, 20 Ноября
$ 66,0081
€ 75,3218
Предложения банков
Новости
Подробно


«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

07.09.2018, 18:53

Команда Наиля Магдеева, столкнувшаяся в Набережных Челнах с многочисленными конфликтами при освоении земель, ищет решение. Причем кардинальное. Как стало известно Chelny-biz.ru, в стенах исполкома зреет идея переписать генеральный план города, который принимался всего-то 12 лет назад. Эксперты, кстати, разошлись во мнениях о целесообразности такого пути. Одни поддерживают, говоря, что действующий генплан угроблен, другие заявляют, что предрекали документу смерть еще в зародыше, а третьи считают, что для пересмотра должна быть веская причина вроде слияния с Тукаевским районом. Что, кстати, в свете последних обсуждений тоже исключать нельзя. Чем действующий документ тормозит развитие города, и что нужно менять?

«ЗНАЕТЕ, ПОЧЕМУ МЕНЬШЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ ВЕРНУЛИСЬ К ЭТОЙ ТЕМЕ? ПРОЕКТ НЕ РЕАЛЬНЫЙ»

Власти Набережных Челнов, пока не афишируя тему, готовятся разработать новый генеральный план города вместо документа, принятого в 2006 году при мэре Ильдаре Халикове. Об этом Chelny-biz.ru стало известно из осведомленных источников. Инициатива, судя по скудным сведениям, исходит от руководства города и уже нашла поддержку в правительстве республики. Причем вместе с генпланом может быть переписан и дополнен целый пласт градостроительной документации. Что, если будет реализовано, затронет интересы крупных землепользователей, промышленных предприятий и, как следствие, жителей. Работа, якобы, только начинается и, скорее всего, растянется на несколько лет. Ее основная цель – обозначить новые перспективы развития города и создать правовую базу под них.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Действующий генплан Набережных Челнов, напомним, был разработан институтом «Татинвестгражданпроект» и утвержден в 2006 году. Рождался он долго и в муках, сопровождался бурной критикой, но во многом благодаря решительности мэра Ильдара Халикова был принят. Тогда отмечалось, что первоначальный генплан 1972 года, разработанный академиком Борисом Рубаненко, уже не отвечает реалиям и тормозит развитие автограда. Опрашивая сегодня экспертов, Chelny-biz.ru услышал схожие отзывы про документ 2006 года. Некоторые признают изначальную нежизнеспособность действующего генплана, другие заявляют, что генплан «угробили» в последующее десятилетие. «Срок действия» документа формально истекает в 2026 году, но, похоже, его обновят раньше.

В свете событий последнего времени идея не выглядит чем-то удивительным. Команда Наиля Магдеева тут и там сталкивается с земельными конфликтами, когда жители апеллируют к генплану, требуя то предусмотренную школу, как в 14-м комплексе, то поликлинику, как в 37-м.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Вместе с тем, эксперты-строители отмечают, что для пересмотра, вероятнее всего, есть более весомый аргумент. Например, назревшая необходимость развиваться в сторону Тукаевского района вплоть до слияния с ним. Об этом не раз говорил и новый руководитель муниципалитета Фаил Камаев. Напомним, он вместе с Наилем Магдеевым на уровне правительства продвигает концепцию совместного развития.

В интервью редакции Камаев сообщал, что будут разрабатываться новая схема территориального планирования района, единая с городом дорожная сеть, совместные проекты в области социальной инфраструктуры.

Эксперты Chelny-biz.ru – строители, архитекторы, энергетики, депутаты – обозначили широкий круг проблем, которые нужно решить, если браться за новый генплан.

