, 18 Октября
$ 57,0861
€ 67,2988
Предложения банков
Новости
Подробно


«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

27.12.2016, 17:48

Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис» и депутат Госсовета РТ, дал большое интервью Chelny-biz.ru. Подвел итоги года для автомобильного рынка и своей компании: отрасль потеряет еще процентов 10, но ТТС нарастит столько же. Вячеслав Зубарев выразил надежду на постепенный рост в 2017-м, хотя о восстановлении до предкризисного уровня еще далеко: «И за пять лет до него не выйдем». Глава холдинга рассказал о том, как затронуло ТТС падение Татфондбанка, оценил, как банковское ЧП отразится на автокредитах. Что Зубарев думает о новой команде челнинских руководителей, их земельной политике и конфликтах в зеленых зонах, почему ТТС не перевозит бэк-офис в Казань, как глава компании видит ее будущее, планирует ли баллотироваться в Госдуму, и как относится к нашумевшим видеоклипам своих сотрудников, – в интервью Chelny-biz.ru.

«У НАС БЫЛИ РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА В ТАТФОНДБАНКЕ, ДЕНЬГИ НА НИХ ЗАВИСЛИ»

– Мы вынуждены начать беседу с вопроса, который сегодня жители Татарстана задают друг другу вместо «как дела?» – «У вас были деньги в Татфондбанке?» ТТС работал с Татфондбанком? Какие последствия для компании имеет эта лихорадка в банковской сфере?

– К сожалению, нас тоже эта проблема задела. У нас были расчетные счета в Татфондбанке, деньги на них зависли. Я не скажу, что для нас это критичная сумма, но, безусловно, мы не хотели бы ничего терять.

– Проблема затронула и тех, кто планировал брать автокредиты через Татфондбанк. В масштабах сети есть ли проблемы по кредитованию, наблюдается ли сокращение продаж в кредит?

– Как говорят, свято место пусто не бывает. Это замещение произойдет достаточно быстро, сегодня очень многие банки предлагают свои услуги по автокредитам. Да, портфель Татфондбанка в автокредитовании был у нас более, чем значительный. Но на уровень продаж, я думаю, это серьезного влияния не окажет, хотя какое-то влияние все равно будет. Любое потрясение в финансовой системе, тем более, когда один из известнейших банков Татарстана попадает в такую ситуацию, сказывается на всех.

– Волна беспокойства захлестнула клиентов других банков. Как вы оцениваете ситуацию в целом?

– Мне кажется, что на самом деле ситуация под контролем. Нельзя из такого, пусть даже драматичного случая, создавать общую проблему. Я не вижу опасности для банковской системы Татарстана в целом и уж тем более России. Все-таки это локальная проблема. Тех, кого непосредственно коснулась, она волнует очень сильно, и меня в том числе, но, думаю, банковскую систему из равновесия это не выведет. Все заинтересованы в том, чтобы это не превратилось серьезную проблему с эффектом домино. Думаю, до нового года какое-то решение будет.

«Я БЫЛ БЫ РАД ОШИБИТЬСЯ В СВОИХ ПРОГНОЗАХ, НО ОНИ ПОДТВЕРДИЛИСЬ»

– Вячеслав Викторович, как вы оцениваете уходящий год для своей компании и автомобильной отрасли?

– Для автомобильной отрасли год был тяжелым. Отрасль закончит его с падением рынка. Ноябрь – первый месяц в этом году, когда был плюс. Но там около 1% по отношению к прошлому ноябрю. По крайней мере, остановилось падение. Совершенно очевидно, что в целом по году падение будет на уровне 10%.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– Как вы и прогнозировали в середине года…

– Да, это тот случай, когда я был бы рад ошибиться в своих прогнозах, но они подтвердились.

– Если смотреть на эмоциональном уровне, этот год для вас и коллег был сложнее предыдущего?

– Представьте, что вы болеете, у вас высочайшая температура. Потом она спадает, но вы уже настолько измотаны, нет сил, что все равно тяжело. Поди пойми, какое состояние тяжелее (улыбается). Конечно, падение в 2015-м было больше, но надо понимать, что в этом году падение по отношению к базе 2015-го, это еще меньше. К тому же, на каждом предприятии своя ситуация. У кого-то пик нагрузок был раньше, у кого-то позднее, у кого-то продолжение агонии.

