Новости
Подробно


«А что вас смущает в том, что Сердюков будет? Он принесет большую пользу»

23.06.2017, 18:59

«Наверное, такой специалист нам нужен», – отметил гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, отвечая на вопрос журналистов о выдвижении в совет директоров ПАО «КАМАЗ» кандидатуры Анатолия Сердюкова. Сегодня на годовом общем собрании акционеры челнинского автогиганта проголосовали за новый совет. Войдет ли в него в итоге Сердюков, и кого он заменит – пока остается вопросом. Результаты голосования будут обнародованы позднее. Но тот факт, что бывший министр обороны сегодня посетил и завод двигателей, и картинг-клуб, и собрание акционеров (пусть и не проявлял особой заинтересованности), наталкивает на определенные выводы. Не исключено, что на общей волне обновлений в ПАО «КАМАЗ» обновится и совет директоров.

О том, почему президент Татарстана не считает деньги, вложенные в «КАМАЗ», когда автогигант будет ставить новые двигатели на грузовики, по какому маршруту начнут курсировать первые камазовские беспилотники, а также воспоминания Чемезова о грязных камазовских цехах, где «нужно ходить в резиновых сапогах», – в материале Chelny-biz.ru.

«КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ПРИЕЗЖАЮ НА ЗАВОД, ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧТО-ТО НОВОЕ. НОВЫЕ СТАНКИ, НОВАЯ ЛИНИЯ, НОВЫЙ ЦЕХ, НОВЫЕ МОДЕЛИ»

До общего годового собрания акционеров «КАМАЗа» членам совета директоров устроили небольшую экскурсию. Благо, было что показать. Первым делом гости в сопровождении гендиректора предприятия Сергея Когогина осмотрели будущий завод каркасов кабин и линию сборки нового семейства двигателей – новые масштабные проекты автогиганта, призванные повысить конкурентоспособность предприятия на мировом рынке грузовиков и вывести на новый уровень.

Объем инвестиций в новую линию – порядка 14 млрд рублей. Сейчас здесь ведутся пуско-наладочные работы. Всего предусмотрено 34 рабочих станции. Вся работа по сборке будет фиксироваться в электронном паспорте двигателя. Это для завода в новинку. Уже в этом году выйдет опытная партия – 200 двигателей, в следующем году – опытно-промышленная партия около 2 тыс. штук, а с 2019-го начнется серийное производство – до 12 тыс. в год. Как отметил руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, этот двигатель – собственная камазовская разработка. Помощь в освоении новых технологий оказывает немецкая компания Liebherr. Общий уровень локализации деталей составляет 87%. Они будут устанавливаться на новое семейство автомобилей, которое будет запущено с 2019 года.

– Линия суперсовременная. Таких линий на автомобильных предприятиях не так много, – оценил Сергей Чемезов, глава «Ростеха». – Я был на многих производствах и могу с уверенностью сказать, что это одна из самых передовых в мире линий по сборке двигателей. И отрадно, что такое современное оборудование постоянно появляется. Каждый раз, когда приезжаю на завод, вижу что-то новое. Новые станки, новая линия, новый цех, новые модели. Завод постоянно развивается, это очень хорошо. И сама атмосфера на заводе притягивает людей. Посмотрите, как все чисто и аккуратно сделано в цехах. Я знаю, какими они были раньше, лет 10–15 назад. Нужно было приходить в резиновых сапогах, в спецовке.

«ЧТОБЫ СПУСТЯ ПЯТЬ–ДЕСЯТЬ ЛЕТ У КОМАНДЫ БЫЛИ ПИЛОТЫ, СПОСОБНЫЕ ПОБЕЖДАТЬ, ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ НУЖНО СЕГОДНЯ»

Следующей точкой стал картодром «КАМАЗ-карт», где совету директоров показали надежду – команду «КАМАЗ-мастер Юниор». Это 12 спортсменов в возрасте от шести до 25 лет, которые сейчас гоняют на картах, а в будущем пересядут на грузовики.

Картодром, напомним, в 2015 году был передан «КАМАЗу» по решению президента РТ Рустама Минниханова. Здесь прошла масштабная реконструкция, капремонт трассы, установка новых ограждений. Закупили 12 картов, спортивную экипировку.

