, 20 Октября
$ 65,8140
€ 75,3241
Предложения банков
Новости
Подробно


«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

20.07.2018, 14:03

Победитель рейтинга ТОП-10 молодых предпринимателей Набережных Челнов Илья Мугенов - один из самых крупных прокатчиков света и звука в Закамье. Компания Mugenov работает не только в Татарстане, России, но и в Германии, Италии, Турции, ОАЭ. В портфолио Мугенова мероприятия самого разного уровня - от свадеб до визита Владимира Путина в Челны. Ко всем заказчикам, как признается предприниматель, у него отношение равное: «Нет разницы, Петя ко мне пришел или Петр Иванович, допустим. Ценник будет один». 31-летний Илья Мугенов начинал свое дело 15 лет назад, оформив кредит под залог квартиры. Предприниматель Chelny-biz.ru рассказал о сложностях event-бизнеса Челнов: о нехватке залов и общественных событий, о дружбе конкурентов и экономии заказчиков на безопасности. Почему Илья Мугенов готов сам инвестировать в общепит и не соглашается на переезд, для чего налаживает контакты с Китаем и какие заказы получает за границей - в интервью Chelny-biz.ru.

«МАМУ УГОВОРИЛ ВЗЯТЬ КРЕДИТ, 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ С КОСМИЧЕСКОЙ ПЕРЕПЛАТОЙ В ЗАЛОГ КВАРТИРЫ! ЭТО ЖЕСТЬ БЫЛА!»

Илья, вы стали предпринимателем практически сразу после школы. И, как очень многие в нашем городе, попали в бизнес через КВН. Как это произошло у вас?

– Я учился в школе №14. Так получилось, что в восьмом или девятом классе попал в актив школы. В те времена там не было никакого звукового оборудования, а мне брат как раз подарил крутой музыкальный центр. Его звука хватало на актовый зал! Я его однажды принес, чтобы провести дискотеку, и заместитель директора по воспитательной работе сказала, что с таким центром можно проводить школьные мероприятия. Потом я попал в летний лагерь, где мог наблюдать за работой ди-джеев. Мне очень понравилось. А потом был КВН. Я сидел на отбивках, подложках. После девятого класса я пошел в училище, потому что меня в десятый не взяли (из-за отношений с директором). В училище тоже была команда КВН. После училища – Институт экономики, управления и права. Я понимал, что КВН – это хорошо, но не приносит денег. Я был на самообеспечении. Мама не так много зарабатывала, а надо было за учебу платить. Первый комплект профессионального оборудования я купил еще в училище, примерно в 2005-2006 году.

- И мама была первой, кто вложился в ваш будущий бизнес, так?

- Маму уговорил взять кредит, конский на тот момент – 100 тысяч рублей с космической переплатой и в залог квартиры! Это жесть была! Мама согласилась. Я выплатил его меньше чем за год – мама была в шоке. Потом начал сам покупать оборудование, находить поставщиков в Москве. Мой брат родной работал тогда в крупной компании в Москве, и у него на тот момент был дисконт на всю технику 30%. Я этим очень хорошо пользовался, а брат мне всегда помогал морально и прикрывал тыл. Я вкладывался финансово и брал на себя риски, но всегда знал: брат поддержит, если что-то пойдет не так. В 2010 году у меня было оборудования на миллион рублей. Сейчас, конечно, больше гораздо – миллионов на 12-13.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Свою роль сыграл мой большой друг Айрат Тагиров. В тандеме мы проработали много лет. У него была компания «Правила праздника», где я был техническим директором. Работал также на пляже Sun Dale. Айрат меня многому научил. На тот момент «Правила праздника» были очень крутой компанией: тысячи мероприятий! И большие городские праздники, и интересные нестандартные личные праздники. Выездные казино, например, когда они еще были разрешены. Около десяти лет назад я отделился. Дело в том, что когда появился пляж, он забрал на себя внимание Айрата. Я понимал, что от него станет меньше работы, и начал искать себе сферу деятельности.

В последние два-три года начал серьезно заниматься в том числе и светом. Раньше работал только со звуком. Дело в том, что раньше у меня был друг, партнер по свету. Когда наши пути разошлись, я понял, что проще все необходимое самому иметь. Сегодня у меня есть ресурсы и достаточно своего оборудования, чтобы по минимуму зависеть от других подрядчиков.

