Новости
Подробно


«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»

23.01.2019, 20:31

Неожиданный поворот в громком деле ОПС «обнальщиков», к которому приковано повышенное внимание в Татарстане. 15 из 22 подсудимых отказались от услуг адвокатов, по большей части назначенных им государством, и заявили, что будут защищать себя сами. Предполагаемый лидер ОПС Денис Окунь – один из немногих, кто оставил при себе известного адвоката Эрика Валеева. То, что процесс затянется, уже очевидно. Что стоит за согласованными действиями фигурантов – можно предположить. Источники редакции полагают, что обвиняемые в незаконном обороте миллионов решили и здесь провернуть финансовую схему, заставив платить госбюджет. Почему судья не согласился на просьбы обвиняемых, и что еще может стоять за действиями «обнальщиков» – в материале Chelny-biz.ru.

«ОТКАЗЫВАЮСЬ ОТ ЗАЩИТЫ. ЭТО НЕ СВЯЗАНО С МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, ЗАЩИЩАТЬ БУДУ СЕБЯ САМ»

Более чем на час затянулось начало заседания. Судья впоследствии даже намекнул конвою, что хорошо бы впредь доставлять фигурантов дела, которые содержатся под стражей, вовремя. Сначала в зал провели их. Потом пофамильно начали запускать адвокатов. Только потом – остальных подозреваемых.

Судья сообщил о нескольких заменах – гособвинителя и защитников у Сердюкова, Энгиноева и Шаяхметова – и приступил к рассмотрению ходатайств.

– К данному судебному заседанию у нас поступило ходатайство от Мухутдинова, который заявил об отказе от защитника. Желает защищать себя самостоятельно. Также заявление от Окунь Екатерины Олеговны, которая тоже отказывается от защитника и будет защищать себя сама. От подсудимой Муховиковой, которая также отказывается от услуг защитника (отказ не связан с материальным положением), – начал перечислять судья. – От Биктимирова также заявление об отказе от услуг защитника (не связан с материальным положением). Заявление Энгиноева, который также отказывается от защитника (отказ не связан с материальным положением, будет защищать себя сам). Ходатайство от Окунь Натальи Георгиевны, которая отказывается от защитника (не связано с материальным положением, будет защищать себя сама). Указанные подсудимые, встаньте! Вы свои ходатайства поддерживаете? Хорошо, присаживайтесь.

«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»
:

– Ваша честь, я тоже! Гадельшин, – поднялся с места фигурант дела, а за ним еще несколько человек.

– Через своих защитников передайте, пожалуйста, заявления, – попросил судья и зачитал вновь полученные ходатайства. – От Гадельшина поступило заявление об отказе от защиты, желает защищать себя сам. От Балова аналогичное заявление и от Алеева. У кого еще ходатайства?

– Ваша честь, можно? Габдурахманова. Хотела бы устное ходатайство заявить тоже об отказе от защитника. Это не связано с материальным положением, я просто хотела бы защищать себя сама.

– Хорошо. Еще у кого?

– Бычков. Тоже отказываюсь. Не нуждаюсь в адвокате, сам буду защищать себя.

– Акмалова, – заявила находящаяся в камере женщина.

– Отказываетесь от защитника? Он у вас по назначению или по соглашению? – переспросил судья.

– По соглашению.

– Тоже отказываюсь. Фролов. У меня защитник по назначению. Я сам буду защищать себя.

– Еще у кого? – оглядел зал председательствующий.

– Сердюков! Тоже отказываюсь от защитника по назначению.

– Каримов! Тоже отказываюсь от защиты. Это не связано с материальным положением, защищать буду себя сам.

– Хорошо. Все? – уточнил судья. – Защита что скажет?

Адвокаты поддержали ходатайства, а вот гособвинитель была против, сославшись на тяжкий характер преступлений и сложность дела.

«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»
:

– Выслушав стороны, суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайств, так как подсудимые обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и большая часть из них не обладает юридическими познаниями в указанной области, - заявил судья. – Поскольку речь идет не об отводе, а отказе, оплата указанных защитников будет производиться за счет государства.