– Команда «КАМАЗ-мастер» живет не только сегодняшним днем, мы думаем о завтрашнем, – поделился с журналистами в ожидании гостей руководитель команды Владимир Чагин. – Я сам когда-то начинал биографию пилота именно с этого картодрома. Наши будущие пилоты тоже когда-то начинали здесь. Мы очень гордимся тем, что у нас не из-за границы пилоты, а наши, российские, татарстанские и челнинские. Здесь они делали первые шаги. И чтобы спустя пять–десять лет у команды были пилоты, способные побеждать, думать об этом нужно сегодня. Картодром длительное время был без движения, была кризисная ситуация в 90-х, в 2000-х. Я очень рад, что принято решением нашим президентом передать картодром «КАМАЗу».

После теплой встречи с рукопожатиями и объятиями Чагин провел директоров по территории, показал, как юные спортсмены сами занимаются техобслуживанием своих машин, указал на портреты титулованных пилотов команды на стене.

– Узнаете? – обратился он с улыбкой к гостям. – Занимались здесь. А сегодня побеждают.

Чемезов, Когогин и Чагин пообщались с ребятами. Те получили подарки от корпорации «Ростех». Чагин в ответ передал Чемезову именной синий фирменный комбинезон «КАМАЗ-мастер». Перед тем, как отправиться на общее собрание, гости еще посмотрели показательные заезды юниоров.

– Сегодня поразило, как здорово шестилетние, восьмилетние мальчишки гоняли! – поделился позднее Сергей Чемезов. – Картодром очень нужен Набережным Челнам, потому что здесь у детей не так много возможностей для проведения досуга. Возможность занятия спортом, тем более автомобильным в городе, где находятся такое большое предприятие и знаменитая команда «КАМАЗ-мастер», конечно же, увлекает детей. Они с удовольствием приходят, занимаются, катаются. А с другой стороны, это вызывает у детей интерес к инженерным специальностям. Будет больше школьников поступать в инженерные вузы, приходить на наше предприятие, для нас это немаловажно. Поэтому, конечно, мы будем участвовать в развитии картодрома, – пообещал он.

«ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ КОНКУРЕНТНЫМ, ИНВЕСТИЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ»

На общее годовое собрание акционеров в ИТ-парк приехали президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр республики Алексей Песошин, глава АИР Талия Минуллина. Экс-премьер Ильдар Халиков, действующий член совета директоров «КАМАЗа», тоже прибыл лишь на собрание, пропустив всю предыдущую программу, в которой зато участвовал Анатолий Сердюков – единственная новая кандидатура в состав совета. Он занял место рядом с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым в зале, в первом ряду. Халиков, как и положено, сел в президиуме рядом с Песошиным, и все собрание был молчалив.

– В 2016 году российский автомобильный рынок впервые за последние годы продемонстрировал умеренный рост. На фоне благоприятных изменений рыночной конъюнктуры наши усилия по развитию модельного ряда и увеличению объемов реализации дали весомый результат, – с гордостью начал выступление Сергей Когогин. – Мы уверенно лидировали в российском автопроме и держали позиции на экспортных рынках.

Он отметил, что в 2016 году доля «КАМАЗа» на российском рынке грузовиков увеличилась на 5%, достигнув 56%. Это максимальное значение за всю историю компании в 2000-х годах. По итогам года предприятие перевыполнило бизнес-план, реализовав 34 тыс. 432 грузовых автомобиля – на 16% больше по сравнению с 2015 годом. Значительно выросли выручка и чистая прибыль.

– Выручка превысила 133 миллиарда рублей, что на 37% больше, чем в 2015 году. Получена чистая прибыль в размере 656 миллионов рублей по МСФО. Это позволило совету директоров рекомендовать направить часть прибыли компании в размере 297 миллионов на выплаты дивидендов по акциям ПАО «КАМАЗ», – сообщил гендиректор.

Как ранее сообщал Chelny-biz.ru речь идет о выплате по 42 копейки на одну акцию. Список лиц, имеющих право на дивиденды, составят до 12 июля, а получить деньги акционеры смогут до 26 июля.

Когогин обозначил, что у компании хорошие перспективы на этот год. «КАМАЗ», напомним, пересматривает бизнес-план и ставит задачу увеличить продажи еще на 2–3 тыс. автомобилей в связи с ростом объема рынка. Гендиректор предприятия отметил, что вывод на рынок нового модельного ряда позволил компании добиться позитивных результатов и напомнил о новых проектах – заводе каркасов кабин и новой линии сборки двигателей.