«НЕ ВИЖУ СМЫСЛА ПОКУПАТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКА. ЭТО ОБОРУДОВАНИЕ ПРОСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ОКУПИТЬСЯ В НАШЕМ ГОРОДЕ»

На мероприятия какого масштаба хватает потенциала вашего оборудования? Наращиваете ли вы объемы звука и света?

– В бизнесе есть две темы. Первая – ты работаешь ради работы, вкладываешься в оборудование, и больше ни во что. А я хочу жить. Один раз живем! Смысл мне в 40 лет иметь целый ангар оборудования и не видеть мир, не кайфовать от жизни?! Не вижу смысла покупать большое количество звука, чтобы делать мероприятия городского формата. Это оборудование просто физически не может окупиться в нашем городе. Нет времени. Пока ты его окупаешь, оно морально устаревает, и потом даже на вторичном рынке спросом не пользуется. Если покупать, допустим, оборудование, которое еще пять-десять лет не будет стареть – это 30-50 млн рублей. На День молодежи в Челны мой друг привозил очень хороший комплект оборудования, который ему очень дорого обошелся. Мне брать такой просто нет смысла. Тогда у нас будет очень много звука в городе и колоссальный демпинг.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Вы заявляете, что проводите 1200 мероприятий в год. Обслуживаете event разного масштаба – от частных торжеств до крупных корпоративных и городских событий. Каково их соотношение в общем объеме заказов?

– 50 на 50. Очень много мероприятий от компаний. Каждый контрагент минимум одно мероприятие в год проводит, не считая новогодних. Есть частные VIP-мероприятия. «КАМАЗ» – мой постоянный заказчик, я с ними уже десять лет. У меня есть допуск до мероприятий для первых лиц РФ и РТ.

Каков средний ценник для событий такого уровня?

– Сложно говорить о событии в целом, я лишь технический подрядчик. Скажу честно, что сам я не меняю цены в зависимости от состоятельности клиента. Нет разницы, Петя ко мне пришел или Петр Иванович, допустим. Ценник будет один. За это меня VIP-клиенты уважают и ценят. Правило такое: всегда выполнять свою работу не на 100%, а на 150-200%. Бывает, заказчики просят скидку, скидок не даю, но свою работу сделаю на 150%. А если человек подписывает смету, доверяя мне, я делаю на 200-250%. У меня для него будет повышенное КПД.

Были некоторые агентства, которые просили с меня некий чек себе за заказы. Я говорю: каждый раз, когда вы просите об этом, вы останавливаете меня в развитии. У меня не принято кому-то отдавать бонусы. Может быть, поэтому некоторые клиенты и уходят.

«Я СОГЛАШУСЬ С ЛЮБЫМ ИНВЕСТОРОМ ПОЙТИ ВА-БАНК И ВЛОЖИТЬСЯ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПОМЕЩЕНИЕ»

В Челнах не так много культурных и общественных событий, где можно было бы развернуться с вашими возможностями.

– Есть два типа общественных мероприятий - которые проводят юрлица и исполком города. С исполкомом работать большого желания нет, потому что подход несистемный: много начальников, видения у всех разные, много структур, которые согласовывают проект и нет одного режиссера. Частные мероприятия в этом смысле более проработанные и качественные. Ты тратишь много ресурсов, времени, труда, потому что это же городское, значимое мероприятие… Но это не ценится. Поэтому стараюсь не иметь дело.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

В городе проблема с концертными площадками, выставочными, банкетными залами. Вы согласны?

– Отсутствие залов – это беда нашего города. Банкетные залы максимум на 150 мест. Это «Круглый стол» и «Поместье». В Faberge вместимость больше, но физически заведение пока вряд ли справится, не хватит ресурсов. Действительно, нам в городе негде реализоваться. Проблема с помещениями стоит много лет. Нет инвестора, который захотел бы вложиться. Я соглашусь с любым инвестором пойти ва-банк и вложиться, чтобы создать подходящую площадку. Самостоятельно запускать проект в общепите я не хочу, потому что это такая ниша, где нужно быть профи. Чтобы бизнес был крутым, как в «Круглом столе», «Поместье», «Шале», как в заведениях Яна Райскина. Если появится такой инвестор, я с удовольствием помогу ему площадку построить, оборудовать технически.