Поскольку Акмалова хотела отказаться от защитника по соглашению, а решение суда предусматривает наличие адвоката у всех, был объявлен перерыв для назначения ей нового представителя. Адвокат сообщил, что его подзащитная не против, чтобы он остался ее защитником по назначению.

– Не возражаете? Или вам необходим другой? – спросил судья.

– Нет, пусть этот будет, – согласилась женщина.

Однако суд решил, что необходимо произвести замену юриста и назначить другого. Для этого был объявлен перерыв до завтра.

Процесс по делу обнальщиков, напомним, стартовал в конце 2018 года и уже стал одним из самых массовых по количеству участников за последние годы. Подсудимых обвиняют в незаконных банковских операциях на общую сумму свыше 4,4 млрд рублей, незаконном образовании юридического лица, хранении огнестрельного оружия и наркотических средств. По версии следствия, в 2012 году Денис Окунь создал преступную организацию, члены которой в течение четырех лет через подконтрольные компании обналичивали деньги бизнесменов, помогая им, таким образом, уходить от налогов. За свою «помощь» обнальщики получали вознаграждение 1,5– 9%. Шесть участников преступной организации руководили структурными подразделениями, еще семь осуществляли взаимодействие с заказчиками незаконных услуг, пятеро вели учет поступления средств на расчетные счета подконтрольных фирм, четверо снимали денежные средства в банкоматах и передавали клиентам. Доход ОПС, по материалам дела, составил более 232 млн.

«ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО ОНИ ПРИНИМАЮТ ЭТИ РЕШЕНИЯ СОГЛАСОВАННО. И В ЭТИХ ДЕЙСТВИЯХ ЕСТЬ ЛОГИКА»

По словам источников редакции, такие отказы в судебной практике случаются, когда речь идет о длительных процессах, затягивающихся на год и даже больше. Но для уголовного дела такого масштаба, да еще с применением статьи ОПС – очень неоднозначно. Адвокаты, до сегодняшнего дня представлявшие интересы подсудимых, отказываются открыто комментировать ситуацию. Их коллеги по цеху тоже предпочитают говорить на условиях анонимности.

«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»
:

– Вы видите, что они принимают эти решения согласованно, видимо, какая-то предварительная договоренность есть. И в этих действиях есть логика. Может быть несколько мотивов, – говорит собеседник Chelny-biz.ru. – Во-первых, решение может быть направлено на затягивание процесса. В этом может быть разного рода смысл. Например, если подсудимые находятся под стражей, им засчитываются сутки за двое. Во-вторых, может быть связано с желанием сэкономить. Потому что если лицо не признает вину, то по приговору суда услуги государственного защитника могут быть взысканы с осужденного.

Стоит пояснить, что адвокаты по закону подразделяются на защитников по соглашению (нанятых и оплачиваемых участниками процесса) и назначенных судом либо следствием. Отказаться от любого из них подзащитный может на любом этапе дела, главное – оформить грамотно. Правда суд может отклонить ходатайство человека и сделать обязательным участие адвоката в процессе. В таком случае это будет назначенный специалист.

И здесь кроется принципиальный момент, связанный с деньгами. Вообще услуги представителя, назначенного следователем или судом, оплачиваются из федерального бюджета. Но позже процессуальные расходы по решению суда могут быть полностью или частично возложены на осужденного. Обычно это зависит от признания вины: если сознался – освободят от платы, нет – тогда и счет могут выставить. А если же человек отказался от адвоката, но суд не удовлетворил его просьбу и оставил защитника, то расходы за него оплачивает только бюджет (статья 132 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

– Случаев удовлетворения отказа от защитника не бывает, суд всегда оставляет адвоката по назначению, даже если обвиняемый намерен защищать себя сам, – говорит другой источник редакции. – Этим и пользуются участники, особенно если процессы длительные и расходы предполагаются существенные.

