Новости
Подробно


«В районе 2018 года произойдет мировой кризис. В свои бизнес-планы можете смело закладывать»

07.12.2016, 20:00

Осень 2016 года – начавшийся рост или торможение спада? Дискуссия на эту тему развернулась во время бизнес-бранча руководителей компаний, который организовали Chelny-biz.ru и компания «Открытие Брокер». В качестве спикера мы пригласили известного макроэкономиста Сергея Хестанова, советника гендиректора «Открытие Брокер», доцента кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Дискуссия коснулась ситуации в мире, факторов, влияющих на экономическую политику, курсы валют, сырьевые рынки. Почему Хестанов считает, что Россия без особо роста свалится в мировой кризис, чем страшны настоящие санкции в отличие от нынешней «косметики», чего ждать от евро и юаня в ближайшие годы, что при этом прогнозируют аналитики «КАМАЗа», и что волнует челнинских предпринимателей – в материале Chelny-biz.ru.

Участники:

– Сергей Хестанов Александрович, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Брокер», макроэкономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы;

– Вадим Ложкин, «Открытие Брокер»;

– Сергей Блинов, служба стратегического планирования ПАО «КАМАЗ»;

– Леонид Иванов, ООО НКЦ «Аудитор-Ч»;

– Павел Евдокимов, ООО «Инжиниринг Плюс»;

– Альберт Петров, ООО «УКС Камгэсэнергострой»;

– Алексей Чернощеков, ООО «Новокам-Сервис»;

– Юрий Сазонов, ООО «Евросэф Логистик»;

– Марат Гимазетдинов, «Трест Подряд»;

– Оксана Ахметшина, «Банк Траст»;

– Елена Воронина, управление экономического развития и поддержки предпринимательства города.

«НЕОБЫЧНОСТЬ МОМЕНТА В ТОМ, ЧТО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД КОНЦА 2014 ГОДА С МИРОВЫМ СПАДОМ НЕ СОВПАДЕТ»

Сергей Хестанов: Макроэкономика в нормальные времена – это скучная, сухая, чем-то похожая на статистику наука. Когда в макроэкономике начинается что-то интересное, это признак, что собственно в экономике творится что-то не вполне хорошее. Я постараюсь без розовых очков рассказать, что необычного наблюдается в макроэкономике.

Начать нужно с хорошо изученных вещей – с экономических циклов. На практике и для бизнеса, и для граждан интереснее всего среднесрочные циклы. Люди моего возраста и старше, наверняка, помнят, как минимум, три таких цикла: 1986-й год, 1997-й, 2008-й. В эти годы случался сильный спад мировой экономики, и, что для нашей страны очень важно, происходили сильные падения цен на нефть. В 86-м году с 40 долларов нефть упала до 8.. Произошло драматическое падение денежного потока Советского Союза, что и послужило экономической причиной его распада. В 97-м году цена на нефть тоже упала с 20 до примерно 10 долларов. 2008 год вы сами прекрасно помните: 145 долларов максимальная цена, 38 – минимальная.

Необычность нынешнего момента заключается в том, что экономический спад, в который мы зашли в конце 2014 года, из этого ряда выпадает. Если все три предыдущих спада российской экономики совпадали с мировыми, то события конца 2014-го – 2015-го нет. США растет, Европа хило, за счет Германии, но растет. Китай прилично растет, Индия тоже, а у нас спад. Это необычно, такого последние 50 лет не было, и здесь трудно не усмотреть некую связь с пресловутой геополитикой.

Леонид Иванов, «Аудитор-Ч»: Вы доверяете статистике, которая есть в Америке? Московские эксперты говорят, что, например, статистике Китая верить нельзя, она государственная, а статистике Америки можно верить на 100 процентов, она «пушистая» и правильная. Но начинаешь смотреть, не такая уж она и «пушистая»...

Сергей Хестанов: Формальных нарушений там точно нет (даже ярые недоброжелатели их не находят), а лукавство заключается в том, что правила игры выбраны так, как удобно. Многие статистические показатели считаются таким образом, чтобы получить результат, который нужен тем, кто эти исследования заказывает. Яркий пример – это то, как считается в США инфляция. Официально она около 1,5%, реальная – ближе к 4,5%. Да, статистика не идеальна, но для макроэкономического прогнозирования можно смело считать статистику достоверной.

«50 ЛЕТ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЭТОТ ЗАКОН ДЕЙСТВУЕТ НА ВСЕ, КРОМЕ НЕФТИ. И ВОТ, НА НАШУ ГОЛОВУ, ЗАКОН ПОДЕЙСТВОВАЛ И НА НЕЕ»

Сергей Хестанов: Наш экономический спад выпал из цикла, но это никак не влияет на цикличность мировой экономики, поэтому где-то в районе 2018-го, 2019-го, 2020-го года, скорее всего, произойдет заметное торможение мировой экономики. Поэтому в свои бизнес-планы можете смело закладывать, что где-нибудь в это время произойдут события, которые так или иначе на нас повлияет. Поживем – увидим.

График нефти тем временем демонстрирует очень интересное явление, которого не было 50 лет. В конце 50-х был открыт в экономике закон Саймона. Простыми словами, он звучит так: труд всегда дороже сырья. Как только какое-то сырье долгое время стоит дорого, либо появляется технология альтернативной добычи, либо инженерное решение, как без этого сырья можно обойтись. 50 с лишним лет считалось, что этот закон действует на все, кроме нефти и газа. И вот, на нашу голову этот закон подействовал и на нее. На рынок вышла так называемая сланцевая нефть. Осенью 2014 года мощно пошла – около 3,5 млн баррелей в сутки. В то время как мировой рынок нефти – это 96-98 млн баррелей в сутки. Казалось бы, чуть больше 3,5%! Но рынок нефти не эластичный, он ведет себя, как качели. Малейший перевес предложения – и цена сильно падает. Малейший недостаток – она так же сильно взлетает.