– С каким итогом «ТрансТехСервис» завершает год?

– У нас будет рост 10%. Доля рынка увеличится, в количественном отношении прирастем. Надо понимать, что при таком падающем рынке это очень приличный рост. Но трудности нас тоже коснулись. Рентабельность, доходность деятельности продолжает снижаться. Этот год оказался сложнее, чем предыдущий, но в целом мы довольны результатами.

– Вы ведь обошлись без закрытий?

– Да, мало того мы открыли два новых салона в Оренбурге, где ранее не работали. Если мы и закрывали какие-то направления, то для того, чтобы заместить другими. Например, мы закрыли салон GM (а куда нам деваться, если они ушли с рынка), разместили другие марки. Салонов с заколоченными дверями у нас нет (улыбается). Вывески меняли, уплотняли салоны. Задача номер один сейчас – не количественный рост, а повышение эффективности.

«В ПРЕМИУМ-СЕГМЕНТЕ ВСЕ ИГРОКИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ДОСТАТОЧНО НЕПЛОХО»

– Если говорить о продажах автомобилей, то какие бренды сегодня лучше показывают себя? Кто провалился? На что группа ТТС делает ставку?

– Ситуация постоянно меняется. В коротком периоде зависит от того, у кого какие склады, у кого какие новые модели появились, у кого более агрессивная ценовая политика. Наибольшее падение среди тех брендов, с которыми мы работали, у Mitsubishi, потому что и сама компания испытывала большие сложности: их купили. Сейчас должен быть подъем. По крайней мере, мы на это рассчитываем. Ушли с рынка GM, Honda. Peugeot, Citroen практически свернули деятельность.

– Ранее в этом году вы отмечали рост продаж премиальных брендов по сети ТТС. В Челнах какая динамика?

– В целом на общероссийском рынке премиум-сегмент снижается в этом году. Идет перераспределение между брендами. У Lexus и BMW динамика лучше, чем у других. По сети в целом первый в штуках вырос за 11 месяцев 2016 на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2015г., второй – на 30%, в Челнах рост у BMW составил 28%.

– Мы видим ажиотаж в салонах Kia и Hyundai. Насколько он помог вам компенсировать спад в продажах по другим направлениям?

– Для Kia и Hyundai очень успешным был прошлый год, когда они нарастили долю рынка. Связано с тем, что вышли с хорошим модельным рядом, очень агрессивной ценовой политикой. Обе компании являются для нас одними из ключевых партнеров. Это те бренды, которые в последние два года кризиса чувствуют себя наиболее уверенно.

– … и заработали на кризисе?

– Я бы не рискнул так сказать, так как агрессивная ценовая политика требует от них больших затрат. Они, скорее всего, даже несут убытки. Но убытки по итогам года окупятся в дальнейшем увеличением доли рынка.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– По машинам «АвтоВАЗа» в 2015 году было падение, в 2016-м аналитики фиксируют рост. Насколько в этом велика роль новых моделей, как рынок принял их?

– Я не знаю, как «АвтоВАЗ» закончит этот год – с ростом или падением – но его доля рынка растет. Надо сказать, что новые модели – Lada XRAY и Vesta – хорошие, востребованные. Хорошо продаются и в Татарстане, и в России.

– Если АвтоВАЗ выпустит премиальную модель, которая по цене и качеству окажется на уровне иномарок, пойдет ли она?

– Вопрос из разряда фантастики. Не бывает так, чтобы раз – и в другую нишу перейти. «АвтоВАЗ», я уверен, обречен на то, чтобы развиваться. Сейчас он вошел в достаточно серьезный альянс Renault Nissan, который уверенно чувствует себя на мировом рынке. Думаю, что «АвтоВАЗ» будет занимать достойное место на российском рынке, но это, вряд ли, будет премиальный сегмент.

«С НОВОГО ГОДА БУДЕТ РОСТ ЦЕН НА АВТОМОБИЛИ»

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– С какими ожиданиями вступаете в новый год? Чего ждет авторынок, каких изменений?

