою ситуацию Исрафил Юсупов, ООО «Юсупов Групп». - Писали в налоговую в Челны, в Казань, в Минэкономики, в Минфин – отовсюду отписки. Просили хотя бы год отсрочки, но и ее не дают. Как быть, на банкротство подавать?

– Мы подали заявление два месяца назад. Комиссии до сих пор нет, нет ни положительного, ни отрицательного решения. Сколько обращения должны по закону рассматриваться? – подхватил тему Сергей Сироткин.

– Мы хотим услышать! – поддержали в зале.

Слово дали заместителю начальника челнинской ИФНС Резеде Сабировой.

– В налоговой инспекции создана комиссия. На рассмотрении сейчас 145 заявлений. По всем в АСВ направлены запросы по документам. 14 на сегодня рассмотрены. По кому еще не рассмотрели, отправили на отсрочку, пока не будут получены ответы. Запросы в АСВ нужны, чтобы получить выписку со счета, – пояснила Сабирова.

И тут зал взорвался. Предприниматели сформировали заявления, собрали необходимые документы, два месяца ждали ответ, и оказывается, что нужны еще бумаги от АСВ…

– Для чего? Мы же принесли выписку! – негодовали люди. – С синей печатью! И платежки принесли! Зачем еще подтверждать?! Почему нам по телефону говорят одно, а на деле другое? Кто врет?

Успокаивать зал пришлось Магдееву и Нагуманову. В адрес налоговой понеслась критика и со стороны президиума, в том числе от Евграфова. Необходимо разобраться на местах, почему информация противоречивая, и не затягивать с ответом на обращения, потребовал прокурор.

– Нам сейчас от налоговой в любом случае нужен какой-то ответ: «да» или «нет». Потому что предприниматели не могут бесконечно ждать. Сейчас встает вопрос включения в реестр, вопрос отзыва платежей… Годовые отчеты, НДФЛ надо закрывать. Надо быстрее с этой ситуацией разбираться. Сроки для чиновников – это святое! – подчеркнул бизнес-омбудсмен. – Если есть несвоевременные ответы от АСВ, значит, надо жаловаться на действия АСВ. Дайте конкретику. Мы с вами солидарны в этом вопросе и считаем, что все своевременно должны отвечать.

Но этого бизнесу было мало.

– Я говорю, что налоговая не отвечает, меня поддерживает 20 человек. Так давайте здесь на нее сейчас протокол составим и оштрафуем! – предложил под аплодисменты и одобрительный смех зала Сироткин. – А то вы руками разводите: «Должны, должны». Общие слова! А вот перед вами сидит человек, который нарушил закон.

– Можем ли мы по отчетности за первый квартал 2017 года зависшие деньги списать на расходы? – последовал следующий вопрос к налоговой. – Получается, мы потеряли все, что есть, и при этом должны платить налог на прибыль?

Сабирова призналась, что ответа у нее пока нет, но предпринимателей это не устроило. Прозвучало предложение дать инспекции неделю на подготовку официального ответа, который должен появиться в СМИ.

«МЫ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И ПОДЧИНЯЕМСЯ ТОЛЬКО МОСКВЕ. ПОЧЕМУ-ТО В МОСКВЕ ТАК РЕШИЛИ»

Еще хуже, чем с налоговой, дела сейчас обстоят с ПФР. Здесь никакая комиссия так и не была создана, бизнесу предлагают идти в суд. Но это, как минимум, год потерянного времени и масса судебных издержек, сокрушаются предприниматели.

– Минэкономики представило официальную информацию, что все юрлица, которые провели платежи в Пенсионный фонд, могут обратиться в ПФР по месту регистрации с заявлением о зачете этих денежных средств. Мы еще в конце декабря прошлого года обратились в ПФР, ответ нам пришел только сегодня, – рассказал Евгений Соколов, руководитель юридического управления компании «Кама-Тракс». – В нем сказано, что нам необходимо обратиться в суд. Суд – это год (первая инстанция, апелляция, кассация, и даже Верховный суд), и возврата денег можно ожидать не раньше. Я считаю, что исполнительная власть может повлиять на это и все-таки признать нас добросовестными плательщиками и не пускать нас по этому сложному пути.

– Признать добросовестность или нет – должна решать комиссия. Комиссия в Пенсионном фонде, к сожалению, не создана, – констатировал глава челнинского управления ПФР Эдуард Фаттахов. – Мы орган федеральный и подчиняемся только Москве. Почему-то в Москве так решили.

– Мы можем тут долго рассуждать, почему и как. Я вам говорю – просто давайте идти в суд! Все! Надо идти дальше! Мы с декабря это обсуждали, результат нулевой. Нас с вами действительно затянули на длинный круг, – признал Нагуманов.

«ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЪЕДИНИТЬ 10% КРЕДИТОРОВ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ ИНТЕРЕСЫ, ДЕРЗАЙТЕ!» – «КРАСИВО СОСКОЧИЛ…»

– По опыту Пробизнесбанка сейчас бытует мнение, что если мы соберем 10-процентный пул кредиторов, то сможем участвовать в процедуре банкротства. Так ли это? – обратился к Тимуру Нагуманову представитель инициативной группы вкладчиков, директор юридической фирмы «Юркон» Ильдар Нигматуллин. – Второй вопрос – можете ли вы нам оказать содействие в сборе этого пула? Путем предоставления баннеров, поддержки СМИ, городских порталов. И третье – почему бы республике не понести некую имущественную ответственность перед вкладчиками Татфондбанка? Каким образом? Рассчитаться землей! У республики, у города есть земля. Я прошу рассмотреть этот вопрос как возможный выход.

– Правильно! – поддержали предпринимателя.

– Я пока ничего не могу сказать, – растерянно признался Магдеев Нагуманову.

– Хорошо, принят вопрос по земле, – ответил тот бизнесмену. – По первому вопросу – действительно есть в процедуре банкротства особые права у 10% объединенных кредиторов. Но кто будет представлять их общие интересы, кому доверят люди, кто на себя такую ответственность возьмет? Если вы готовы, Ильдар, взять на себя полномочия, объединить 10% кредиторов и представлять их интересы, здесь вам никто помешать не может. Дерзайте!

– Красиво соскочил… – прозвучало в зале.

Но тему про пул на этом не оставили. Нагуманов уточнил, что он формируется исходя из окончательного реестра требований кредиторов. Когда реестр будет закрыт, можно будет высчитать эти 10%. Но уже по предварительным подсчетам, это довольно серьезная сумма, поэтому инициаторам придется постараться, чтобы собрать пул. Информационную поддержку пообещал оказать мэр города. Омбудсмен также выразил готовность помочь, но предупредил, что «ни одного предпринимателя за уши не притащит».

Кстати, помимо предоставления земли взамен зависших денег, предприниматели предложили другие варианты поддержки пострадавших – льготы.

– А мы можем получить льготные условия для подключения электроэнергии, например, газа и других коммуникаций? – спросили из зала.

Нагуманов пообещал донести вариант до Минэкономики.

«НАМ ОДОБРИЛИ ТОЛЬКО 300 ТЫСЯЧ И ЧЕРЕЗ ДВА С ПОЛОВИНОЙ МЕСЯЦА. ЕСЛИ БЫ Я НАХОДИЛСЯ НА КРАЮ, Я БЫ УЖЕ УТОНУЛ»

Многие участники встречи уже скептически относятся к мерам поддержки бизнеса, памятуя о декабрьских обещаниях.

– Вы озвучивали меры поддержки, льготное кредитование. Нам, например, отказали, моему коллеге 300 тысяч через два месяца дали. Когда в декабре мы собирались, речь шла о решениях за два–три дня. Поймите, ваши 300 тысяч через два месяца – это ни о чем! Не помогает никак бизнесу, – высказался руководитель компании «МБИ-Закамье». – Это нужно оперативно, быстро делать.

– Мы тоже попытались взять кредит, – подхватил руководитель клиники «Прозрение» Рустам Гилязев. – Я отправил 1 млн 380 тысяч зарплаты, 680 тысяч налогов. Попросил три миллиона, чтобы перекрыться, в итоге нам одобрили только 300 тысяч и через два с половиной месяца. Если бы я находился на краю, я бы уже утонул. А такого рода помощь… Знаете, дорога ложка к обеду. Мы встречаемся, разговариваем, а воз и ныне там. Налоги мне не зачли, пенсионные не зачли, помощь мне не оказали. Вы говорите, давайте судиться. Это год тягомотины! Кто доживет, какая фирма? Все сдохнут к этому времени! Чем все это закончится? Бизнес и так еле-еле. По городу проедьтесь - везде «аренда», «продажа», «аренда», «продажа». Как вы поддерживаете бизнес – я не понимаю.

По итогам встречи бизнесмены настояли на том, чтобы официальные ответы на прозвучавшие вопросы все же были опубликованы. А иначе зачем все это…

Анна Перебаскина

Комментарии
10.03.2017, 13:19

Мурыжили-мурыжили предпринимателей. Как будто им делать больше нечего было кроме как все эти бумажки собирать бесполезные. Просто успокаивали людей, чтоб не бузили, а делом были заняты. Как ребенку дали погремушку...
10.03.2017, 13:47

А действительно куда делись деньги с корсчета?
10.03.2017, 15:43

Никому ваши проблемы не интересны, господа предприниматели. Смиритесь.
10.03.2017, 19:37

Вас сейчас уведут в судебную плоскость, а потом все куда бы вы не писали вам будут приходить отписки выже обратились всуд ждите решения))))
10.03.2017, 20:34

Сочувствую предпринимателям. Даже представить страшно, что им приходится сейчас переживать. Не только им, но и всем их работникам.
11.03.2017, 18:58

Артур

Всем пострадавшим желаю сил и побыстрее выкарабкаться из этой ситуации. Если рассматривать налоговую, пфр, власть республики как партнеров, мы видим как они себя проявили в нашей беде, когда они будут нуждаться в наших деньгах и поддержке ответим им тем же