Рустам Минниханов в своем выступлении обозначил основные задачи, которые сегодня стоят перед автогигантом.

– Несмотря на непростое экономическое положение «КАМАЗ» продолжает вкладывать значительные средства в реинжиниринг, модернизацию производства. Для того, чтобы оставаться конкурентным, инвестиции не должны останавливаться. Приоритетной задачей является завершение строительства завода каркасов кабин в следующем году. И конечно мы очень дорожим отношениями с нашим партнером Daimler, – подчеркнул президент, добавив, что «КАМАЗ» успешно развивает сотрудничество в формате совместных предприятий с ведущими мировыми производителями автокомпонентов.

Минниханов отметил, что пока не в полной мере реализуется потенциал рынка газомоторного топлива, на котором автогигант также мог бы успешно себя показать.

– Министерству промышленности и министерству транспорта надо решить вопрос увеличения субсидий на приобретение газомоторной техники и внесения «КАМАЗа» в эту программу, – сказал он. – Наша республика прикладывает значительные усилия для развития рынка. Создана сеть АГНКС, в рамках различных программ закуплено порядка 1000 единиц техники. «КАМАЗом» выпущена первая партия машин, работающих на сниженном природном газе. В настоящее время на стадии общественного обсуждения находится новая программа расширения использования природного газа в качестве газомоторного топлива в 2018-2022 годы.

«ЗАМЕЩЕНИЕ СТАРЫХ МОДЕЛЕЙ НОВЫМ МОДЕЛЬНЫМ РЯДОМ ИДЕТ ДАЖЕ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ МЫ ОЖИДАЛИ»

После собрания акционеров Рустам Минниханов, Сергей Чемезов и Сергей Когогин приняли участие в пресс-конференции. Одним из ожидаемых вопросов было возможное включение в совет директоров выдвинутого в марте Анатолия Сердюкова, индустриального директора «Ростеха» и его новая роль в компании.

– А что вас смущает в том, что Анатолий Эдуардович будет в совете директоров? – как будто почуяв подвох в вопросе, ответил Чемезов. – Он, по-моему, прекрасный специалист, грамотный. Он финансист, много лет возглавлял налоговую инспекцию. Ну, наверное, такой специалист нам нужен. И знает не понаслышке Министерство обороны, знает его потребности, что немаловажно для «КАМАЗа». Поэтому я думаю, что, находясь в совете директоров, он принесет достаточно большую пользу для акционерного общества.

Отметим, что пока итоги голосования не известны, и кто в итоге войдет, а кто выйдет (и выйдет ли вообще) – не известно.

Журналисты поинтересовались у Сергея Когогина, по какой причине с начала года «КАМАЗ» показывает все меньший процент доли рынка.

– Российский рынок растет только в премиум-сегменте. Что касается обычных старых моделей автомобилей, как и ожидалось, роста нет, – ответил он. – Наш план – в этом году выпустить 6200 автомобилей нового семейства. Это, после трех тысяч, удвоение. С учетом того, что мы достаточно серьезно связаны кооперацией с Daimler, срок размещения заказов на поставку комплектующих из Штутгарта – шесть месяцев. Соответственно, мы не можем себе сегодня позволить очень быстро увеличить объемы в премиум-сегменте и не считаем это необходимым. Поэтому мы начали терять в какой-то степени долю, но, тем не менее, мы идем с хорошим плюсом относительно уровня прошлого года, – подчеркнул гендиректор компании.

В то же время автомобили нового модельного ряда сегодня, скажем так, «нарасхват», а с появлением нового двигателя перспективы и того радужнее.

– Я думаю, наши планы даже излишне пессимистичны, потому что замещение старых моделей новым модельным рядом идет даже быстрее, чем мы ожидали, – отметил Когогин. – Наши клиенты покупают автомобили, чтобы зарабатывать на неих деньги и соответственно все очень серьезно заботятся о таких параметрах, как межремонтный пробег, срок сервисного обслуживания и расход топлива. На старых автомобилях этого добиться невозможно. Тот двигатель, что мы спроектировали, при приемлемой цене для клиента имеет очень хорошие характеристики, которые попадают по параметрам наших испытаний в ТОП мировых двигателей.

«КАМАЗ» СЕГОДНЯ ДАЕТ ЗАРАБОТАТЬ 50–60 ТЫСЯЧАМ ЧЕЛОВЕК. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ»

Интересовало журналистов и то, когда уже можно будет прокатиться на камазовском беспилотнике «Шатл», который пока активно участвует в выставках как экспонат. Будет ли он работать на Чемпионате мира по футболу в Казани в следующем году?