«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»
:

Это правило распространяется и на отказы от адвокатов по соглашению. А их услуги даже в Набережных Челнах стоят недешево, не говоря уже о ценниках казанских и московских юристов. В деле «обнальщиков» правда таковых пока нет. Прайсы адвокатских коллегий Челнов только начинаются от сумм в 10-20-30 тыс. рублей за сопровождение уголовного дела, а фактически расходы по серьезным процессам тянут на сотни тысяч и даже миллионы. Как заметил один из представителей цеха, «цена зависит от сложности дела, продолжительности, платежеспособности клиента и нахальства адвоката».

Можно ли считать эти суммы чересчур обременительными для людей, которых подозревают в незаконном обороте миллионов? Идет ли в случае с обнальщиками речь о банальном желании списать расходы на госбюджет? Вполне возможно. Косвенно это Chelny-biz.ru подтвердили некоторые теперь уже бывшие защитники фигурантов и их родственники.

Кроме того, юристы советуют не исключать и возможное выражение недоверия самим адвокатам. На этом фоне, кстати, обращает на себя внимание фраза бухгалтера обнальщиков Акмаловой, которая отказалась от нанятого ею представителя, но была согласна, чтобы он ее представлял по назначению – за казенный счет.

– Когда обычные люди, не юристы, отказываются от защиты, очевидно, что они что-то мутят. У них же есть возможность общаться. Им может казаться, что они придумали какой-то хитрый ход, план, который с логикой профессиональных юристов ничего общего не имеют, – рассуждает собеседник редакции. – У данной категории граждан очень часто бывают в ходу какие-то мифы о том, что так надо делать или иначе. Например, много мифов связано с переносом апелляции в Самару и кассации в Нижний Новгород. Всякие легенды ходят про грядущие амнистии, процессуальные преимущества. На практике, если человек попал в колесо уголовного правосудия, его участь на 99% уже решена. Посмотрите статистику по оправдательным приговорам, и вам все будет понятно. В данной ситуации, видимо, выбрана такая защиты. Насколько она будет успешна?

«Вы видите, они принимают эти решения согласованно. Какая-то договоренность есть»
:

Таким образом из 22 подсудимых от защиты не отказались только семеро: Богатиев, Новиков, Серебряков, Чураков, Шаяхметов, Энгиноева и предполагаемый организатор группы Денис Окунь. У многих обнальщиков, кстати, весьма опытные адвокаты.

Интересы Окуня в суде представляет известный в Закамье адвокат Эрик Валеев, бывший следователь ГСУ МВД по РТ, ныне руководитель адвокатского бюро «Валеев и партнеры». Его доверителями также являются замначальника челнинского ОБОП Радик Галиуллин, экс-глава экологической полиции Рафис Кабиров. Также он представлял интересы в суде бывшего главного пристава Нижнекамска Нияза Салахова.

Находящегося под арестом Дениса Сердюкова представлял Сергей Спирин. Он же работает с зятем Рафиса Кабирова Айдаром Шаймухаметовым, фигурантом земельного дела в Тукаевском районе. Сегодня Спириниа заменил другой юрист, от которого подсудимый также отказался.

Единственная женщина за решеткой Лилия Акмалова отказалась от защитника по соглашению Евгения Шиферстова. С упомянутой выше Энгиноевой работает адвокат Павел Терентьев, представлявший интересы потерпевшей стороны по делу о вымогательстве денег у предпринимателя Виктора Гарина и получении взятки сотрудниками ОБНОН Набережных Челнов. Также он защищал тур-менеджера Айгуль Миннеханову, работавшую под вывеской «Рос-Тур» и оставившую без путевок десятки клиентов.

Chelny-biz.ru

Фото: Chelny-biz.ru, business-gazeta, МВД по РТ, novosti33.ru

Не теряйте связь с новостями.
Telegram
Комментарии
23.01.2019, 22:15

Да кому это интересно. Делаете им пиар! Каждый пук пишут.
24.01.2019, 15:10

Создается впечатление, что вы как раз хотите, чтобы о них замолчали. Уже не первый такой комментарий читаю