– Я думаю, что падение завершается, в следующем году ожидаю небольшой рост. Речь не идет о восстановлении рынка до предкризисного уровня. До него мы не выйдем долго. За пять лет не выйдем. Сейчас я говорю только о восстановлении роста – плюс 5%, плюс 10%.

– Каковы первые результаты объединения автодилеров с «Avito авто» против серого рынка подержанных машин?

– Пока идет сбор информации. Мы вместе с другими дилерами выгружаем данные для проекта, ожидаем, что в ближайшее время в эту работу включатся также крупнейшие банки и страховые компании. В пилотном режиме Avito уже позволяет осуществлять проверку дилерами истории авто. Вообще, мы позитивно относимся ко всем проектам, которые сделают рынок автомобилей с пробегом более цивилизованным. Сколько возникает проблем у клиентов при покупке авто со скрученными пробегами, перебитыми номерами или залоговыми обременениями? У нас сейчас, например, стоит уже более 30 авто с различными залоговыми обременениями, которые мы не можем продать, а у предыдущего владельца уже выкупили. Покупатель наших авто, который сталкивается с такой проблемой, просто возвращает его нам обратно, при возникновении проблем, и это становится уже «нашей головной болью» и нашими убытками. А сколько клиентов осталось без денег и машины, купивших такие авто «с рук»?

Говоря же в целом о сегменте «автомобили с пробегом», замечу, что рост этого сегмента продаж у нас очень большой – на уровне 50% к прошлому году. Да и в целом по России рост существенный, хотя и не в таких темпах. Спрос на автомобили с пробегом понятен. Люди зачастую не могут позволить себе новый автомобиль.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– Какова динамика продаж автомобилей в кредит?

- Ситуация примерно та же, что и в прошлом году, – около 50%. Но эта цифра скажет не все. В уходящем году мы стали всероссийскими лидерами по продажам авто с пробегом в кредит, по версии АвтоБизнесРевю. Это произошло во многом благодаря действительно весомым предложениям. Далеко не все решатся, как мы, озвучить для наших покупателей ставку в 9,9% годовых, ведь авто с пробегом в целом кредитуют с меньшей охотой. И считается, что покупатель авто с пробегом, как правило, клиент, которому не хватает на новый авто определенного класса, и он стоит перед выбором: купить новую машину в кредит или с пробегом, но за полную оплату. А по факту это не всегда так. Дальнейшая перспектива зависит от многих условий: инфляции, уровня тех же кредитных ставок.

– Рост цен в 2017 году каким будет? Кто уже заявил о предстоящем повышении?

– Да, есть компании, заявившие, что с нового года будет рост цен на автомобили. Есть еще один нюанс – с 1 января вступает в силу правило, что все автомобили, произведенные в России, должны быть оснащены системой ГЛОНАСС (а это тоже расходы).

«ПОДСКАЖИТЕ, КОГО ЗДЕСЬ ЕЩЕ НЕТ, КОГО НАДО ПРИВЕСТИ? Я НЕ НАХОЖУ ТАКИЕ БРЕНДЫ»

– Макроэкономисты прогнозируют новый мировой кризис в районе 2018-2020 года, в который Россия войдет, едва оправившись от текущего. Вы включаете такие прогнозы в свои бизнес-планы?

– Нет. Если послушать всех очень заслуженных макроэкономистов, насколько часто они в своих прогнозах угадывают? Я вообще не считаю, что у нас сейчас кризис, я считаю, что у нас новая экономическая реальность. Кризис – это то, что временно и проходит. А это у нас надолго, и мы будем находиться в таких условиях длительное время. И надо не из кризиса выходить, а постараться ускорить развитие экономики. В нашей компании слово «кризис» из лексикона давно исчезло. Мы сознательно это сделали. Какой смысл переживать? Надо научиться жить в новой реальности.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– Какой вы видите компанию ТТС в перспективе 5-10 лет? Планируете дальше наращивать сеть салонов?

– Этого нет в планах и в приоритетах. У нас сейчас два приоритета – повышение эффективности компании и улучшение клиентоориентированности. Мы считаем, что количественный рост, если не подкреплен хорошей основой, только ухудшает состояние компании. Вы видите, сколько крупных компаний разваливается и исчезает с рынка. Надо запас устойчивости создать. Безусловно, когда бизнес-расчеты показывают выгодные возможности по расширению, грех их упускать. Но такой экспансии, как в предыдущие годы, теперь не будет. Теперь будет точечный рост. Причем не строительство салонов, а слияние, поглощение других компаний. Строить сейчас нет смысла, потому что на территории России избыток мощностей автобизнеса. Исходя из тех перспектив, которые я вижу, в ближайшие пять-семь лет нет смысла строить.