Вы не берете обслуживание крупных концертов в качестве генподрядчика. Почему?

– Сейчас тенденция такая, что звездам шоу-бизнеса – мировым и российским – проще и выгоднее брать туровый звук и свет – туровую компанию, которая с собой все оборудование привозит. Из-за этого, кстати, казанские коллеги очень страдают: в большом количестве мероприятий, проходящих в столице, не могут поучаствовать. У нас то же самое. На концерте «Би-2» в Ледовом дворце работала компания из Кирова. Филипп Киркоров привозил свои фуры оборудования. «Руки вверх» тоже.

Прокатный бизнес зарождался в Америке в 1960-е годы. Компания Clair Brothers специально проектировала звук под американских звезд, чтобы они ездили по всему миру с этими колонками. Представьте, сколько времени прошло, а наши звезды только дошли до того, что лучше гастролировать со своей технической компанией, чем ждать подвоха в каждом городе, и надеяться, что оборудование будет исправным.

Туровый комплект акустики может окупиться за один тур. Нам закупать оборудование под райдеры звезд нет смысла. Требования меняются каждые два года, оборудование с сегодняшним курсом доллара стоит колоссальные суммы. Микшерная консоль, например, – от 2,5 до 10 млн. А звезда, которой потребуется такая техника, приезжает раз в год! Если приезжает. Хранить на полочке? Да, есть люди, которые этим болеют. Я не такой. Я хочу жить в нормальной квартире, ездить на хорошей машине, путешествовать. Не на кредиты работать.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Перспективы самому создать такую туровую компанию рассматриваете?

– Нет. Зачем? Сотрудники туровых компаний месяцами семьи не видят. Сейчас в нашем штате 15 человек. Эти 15 человек контролировать тоже не просто! Больше не собираюсь пока набирать. Своих сотрудников я должен обеспечить достойной зарплатой. И моя команда, поверьте, хорошо зарабатывает. Для меня на первом месте персонал. Он - самое главное в нашем деле.

«НА БОЛЬШИХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАЖЕТСЯ, ЧТО СУММА БОЛЬШАЯ – ДОПУСТИМ, РАЙДЕР ОТ 300 ТЫСЯЧ – НО ТЫ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИВОЗИШЬ НА 30 МЛН РУБЛЕЙ!»

Вы работаете во многих соседних городах. Как оцениваете конкуренцию в Татарстане?

– Мы работаем в Нижнекамске, Альметьевске, Елабуге. В Казани участвуем в некоторых проектах. Почему я не хочу переезжать в Казань, потому что все прокатчики там – мои друзья. Зачем мне приезжать туда и портить с ними отношения, забирать их хлеб? Поверьте, там конкуренция очень жесткая. Для меня деньги не играют такой роли в жизни, мне отношения важнее. Не хочу, чтобы у меня было много врагов. Конкурент – это, как ни крути, враг. Ты можешь не считать его врагом, но он тебя считает. Здесь, в Челнах, все нормально, друг другу дорогу не переходим. Да, есть лакомые кусочки – особая экономическая зона «Алабуга», мероприятия «Татнефти» – там мы боремся. Заказчики нас намеренно сталкивают лбами, чтобы выбить реальную стоимость. В Нижнекамске тоже работают наши друзья. У нас есть этика: если в конкурсе участвуют они, мы не заявляемся. И в Челнах так же. Андрей Синев (руководитель технической группы MSSA, обслуживающий крупные мероприятия города – ред.) мой друг. Если надо ему помочь, помогу с удовольствием. Если мне нужна помощь от него, тоже без проблем. В одном городе жить и палки друг другу вставлять смысла нет.

MSSA Синева – самый крупный игрок на челнинском рынке?

– Он самый крупный до Казани. В Казани, конечно, есть компании круче. Там парк обновляется быстрее, потому что мероприятий много. У нас же проблема – мероприятий не много, и каждый раз заказчик требует максимально снизить цену. На больших мероприятиях кажется, что сумма большая – допустим, райдер от 300 тысяч – но ты оборудования привозишь на 30 млн рублей!

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Одно из направлений вашей деятельности – сопровождение свадеб. В прошлом году в Челнах было зарегистрировано 3790 браков. Как много молодоженов заказывают профессиональный свет и звук?