Ринат Сафиуллин, председатель городского Союза архитекторов:

– Знаете, почему меньше чем через 15 лет вернулись к этой теме? Мы еще когда проект разрабатывался, обсуждался, говорили, что он не реальный. Потому что разработчики просто повторили генплан 1972 года, а реальной жизни тогда не учли. А сегодня генплан не работает. Потому что если создан на 20 лет, то должен учитывать развитие города.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Есть такое понятие, как архитектурные узлы. Давайте возьмем 19-й микрорайон, центр города. Приходят инвестор, чужие архитекторы и диктуют свои условия. Мы были категорически против концепции центра города, представленной недавно. Генпланом здесь были предусмотрены общественные пространства, а инвесторы застраивают жильем. Центр города разработал профессор Дембич (это обыкновенный преподаватель, пусть и с профессорским званием, а не практик) и опять сделал под желания заказчика. Почему не приглашают наших архитекторов? Потому что мы бы сразу отказались такое делать. Сейчас пустующие места жильем забьют, а городские объекты – театры и прочее внутри. Покажите хоть один город, где общественно-значимые объекты находятся во дворах! Мы говорили: почему не отдать застройщикам внутренние площади, а вдоль проспектов земли оставить под общественные объекты?

Градостроительные узлы вдоль берега так и остались непроработанными, а теперь посмотрите: потихоньку высотки появляются. Когда нет ясности, тогда можно гнуть под себя.

Вот сейчас принято решение строить школу в 65-м комплексе. Там изначально были предусмотрены две школы по 850 мест, но решено укрупнить – на 1200 мест. Это возможно, но земли-то только на 850. И делается так – в одном месте строят стадионы, площадки отдыха, а через квартал – здание школы. Где в России или за рубежом так делают?!

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

По поводу жилья. Даже коммунисты себе не позволяли облицовывать дома простым силикатным кирпичом. По Татарстану есть запрет на его применение, а приближенная подрядная компания «Профит» полным ходом строит дома из силикатного кирпича. Но другим запрещено, их заставляют только из облицовочного керамического кирпича. Почему двойные стандарты? Потому что в правилах застройки это не прописано. Все это в рамках генплана должно быть оговорено.

Перспектива развития города планировалась только в северо-восточном направлении, а там все отдано под частную застройку. Нужен качественный анализ. Большой круг специалистов (архитекторы, строители, конструкторы, энергетики) должен участвовать. Я боюсь, что опять «Татинвестгражданпроект» картинки красивые возьмет, сотни миллионов, и на этом все кончится. Одна надежда – на общественное обсуждение.

«Я СМЫСЛА НИКАКОГО НЕ ВИЖУ, ПОТОМУ ЧТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ МЕНЯТЬ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПОД СИЮМИНУТНЫЕ ЗАДАЧИ»

Альберт Петров, гендиректор ООО «УКС Камгэсэнергострой», депутат горсовета:

– Мысли правильные. Давно надо было менять документ. Тот генплан, который мы составили в 2006 году, был нормальный, но его загубили. Город должен был развиваться в сторону Шильны. Распродали там всю землю. Тукаевцы наши любимые поработали. Кусками, кусками, кусками раздали. А город же нельзя так строить кусками! Вот и получилось, что генплан есть, а развиваться некуда. Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать. Я пока не вижу направление. А не расширять город нельзя. Это все равно, что жизнь остановить.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Снести ЗЯБ и построить красивый район – так не бывает. Вынос крупных предприятий за город – это глупые мечты, на мой взгляд. Представьте тот же «КамгэсЗЯБ» или Завод силикатного кирпича. Они сегодня стоят миллиарды. Их надо выкупить прежде, чем что-то строить на их территории. Во-вторых, все надо разобрать, что будет стоить еще дороже. А в-третьих, площадки будут достаточно грязные. Там в течение 50 лет чего только не было! Для жилищного строительства проблемно. Кто найдет такие сумасшедшие деньги, чтобы за это удовольствие заплатить? Мы видим, как в Москве завод ЗИЛ снесли, АЗЛК снесли, но мы немножко забываем, что мы – не Москва. И даже если сюда москвичи приедут, выкупят завод, снесут, сама площадка-то небольшая, там много жилья не посадишь. Квадратный метр обойдется условно в 150 тысяч рублей. А где у нас такие богатые жители, которые купить это жилье, да еще в таком сомнительном месте. Может быть, лет через 100 перенос будет реальным, а пока нет.

Вторая задача – определить, как развитие города будет обеспечено дорогами и сетями. Проблема продолжения Московского проспекта, предусмотренная в нынешнем генплане, теоретически решена. «Талан» осваивает Орловское поле, должен построить дорогу. Но нужны еще два моста: через железную дорогу и через реку.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Не нужно думать, что генплан – это какое-то чудо. Это в первую очередь направление развития.

