, 22 Февраля
$ 69,4706
€ 79,4605
Предложения банков
Новости
Подробно


«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

30.01.2019, 20:38

Транспортные компании Набережных Челнов и Татарстана обеспокоены внедрением автоматизированной системы весового контроля большегрузов на трассах. «Об этом нельзя умалчивать, это же убивает наш бизнес!» – считает Леонид Штейнберг, президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана. На этой неделе подводные камни новшества горячо обсуждаются в Москве и Казани. Перевозчики через ТПП пытаются донести опасения до Минтранса РФ, бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов создал при Совете по предпринимательству РТ рабочую группу. Чем пугают глав логистических компаний автоматические весы и рамки на трассах – в материале Chelny-biz.ru.

«УДАРИТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПО МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ»

До конца 2019 года министерство транспорта России планирует запустить пилотную эксплуатацию системы автоматического контроля за весом большегрузов (АСВГК). К 2024 году планируется установить в стране до 387 таких пунктов, сейчас их, по озвученным данным, всего 28. Для АСВГК создадут федеральный центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в Калуге. Заявляется, что собранные штрафы пойдут на ремонт дорог.

Технически АСВГК представляет собой встроенные в дорожное полотно весы и рамку, которая фиксирует габариты машины. Предполагается, что они будут стоять через каждые 120-150 км. В таком случае на участке М-7 от Казани до Челнов могут быть один-два пункта.

Пока эти планы существуют в виде концепции. В ближайшее время Минтранс должен приступить к формированию конкретных законопроектов, а пока у предпринимателей есть возможность попытаться что-то изменить.

Федеральная программа предусматривает автоматические весы на федеральных же трассах. Региональными дорогами должны заняться субъекты. Так, Татарстан в конце декабря утвердил Стратегию развития весогабаритного контроля на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения на 2018-2020 годы. Планируется установить не менее 12 автоматических пунктов. Бюджет РТ выделяет 571 млн рублей. Когда весы реально заработают в полной мере, пока не озвучивалось.

«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

Автоперевозчики республики правда оптимизма властей не разделяют. Еще в декабре в письме министру транспорта РФ Евгению Дитриху они оценили новую систему как «попытку благими намерениями выстлать дорогу в ад».

Мнение местных организаций Chelny-biz.ru обрисовал председатель комитета по логистике и грузовым автоперевозкам при ТПП Татарстана Сергей Сотников. Палата уже аккумулировала вопросы и предложения компаний. Обсуждения проходили и в Челнах.

– Перевозчики обеспокоены от неведения, непонимания. Изначально система автоматического грузогабаритного контроля нацелена на то, чтобы убрать человеческий фактор. Если уж машина попалась, то нарушение зафиксировано, обходных путей найти будет невозможно. Но в том проекте, который сейчас обсуждается, есть моменты, вызывающие опасения, – говорит Сотников. – Не планируется информирование водителя во время взвешивания. Человек не будет знать, есть у него перевес или нет (груз может сместиться во время движения), значит не сможет его своевременно устранить. Значит и на следующих автоматических весах он может попасть на штрафы. А штрафы очень большие – от 150 до 500 тысяч рублей.

– Мы едем по 10-12 тысяч километров. У нас дороги такие, что груз может быть смещен. Перегруз может составлять 3-5%, и из-за этого будут такие штрафы! – возмущается и Леонид Штейнберг, гендиректор компании «Кама-Тракс» и президент партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана». – Ударят в первую очередь по малому и среднему бизнесу. Еще одна проблема – нет поблизости площадок, куда можно заехать и при помощи техники за нормальные деньги переставить, сместить груз, чтобы спокойно ехать дальше. Штрафы несоизмеримые с тяжестью нарушения – там сотни тысяч, миллионы! Надо же как-то соизмерять! Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть. Об этом надо говорить, нельзя умалчивать, это же убивает бизнес. И так у нас транспортный бизнес убит!

«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

По словам Штейнберга, в Челнах практически нет руководителей, не обеспокоенных новым проектом.

Кстати, на совещании в Минтрасе РФ 28 января обсуждался вариант SMS-рассылки о весогабаритном нарушении водителю или владельцу автомобиля. Кроме того, поднимался вопрос о дополнительных площадках для статического взвешивания.

Сергей Сотников обращает внимание на то, что проект не предусматривает градацию для незначительных нарушений, как в превышении скорости.