– Сейчас практически все. Экономят те, кто не знает, не видел. У нас сейчас фишка – тяжелый дым. Мы в прошлом году купили аппарат. Еще три машины придут, потому что спрос большой, и я хочу себестоимость выстрела минимизировать, чтобы сделать его более доступным.

Какое из проведенных в Челнах мероприятий было для вас самым запоминающимся?

– Приезд Владимира Путина на «КАМАЗ» в 2016 году на 40-летие со дня выпуска первого автомобиля в Набережных Челнах. Очень ответственное было событие. Если в таком мероприятии что-то проходит не так, можно крест ставить на своем будущем. За этот заказ очень-очень много людей боролось, чтобы хоть как-то поучаствовать. Очень ответственно и для портфолио значимо. Москва жестко подходила к отбору. Всех подрядчиков долго и досконально проверяли. Мы получили заказ, в том числе и потому, что мы много лет с «КАМАЗом» работаем, часто делаем мероприятия с участием президента Татарстана. Все идеально прошло.

Для меня каждое мероприятие важно, будь то открытие магазина или презентация автосалона. Свадьба – событие особое. Ты не имеешь права испортить людям праздник. Я сотрудников приучаю к тому, что, кто бы ни был в подрядчиках, мы должны друг другу помогать. Ведущим, кухне, декораторам, артистам… Мероприятие – это живой организм. Ты всегда должен подстраховать каждого в неловких ситуациях, минимизировать риски.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

«У ИНОСТРАНЦЕВ ИНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАЗДНИКОВ, ПОЭТОМУ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЗА ГРАНИЦЕЙ ПРОЩЕ ПОЛУЧИТЬ СВОЕ»

Над какими проектами вы работали за границей – в Германии, Испании, Черногории, ОАЭ, Турции? Там есть потребность в российских специалистах или оборудовании?

– Потребность большая. Мы работаем на корпоративных и частных мероприятиях. Сразу поясню, что иностранцы нас не нанимают. Заказчики – это российские компании, которые проводят выездные события (конференции и прочее). Много свадеб. Культура проведения мероприятия в странах разная, и российскому заказчику гораздо проще и дешевле нанять нас, чем искать подрядчика за границей. Мы не едем со своим оборудованием, выезжают три человека. Наша задача – провести мероприятие так, чтобы заказчик не заплатил лишнего. За рубежом есть проблема коммуникации. В Турции, например, в прокате работают даже не турки, а представители соседних государств. Мы берем на себя все переговоры с подрядчиками, организацию, контроль и даже запуск аудио- и видеоконтента. Мы-то знаем тонкости восприятия русского человека! Разница большая. Например, в Германии на мероприятии музыка может полчаса звучать, пока артист выступает, а потом просто тишина - никакой фоновой музыки. Русский человек не может без музыки. Была ситуация однажды, когда немецкая сторона пригласила нас вместе с заказчиком на одно мероприятие в качестве гостей, показать, как они работают. Мне заказчик запретил брать с собой какое-либо оборудование. Приехали на площадку – а это огромная яхта на 250-300 человек. Звук стоит, но не играет. Тишина. Думаем: сейчас, наверное, ведущий выйдет. Но нет, 30 минут тишина. Гости говорят мне: «Илья, включи». Я: «Нет, мне запретили, ждем». Выходят артисты, 30 минут поиграли, выключили, ушли. И так три раза. Немцы пиво пьют, и тишина. В итоге подходит ко мне сам заказчик и говорит: «Ну нет, Илья, так не пойдет, надо что-то делать». У меня на телефоне было несколько альбомов скачанных, их мы и слушали. Слава богу, там Лепс был! У иностранцев иное понимание праздников, поэтому русскому человеку за границей проще получить свое с нами. Мне даже поступало предложение переехать на сезон в Испанию, в Марбей (Марбелью). Это курорт, где 90% отдыхающих – русские. Друзья говорят, что скучно там нашим, не могут отдохнуть, караоке негде попеть. Но так как там законодательство в области предпринимательства жестче, нужно все взвешивать, получать разрешение на работу и тд.

Вы в конце мая вернулись из Китая. Что планируете там?