– Вы отмечали, что где-то на треть перенасыщен рынок автосалонами…

– Это приблизительно. Очевидно, что он перенасыщен. Насколько – вопрос дискуссионный.

– Пора в Челнах закрывать часть салонов?

– В Челнах как раз, может быть, перенасыщение меньше, чем в других городах… Принудительно ничего закрывать, конечно, не надо, но естественный образом закрытие может продолжаться, салоны будут перепрофилироваться.

– Планирует ТТС запуск новых брендов в Челнах?

– Подскажите, кого здесь еще нет, кого надо привести? Я не нахожу такие бренды. Ситуация может меняться, но на сегодня, я считаю, все бренды, которые востребованы, здесь представлены.

– Вы всегда отмечаете, что очень реалистично относитесь к делам, но предугадываете точки роста и запускаете проекты раньше, чем те или иные направления становятся очень популярными. Сейчас вы видите новые проекты для себя? Может электрокары?

– Мы не производители, это не наша точка роста (смеется). Если смотреть, над чем мы сейчас работает, это два стратегических направления – повышение эффективности и клиентоориентированности. Мы смотрим, как стать ближе к клиенту. С какими проблемами люди сейчас сталкиваются? У многих элементарно нехватка денег. Они бы хотели все сохранить, как было: обслуживаться у официального дилера, и покупать новые автомобили. Не хватает денег на новый – мы расширяем ассортимент автомобилей с пробегом, при этом распространяя на них свои юридические гарантии, чтобы застраховать человека от неудачной покупки. Не хватает денег на полное обслуживание официального дилера – мы запустили эконом ТО, которое позволяет получить качественное обслуживание с гарантией дилера, но сэкономить. Мы дополнительно развиваем сегменты бюджетных услуг. Верхний уровень, эконом-уровень и третий – это интернет-магазин запчастей. На базе магазинов запчастей будет запускать полноценные интернет-магазины. Думаю, во втором квартале квартале мы запустим и это. Пока на сайте можно только проверять наличие запчастей и заказывать обратный звонок.

– Будете конкурировать с китайскими сайтами?

– Ради бога, кто где хочет, там и заказывает. Будем стремиться к тому, что людям было удобно и надежно заказывать у нас. Потому что порой не знаешь, что тебе придет из Китая, когда придет, кому потом предъявлять претензии. Почему удобно с нами - в случае чего есть, к кому пойти. В случае покупки на китайском сайте, вы сами понимаете...

«ЕСЛИ МЫ ГДЕ-ТО КОГО-ТО ОБИДЕЛИ, ОСКОРБИЛИ, Я ПРИНОШУ ИЗВИНЕНИЯ ЗА АВТОРОВ НАШИХ РОЛИКОВ»

– Сотрудники ТТС часто снимают клипы, которые быстро расползаются по интернету, бурно обсуждаются. Многих удивляет, когда девушки поют вам: «А ты такой, любимый, дорогой…», зам по персоналу обращается к коллегам: «*** ли, ты ноешь?». Вы знаете заранее о подготовке этих видеозаписей?

– Конечно, о том, что запускается программа роликов, я знаю. У нас порядка 40 роликов сделано ко дню ТТС. При этом, конечно, неизбежны двусмысленности. Где-то недоглядели. Если мы где-то кого-то обидели, оскорбили, я приношу извинения. Никто не ставит задачи кого-то принизить - в этом я могу поручиться за авторов наших роликов. В принципе, все записи были рассчитаны только на внутреннее пользование. Но в наше время шило в мешке не утаишь, да мы и не собирались, в общем. Поскольку стыдиться нам не за что.