Михаил Золотухин, генеральный директор ООО ЖСК «Комфортное жилье»:

– А что собственно поменялось с 2006 года, чтобы переписывать генплан? Вот если Тукаевский район передает земли городу, тогда да, это однозначно изменение генплана. Да, если появляются сервитуты под федеральные трассы, если трассы передаются в город… Только такими задачи может быть оправдано изменение генплана. А жонглировать им каждый раз, когда надо что-то дорисовывать, – это не изменение генплана. До нас люди были не глупые. В попытке поменять генплан сейчас я смысла никакого не вижу, потому что там, скорее всего, будут менять зонирование территорий под определенные сиюминутные задачи. Правильные они или нет – другой вопрос. Генплан города – это документ, который дает перспективу развития на десятилетия. Трогать каждый раз, чтобы решить сиюминутную задачу… Только если есть новое видение развития. Но видение у нас закрыто Тукаевским районом. Я считаю, что если нет четкого решения об изменении границ города, об изменении концептуального видения больших районов, тогда и смысла нет пересматривать.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

«НУЖНЫ ОЧЕНЬ МАТЕРЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛИ. ЭТО МОГУТ БЫТЬ И МОСКВИЧИ, И ПИТЕРЦЫ»

Ильдус Камалов, гендиректор инженерного центра «Синергия», экс-депутат горсовета:

– Рад, что, наконец, хоть кто-то понял и поднимает этот вопрос. О пересмотре генплана я еще два года назад писал президенту в своей концепции инженерной защиты Набережных Челнов. С момента принятия документа в 2006 году были изменения в градостроительном законодательстве, в экологических проблемах. Все свободные территории розданы частникам, что здорово мешает грамотной застройке, особенно в прибрежной зоне. Одним словом, назрело.

У меня изначально были большие замечания к прошлому генплану, где вообще не учитывалась береговая зона, просто указана фломастером отметка 68 м. Ни в одном прибрежном городе Поволжья нет такой катастрофической ситуации: иногда невозможно даже просто подойти к воде, все территории на берегу розданы частникам. Надо выкупить неосвоенные территории, реконструировать. Для этого нужен очень смелый генплан.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Надо объявить конкурс. Если опять «Татинвестгражданпроект» займется, то снова возьмет старую канву, кое-что добавят и все. Нужны очень матерые градостроители. Это могут быть и москвичи, и питерцы – одним словом необходимо объявить конкурс. От этого будет зависеть судьба нашего города. Сначала на действующий генплан необходимо нанести современное состояние, чтобы определить, что у нас осталось. Досконально обсудить, что выполнено, не выполнено, по какой причине. Невозможно перечислить все то, что необходимо изменить.

В старом генплане был вынос промышленных предприятий за пределы селитебной территории, пора уже убирать. Сейчас все говорят, что Челнам нужны резервные территории под новые предприятия, нужно лезть на сельхозземли, увеличивать население чуть ли не на 100 тыс. человек. Мы же все это проработали – 2147 га в черте города, вдоль берегов обнаружили, дали проекты застройки, предложения для включения в генеральный план. Но никому это не нужно. Тут, видимо, политические подходы. Если бы не Камалов предлагал, а чей-то знакомый или иностранец, давно бы на высшем уровне обсуждали.

Айрат Зайнуллин, директор филиала Татэнерго – «Набережночелнинские тепловые сети», депутат горсовета:

– Идет очень быстрое развитие технологий, производств, концепций, взглядов, поэтому не исключено, что за эти 12 лет произошли серьезные преобразования и необходимо включать новое видение генерального плана. Возможно, что это решение оправдано. Я могу привести пример на схеме теплоснабжения города. Это наш основной документ и постулат, но даже он требует каждый год актуализации. И мы каждый год проводим публичные слушания. Ситуация везде меняется, появляются новые объекты, какие-то исчезают, нужно перекладывать сети. Скорее всего, и генплан может поменяться.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Идет уплотнение города, осваиваются новые территории, к ним необходимо подвести коммуникации, дороги, подтянуть соцкультбыт. Эти изменения должны быть прописаны.