– В Китае проходили всемирные выставки оборудования и технологий для организации представлений GET Show 2018 и Prolight. Много оборудования заказал. Столкнулся с такой проблемой, что оригинальные новинки не продаются штучно. Нашел интересное оборудование, которого нет в России, а поставщик говорит: от 50 штук. Зачем мне столько? Боятся, что я сделаю копию, не доверяют. Ведем переговоры с китайскими партнерами о том, чтобы мне продали одну единицу.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Сами дистрибуцией занимаетесь?

– Я привожу, продаю, и в большом количестве. Сейчас мне это станет проще и дешевле, потому что эта поездка дала мне контакты. Теперь понимаю, где раньше переплачивал.

Когда я начинал, в основном все оборудование было оригинальное из Германии, США. Китайского не было. Для понимания, сейчас прибор европейского бренда, который собирается в Китае, в России стоит 150-200 тысяч рублей, а в Китае – 50 тысяч. В качестве разницы практически нет, европейские бренды также собираются. Вот ситуация – этим летом в Казани во время мероприятия случился ураган – и приборы по 400 тысяч рублей каждый залило дождем так, что они восстановлению не подлежат. А их там было 10-15 штук. Разумность где? С нашими погодными условиями…

«МАМА МНЕ, СЛАВА БОГУ, В 13 ЛЕТ ПОКАЗАЛА: ТЫ МОЖЕШЬ ИЛИ ВСТАТЬ У СТАНКА И ЛИШИТЬСЯ ТУТ ПАЛЬЦЕВ, ИЛИ ПОЙТИ И ЗАРАБАТЫВАТЬ»

Вы свое будущее связываете с Челнами?

– Не планирую уезжать. Я считаю глупым поступком переезжать из города в город. Если менять, то страну. Жизненное время ограничено, чтобы тратить его на переезды. Меня много раз звали в Москву, но город не мой. Я не привык к тому, что надо 2,5 часа потратить на дорогу. Если я за день не сделаю 10 дел, то он пройдет зря... Каждый день просыпаюсь в четыре утра. Мой рабочий день начинается в четыре. На свежую голову очень быстро все делаю. Заказчики в шоке, что к шести утра у них уже готова смета. Рабочий день заканчивается в семь, когда концентрация падает. Поэтому, кстати, я не езжу на демонтажи. Я принимаю площадку, жду первые 15 минут – пик мероприятия – и уезжаю. Если первые 15 минут прошли гладко, то дальше все будет хорошо. Но если что-то пошло не так, то уезжать нельзя.

Каковы дальнейшие планы по развитию бизнеса?

– В планах – расширение услуг. Поездка в Китай очень многое дала. Можно привезти много интересного. Мне хочется, чтобы даже наши 1200 мероприятий проходили с большим чеком: условно говоря, чтобы технический чек вырос с 10 тысяч до 50. Людям хочется зрелища. Артистов в городе мало, а всем хочется разнообразия. Этого можно добиться за счет декора, спецэффектов. В следующем году в городе будет несколько крупных мероприятий, которые мы уже сейчас готовим.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Как устроены свет и звук в вашем доме? Не могут же у вас стоять обычные светильники, колонки...

- У нас нестандартная квартира, таких проектов в городе, наверное, больше нет. Пять мансардных окон, стиль лофт - мой любимый. Мы многое сделали своими руками, в этом больше ценности. Все оборудование в доме есть (колонки даже в ванной), но мало используется, под настроение. Проектор с экраном стоит, смотрели всего раза четыре за год, потому что времени нет.

- Если однажды дети придут к вам и скажут: «Папа, возьми кредит, я буду бизнесом заниматься…»?

- Конечно, я пойдут на это. В моих планах – к тому времени, когда дети вырастут, накопить определенную сумму, чтобы они могли открыть свое дело. Мама мне, слава богу, в 13 лет показала: ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев (и я действительно чуть не лишился) или пойти и зарабатывать. Тогда я понял, что надо работать на себя. И детей хочу научить тому, чтобы они сами производили что-то или предоставляли услуги, а не в чужой компании на кого-то работали. Во-первых, это тяжело морально, во-вторых, ты всегда в рамках, везде есть потолки. У каждой компании был создатель, у которого точно так же, как у тебя, голова, две руки, две ноги. Ты ничем от них не отличаешься.

«Ты можешь встать у станка и лишиться тут пальцев или пойти и зарабатывать»

Лилия Павлова