У нас такая корпоративная культура, что сложились полусемейные отношения. Мы любим весело проводить праздники, мы не любим скучных мероприятий. Я считаю, что это хорошее качество. Нам нравится юмор. Юмор, вырванный из контекста, можно истолковать неверно. Представьте, что вы в своей семье устроили капустник и поете частушки друг про друга. Это самоирония. А если это вырвать из контекста и сказать: посмотрите, какое обращение с детьми или какое непочтение к родителям? Или какое непочтение к директору, к подчиненным? Прежде, чем судить, надо понимать всю ситуацию. Да, были ролики, когда мне было неудобно, и я извинялся, и сотрудники извинялись за то, что задели чьи-то чувства. Но на самоиронию, подшучивание почему мы должны просить у кого-то разрешение?

«ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ГОРОДСКИХ ВЛАСТЯХ, ТО Я ВИЖУ ДОСТАТОЧНО ЗДРАВЫЙ ПОДХОД, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ»

– Вы работаете в разных городах и регионах, поэтому можете сравнить условия ведения бизнеса, отношения между властью и бизнесом. Как в этом разрезе выглядят Набережные Челны?

– Мне сложно тут быть объективным, потому что компания ТТС родом из Челнов. Я сам уже коренным жителем стал (улыбается). Но если говорить о городских властях, то я вижу, чувствую достаточно здравый подход, взвешенный, хозяйственный. Я не скажу, что здесь отношение как-то очень отличается от того, что есть в других регионах. Точно так же возникают сложности, сбои, но, когда возникают какие-то вопросы, можно обсуждать, находить решение.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– В Челнах вас считают одним из самых влиятельных людей. Каково вам было развивать бизнес в Казани? Кстати, вам удалось достаточно быстро нарастить там сеть.

– Когда я начинал развитие сети, везде была своя специфика, связанная с личностями. На фазе развития бизнеса в Челнах, естественно, было легче, потому что мы тут хоть как-то хоть кого-то да знали. Когда ты приходишь в незнакомый город, ты элементарно не знаешь ситуацию. Казань – более крупный город, там структура принятия решений сильно отличается. Тем не менее, это одна республика, и философия, подход один.

– Вы оставили головной офис в Набережных Челнах. Это надолго или планируете переводить в Казань?

– Мы не планируем переводить. Более того, вы видите, что мы планируем ремонт, реконструкцию здания. Но никогда не говори «никогда».

– Офис здесь, потому что целесообразно, или это дань истории компании?

– Это не дань. Коллектив ведь складывается не так, что раз – и 300 человек бэк-офиса набрали. Это постепенный процесс. Любой переезд – это очень сложно. Если менять весь состав – это потрясение для компании и несправедливо по отношению к людям. Если переезжать всем, тоже сложно. У каждого тут своя жизнь, своя семья. Поэтому нет смысла.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– В Набережных Челнах с приходом новой команды руководителей активизировались споры по земельным участкам, начались многочисленные суды с предпринимателями с требованием вернуть участки. Этот процесс коснулся автосалонов ТТС. Какова ситуация, и каково ваше отношение к такой политике?

– Спор завершился. Завершился общей победой, думаю, потому что справедливость восторжествовала. Исполком не по содержательной части был против, чтобы эта земля досталась нам (там уже работают автосалоны), а вопрос был в том, насколько законно или незаконно. Суд поставил точку, с которой согласились и мы, и исполком. Суд узаконил то, что надо было узаконить. Теперь никаких вопросов к нам нет.

«УПЛОТНЕНИЕ И ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА ТОЧНО НЕ СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ»

- Набережные Челны в этом году стали территорией опережающего развития. В Татарстане и в России идет определенная ТОРомания. Как вы оцениваете перспективы этого направления?

- Любое усилие, любое действие, которое способствует улучшению инвестиционного климата, – это всегда хорошо. Но насколько именно этот инструмент будет эффективен, я не берусь судить. Я понимаю, что это явление со знаком плюс, но насколько даст толчок развитию – вопрос.

– Сейчас стоит вопрос привлечения в регион крупных инвесторов, потому что пока мы видим, что в основном в ТОР входят местные компании...

– Безусловно, нет такого чудодейственного инструмента, который позволит решить все проблемы. Только комплексный подход – изменение нашего менталитета, расширение инструментария, законодательной базы, создание инвестиционного фона, инициативность руководителей – может дать результат.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– Что в положении и развитии Челнов вызывает ваше беспокойство?