К сожалению, когда мы работаем по актуализации плана техноснабжения, нам исполком может дать прогноз только на два года, третий уже в размытой перспективе. Условно, мы сейчас не видим развитие до 2021 года. По жилью еще какая-то ясность есть на два года, а по производству нет. Понятно, что это связано с инвесторами. Объекты, подобные заводам Haier, наверняка, еще появятся, но данных о них нет. А по идее, должно быть видение. Ведь у нас, энергетиков, есть определенная инерционность: на перекладку и строительство сетей требуется два-три года, поэтому для нас чрезвычайно важно было бы видеть перспективу хотя бы на ближайшие пять лет. В городе разрабатывают разные проекты, Стратегия-2030, но мы в ней конкретных проектов не видим, а нам ведь нужно время для подготовки.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

«ЗОНУ, ГДЕ СЕГОДНЯ СТОЯТ ЗАВОД СИЛИКАТНОГО КИРПИЧА И ЗЯБ, ПОСТЕПЕННО НАДО БУДЕТ ОСВОБОЖДАТЬ»

Уел Хусаинов, член Совета старейшин города, экс-депутат горсовета:

– Я считаю, действующий генплан тоже был хорошим, кое-что реализовано. Но все-таки в 2006 году мы только-только начали уходить от 90-х, начали развиваться, и еще не совсем понимали, в каком обществе находимся, на какой стадии. Сейчас понимания больше, уже 2020-й год на носу. Я считаю, неплохо, если генплан будет откорректирован с учетом современных тенденций, ритма жизни, комфорта, который люди хотят и т.д. Не стоит при этом противопоставлять действующий и будущий документы. Новый генплан должен опираться на сильные стороны существующего и привносить новые современные идеи формирования города.

Вот на что надо бы обратить внимание. На первом месте – выход к воде. Город стоит на реке. За последние годы появились набережные, но они не соединены друг с другом, как планировалось генпланом. И зону, где сегодня стоят Завод силикатного кирпича и ЗЯБ, постепенно надо будет освобождать.

Второе – у нас нет речного транспорта – ни грузового толком, ни пассажирского. А речной транспорт везде считается самым дешевым. В Германии, например, очень активно используют водные артерии. Надо находить решения, в генплане они должны найти отражение.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

Третье – обязательно надо посмотреть, что можно сделать с застроенной частью и в новых районах по поводу культурно-досуговых пространств. Таких зон мало, должно быть больше, чтобы и летом, и в межсезонье люди могли быть на свежем воздухе. Кстати, в старом плане предусматривалось соединение парков и скверов. Это надо сохранить. Идея нового генплана продиктована, наверное, еще и тем, что «КАМАЗ» говорит, что надо на 100-200 тысяч населения города увеличить. А для этого нужен привлекательный город.

Важно не потерять наши преимущества – дорожные сети, например. И предусмотреть несколько чисто технических моментов. Нельзя упускать из виду, что в городе нет нормальной ливневой канализации. Вопрос перезрел, последние потопы показали, к чему это может привести. Надо очистные сооружения предусмотреть. «Челныводоканал» сегодня решил одну из старых проблем – реконструкция главного 07-го канализационного коллектора. Мы раньше говорили, что нужна вторая нитка коллектора. Но специалисты «Челныводоканала», слава богу, нашли способ не строить новый, а ремонтировать действующий без отключения (это уникальная практика). Так что те зоны, которые мы оставляли в генплане под резерв – под вторую нитку – можно смело использовать для других коммуникаций или застройки.

«Нас зажали со всех сторон. Сейчас надо голову ломать, куда город развивать»

И еще надо в рамках генплана предусмотреть задачу по нитке газопровода, которая должна идти к нам из Елабуги через Каму. Чтобы снять дефицит газа, который уже появился в городе. Для крупных производств города недостаток газа может стать препятствием.

К разработке нового документа надо привлечь все компетентные центры. Проектные организации Казани, Москвы, специалистов, которые являются лидерами современного градостроения.

Chelny-biz.ru

Фото: chelny-biz.ru, business-gazeta.ru, nabchelny.ru