– Беспилотные автомобили должны появиться, – ответил Рустам Минниханов. – О том, что электробусы должны быть, мы с Сергеем Анатольевичем договорились. Я уверен, что они будут.

Однако Когогин заметил, что перспективы по «Шатлу» пока туманные.

– Мы планируем в первом полугодии следующего года изготовить два «Шатла» для перевозок. Пока, к сожалению, нет нормативной базы и нет того, кто бы принял на себя ответственность за применение в перевозке людей беспилотных транспортных средств. Мы провели переговоры с мэрией Казани и определили, что нужно сделать выделенную зону, куда не будет доступа людям, чтобы эти транспортные средства могли хотя бы в тестовом демонстрационном режиме возить небольшие группы. Сможем мы это сделать или нет – связано только с мерой ответственности за перевозку пассажиров. Пока я не вижу реальной возможности, – признался он. – Но могу сказать, что в следующем году мы в аэропорту «Бегишево» для пассажиров бизнес-класса поставим «Шатл» на перевозку пассажиров до VIP-зала.

Маршрут короткий, согласился Сергей Когогин с журналистами, но, по его словам, это связано со степенью ответственности директора аэропорта.

На следующий вопрос, о расширении экспорта, гендиректор автогиганта не дал конкретного ответа, отметил лишь, что перспективы неплохие.

– Расширение экспорта – это наша каждодневная задача. Специалисты Внешнеторговой компании мотаются по всему миру и ищут перспективные рынке. Я считаю, что у нас очень неплохие перспективы, – сказал он и на вопрос об отношениях с Сенегалом добавил. – Соглашения все были достигнуты на самом высшем уровне. Немаловажную роль играет в этом проекте Российский экспортный центр, он обеспечивает страхование всех сделок. Сейчас мы находимся на стадии, когда по проекту с Сенегалом проводятся заключительные переговоры ЭКСАРом о предоставлении государственной гарантии под те сделки, которые планирует «КАМАЗ». Эти сделки превышают 50 млн евро на первом этапе. Мы уже приступили к проектированию завода по сборке автомобилей «КАМАЗ» в Сенегале. Правительство страны предоставило нам в индустриальном парке корпус площадью 10 тыс. кв. м.

Провокационный вопрос достался президенту. У него спросили, на какую отдачу от «КАМАЗа» рассчитывает правительство Татарстана после регулярно оказываемых ему мер поддержки. Мол, не благотворительностью же должна республика заниматься.

– «КАМАЗ» – это градообразующее предприятие. Если плохо на «КАМАЗе», у нас второй город республики лихорадит. Поэтому в любые кризисы мы вместе, рука об руку. И Сергей Викторович нам помогает, – повернулся Минниханов к Чемезову. – Конечно, автомобильный бизнес – очень непростой. И, конечно, мы сегодня очень рады, что есть позитивные результаты, уже прибыль появилась. Дело в состоянии экономики страны. Ну, вот так получилось, финансовые рынки закрылись, экономика замедлилась. Поэтому мы должны во всем помогать. И второе – мы ищем новые рынки, вместе ездим, смотрим, какой стране и что мы можем продать. Идет разработка нового модельного ряда. Если вы посмотрите, «КАМАЗ», который был, и «КАМАЗ», который есть сегодня, – это две разные параллели. А основные компоненты ничем не уступают любой мировой автомобильной компании. Поэтому мы рядом. Благополучие «КАМАЗа» – это благополучие нашей республики, второго по величине города и огромного количества наших поставщиков и людей, которые работают на автогигант.

– То есть налоги на втором месте? – уточнили у президента.

– Налоги не на первом месте. Налоги – на месте налогов. «КАМАЗ» сегодня дает заработать 50–60 тысячам человек (36 тысяч сотрудников плюс коло 20 тысяч смежников). Это очень важно для республики, – подчеркнул Минниханов.

Анна Перебаскина

Комментарии
26.06.2017, 09:20

Брат Навального

Сердюков в совете директоров "КамАЗа"? Просто прекрасно! Короткая же у них скамейка запасных... Сейчас начнутся разговоры при кризис и сокращения персонала. Ну-ну.
27.06.2017, 12:44

Ничего не решено еще же. К чему паника?