– Некоторая недоразвитость инфраструктуры и общественных территорий. Хочется больше современных и комфортных городских пространств: парков, скверов – мест для людей разных возрастов. Больше образовательных и развлекательных учреждений для молодежи. Хочется, чтобы дорожные вопросы быстрее начали решаться.

Вы поддерживаете решение о выделении зеленых зон, свободных от застройки, отказ от точечной застройки во многих микрорайонах?

– Считаю, что это правильное решение. Посмотрите, все европейские города озадачены расширением лесопарковой зоны. Мы понимаем, что качество жизни в городе определяется во многом такими вещами, как экология, наличие зеленых зон. Как мы восхищаемся городами, где всё это есть!

– Бизнес настойчиво застраивает микрорайоны…

– Я сам бизнесмен, понимаю, что хочется всегда сделать дешевле. Всякие ситуации бывают, возможно, в каких-то случаях точечная застройка имеет смысл, но в целом линия у города правильная. Уплотнение и точечная застройка точно не способствуют повышению качества жизни.

«НА СВОЕМ МЕСТЕ Я ПРИНЕСУ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ВСЕМ, ЧЕМ ТАМ»

– Вы много лет представляете Набережные Челны в Госсовете РТ. Есть ли в ваших планах Госдума?

– Нет.

– Категорично?

– Опять же, только, чтобы не нарушать свой принцип «никогда не говори никогда», я не скажу «категорично» (смеется). Но на 99,9% все-таки нет. Каждый должен заниматься своим делом. На своем месте я принесу больше пользы всем, чем там. Я длительное время работал на «КАМАЗе» и не на общественной работе, а на реальном производстве. И когда такой стаж, уходить в другую область деятельности психологически тяжело и, наверное, не эффективно.

– В сегодняшней повестке Госсовета вы можете выделить наиболее важные законопроекты, касающиеся экономики, бизнеса?

– В Госсовете все законопроекты, которые нужны, будут доведены до конца. Нет какой-то одной области, которая может дать толчок развитию экономики, республики. Только совместные усилия многих людей и улучшение законодательства на всех уровнях. Я считаю, что в Татарстане все работают в одном направлении. Президент активно взаимодействует с депутатами Госдумы, с исполнительной властью. Каждый вносит свою лепту. Большинство инвестиционно важных законов принимается в Москве. Возможности региональные весьма ограничены. А то, чему можно в регионе способствовать, - эта работа проводится. Потому что Татарстан (мы видим по статистическим данным, репутационным, по отзывам) все-таки на фоне других регионов чувствует себя более сильным, развитым, передовым, прогрессивным.

«Строить автосалоны сейчас нет смысла. Надо запас устойчивости создать»

– Ваши дети планируют связать свое будущее с Челнами?

– Сложный вопрос. Из пятерых детей четверо живут в Челнах. Те дети, которые самостоятельны, один в Набережных Челнах, другая - в Казани. Хотя учились один в Казани, другая – в Москве, а потом в Голландии. Но отучившись, вернулись и работают здесь. Казань – это, конечно, не Челны, но и не Роттердам, где была возможность остаться, и не Москва. Третья дочь сейчас голову ломает, куда поступать учиться. Младшие дети кто в детский сад ходит, кто в школу.

– Как вы оцениваете систему образования в городе? К примеру, высшее образование вашей дочери возможно здесь?

– Что касается образования школьного, мы видим, что многие наши школы неплохо смотрятся в рейтингах. Хотя в целом образованию школьному, наверное, требуется реформа: больше индивидуального подхода нужно к детям. Мы, как привыкли с советских времен, всех под общую линейку строить…

В высшем образовании ограниченный выбор вузов и специальностей. Многие люди едут за образованием в другие города. В Челнах нужно бы больше вузов и более качественное образование, но, в принципе, весь мир так живет, что процентов 75, а то и больше детей уезжает из дома за образованием.

– Вячеслав Викторович, вы планируете передавать бизнес в управление детям?

– Я не планирую, но все может быть. Как бы это так сказать безопаснее для себя, что я еще собираюсь продолжать работать (улыбается). Я не скажу, что не размышлял на эту тему. Но размышлять и думать над конкретным планом – разные вещи.

Лилия Павлова