– Сложный вопрос – оспаривание показаний автоматических весов, – обращает внимание председатель комитета ТПП. – Если мы посмотрим на Европу или Америку, то там автоматизированные системы работают в режиме предварительного взвешивания. В случае выявления отклонений проводят дополнительное взвешивание, и уже на основании него назначают штраф. У нас же этого не предполагается! Чаще всего в перегрузе вина не перевозчика, а грузоотправителя. По документам одни весовые характеристики, а по факту загрузили больше. И не всегда у водителя есть возможность на месте правильно распределить нагрузку. Может нужно обязать грузоотправителей иметь оборудование для взвешивания автомобилей? Крупные предприятия, кстати, их уже установили. Если уведомление о перегрузе придет через две недели, кому предъявлять претензии? Сейчас на стационарных весах хотя бы возникает понимание того, что грузоотправитель может быть виноват.

«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

«ОБХОДНЫЕ ПУТИ НАХОДИЛИ И БУДУТ НАХОДИТЬ! МОЖНО ПО ПОЛЮ ПРОЕХАТЬ ИЛИ СДЕЛАТЬ КРЮК ЧЕРЕЗ ДЕРЕВНЮ КАКУЮ-НИБУДЬ»

Бизнесмен из Набережных Челнов Андрей Семиволков, глава «Транспортной компании «Семьсот дорог», обращает внимание на возможные погрешности в измерениях.

– Что именно будут взвешивать: общую массу автопоезда или какую? Как можно посчитать нагрузку по осям? У каждой машины свое межосевое расстояние: у кого-то 3,6 м, у кого-то – 3,7, у кого-то – 3,9. Сможет система все эти параметры определять? – говорит предприниматель. – Если система будет работать неточно, будут и потери, и расходы. Потому что наша государственная система сначала взыскивает штрафы, а потом начинает разбираться.

По мнению Семиволкова, на первых порах работу техники должны контролировать люди.

– Я только за то, чтобы автоматический весовой контроль был. Но он обязательно должен сначала внедряться в тестовом режиме, – говорит директор компании «Семьсот дорог». – Во многих европейских странах система была в тесте по два-три года, и она не везде прижилась. У любой электронной системы есть свои погрешности. Мое мнение – что ее надо запускать в тестовом режиме как пилотные проекты в отдельных регионах.

«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

– Большинство перевозчиков на самом деле заинтересовано работать в рамках закона. Но есть некоторая часть, которая сознательно допускает перегрузы, – говорит Сергей Сотников, председатель комитета по логистике и грузовым автоперевозкам при ТПП РТ. – Это, как правило, перевозчики строительных инертных материалов (щебня, песка), зерна, тех же арбузов. Стоимость продукции низкая, чем больше за раз перевезут, тем выгоднее. Кто сознательно допускает перегруз, тот и старается избежать контрольного взвешивания. Мы предполагаем, что они на эти весогабаритные рамки заезжать не будут. Можно по полю проехать или сделать небольшой крюк через деревню какую-нибудь. Обходные пути находили и будут находить! Если мы берем перевозку стройматериалов внутри региона, то, как правило, расстояния небольшие, многие на федеральную трассу даже не заезжают, так что проверить всех физически невозможно.

Леонид Штейнберг прогнозирует финансовые потери не только у перевозчиков, но и у заказчиков:

– Будет повышение цен и сроки доставки затянутся. Допустим, закрыли машину на штрафстоянку в Татарстане, и будет она там стоять. А у заказчика непрерывное производство. Так он еще свои штрафы на транспортную компанию наложит за нарушение сроков доставки!

Андрей Семиволков считает, что тестовый период на федеральном уровне необходима некая комиссия по доработке проекта, куда войдут разработчики, представители транспортных компаний, государства и независимые эксперты.

«Штрафы такие, что можно сразу на себя петлю надеть! И так у нас этот бизнес убит!»

– Важно, чтобы нарушители понимали неотвратимость наказания. И правила должны быть одни для всех. Чтобы не получилось, как с «Платоном». Например, мы с самого начала, с 2015 года, оплачиваем 100%. А многие перевозчики до июля 2018 года оплачивали услугу только по Москве и Московской области, потому что отсутствовал контроль, – предупреждает предприниматель.

Кстати, в Совете по предпринимательству при президенте РТ создана рабочая группа по данной проблеме, и сегодня в Казани состоялось заседание. Группа появилась после того, как в середине января представители отрасли заявили в Совете, что новая система «угробит» бизнес 40% предпринимателей республики. Как сообщили Chelny-biz.ru в пресс-службе совета, здесь будут изучать вопросы и конкретные кейсы предпринимателей, анализировать действующие нормы, чтобы выработать проект решения, учитывающего интересы бизнеса.

Лилия Павлова

Фото: k1news.ru, rtp.expert, ttelegraf.ru