Члены ОПЕК и многодобывающие страны и решали, что с этим делать. Венесуэла и мы предлагали всем на те же 3,5% сократить добычу, тогда цена уйдет туда, где она держалась много лет, в район 110–120 долларов за баррель. Тогда резко отрицательную позицию заняла Саудовская Аравия. Она сказала: 3,5 и даже 5% – это терпимо, но проблема в том, что если мы сократим, и цена будет высокой, сланцевые производители будут добывать все больше и больше. То есть высоки шансы потерять рынок. И Аравия наоборот добычу увеличила, цена упала на пике более чем в 2,5 раза. Процентов на 70 они свое сражение выиграли. Производство сланцевой нефти упало примерно в три раза, но полностью не исчезло. Более того, когда цена переросла 45 долларов за баррель, тут же потихоньку оно начало расти.

Леонид Иванов: Прогноз по нефти на следующий год можете дать?

Сергей Хестанов: Ну, скажем так, ориентир 45 долларов за баррель. Поквартально не скажу, слишком сильно политика влияет. Сейчас с учетом политического фактора пытаться точный прогноз поквартальный сделать – авантюра.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОВОЗГЛАШАЕТ БОРЬБУ С ИНФЛЯЦИЕЙ, А РЕАЛЬНО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТ ИНФЛЯЦИИ ВЫИГРЫВАЕТ»

Альберт Петров: Вот мы боремся с инфляцией 25 лет, в то же время наступает новый год, поднимаем цены на нефть, на электричество, на топливо, ЖКУ, и потом ждем снижения инфляция. Поднимаем на 10–15%, ждем инфляцию 3%. Объясните, как можно бороться с инфляцией, поднимая сразу в начале года цены на все?

Сергей Хестанов: Есть такая немножко циничная поговорка: «Обещать – не значит жениться». Правительство провозглашает борьбу с инфляцией, а реально больше всего правительство от инфляции выигрывает. Потому что оно сначала обещает социально зависимым товарищам какой-то уровень, а потом нужно обещание выполнить, а ресурсов не всегда хватает. И один из простейших способов девальвировать обещания государства – инфлировать эти обязательства. Это происходит не первый век.

Chelny-biz.ru: Владимир Путин недавно озвучил, что к концу года инфляция составит 6%.

Сергей Хестанов: Если повезет, даже 5,5%. Учитывая, что Росстат считает творчески.

Альберт Петров: Мы ведь на земле живем. Когда нам говорят 4,5–5–6%, но мы видим, что она все 10–12–15%...

Сергей Хестанов: Во всех странах так. Утешиться можно только тем, что все статистические ведомства грешны.

«ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОШЛЫЙ ГОД, ТО ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЖАС! РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ УПАЛА НА 15%»

Сергей Хестанов: А вот не совсем оптимистичный, показывающий, как россияне привыкают к кризису. Это данные оборота розничных продаж от Росстата. Если посмотреть на прошлый год, то это действительно ужас! Розничная торговля упала на 15% (это много). В этом году розница все еще падает, но падение притормозила – последние данные 4,3%. Адаптация потребителей к кризису дается тяжело, поскольку пояса приходится затягивать на всех уровнях: федеральном, субъектов федерации, на уровне бизнеса и потребителей.

А вот попытка заглянуть в будущее. Мировые экономические кризисы бывают двух типов: структурные или трансформационные. Циклические, когда резко упали, и так же резко поднялись. Яркий пример – 2008 год. А вот то, что сейчас: падение поменьше, не 11%, а 4,5%. Но восстановление идет вяло. С вероятностью 70–80% можно предположить, что мы заходим в структурный кризис. Философски нужно ориентироваться на 86-й год… Дай Бог, чтобы этого не произошло (я с радостью ошибусь), но, весьма вероятно, что мы входим в длительный период в лучшем случае «околонулевых» темпов роста. Зная, как считает Росстат, может быть, будет +1%. Но для России любые темпы роста меньше 3%, это фактически стагнация. Поживем, увидим.

Chelny-biz.ru: То есть возможно, этот период «около нуля» затянется до того самого 2019 года, когда придет мировой кризис?

Сергей Хестанов: Да, более того, это базовый сценарий. Сейчас рано строить прогнозы, что будет дальше: факторов для анализа недостаточно.

«НЕ ФАКТ, ЧТО ДОЛГОСРОЧНО ЕВРО КАК ЕДИНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА УСТОИТ»

Леонид Иванов: Надо учитывать, что у нас конец 2016 года, а это, возможно, новая политика США. 2017-й год – изменение правительства Франции, Германии, Италии, Австрии… Это же все существенно отразится на состоянии экономики Европы. Трансатлантические, трансазиатские торговые взаимоотношения как стыкуются с вашими макроэкономическими прогнозами?

Сергей Хестанов: Скорее всего, самым главным итогом всех этих преобразований, который проявится ближе году к 2018-му, станет то, что торговые барьеры между странами вырастут. Если с эпохи развала СССР основной тренд был на снижение торговых барьеров и на глобализацию, то сейчас пойдет движение в обратную сторону.

Леонид Иванов: Каков ваш прогноз на евро?

Сергей Хестанов: Думаю, что по евро и доллару весьма вероятно достижение паритета. Причем, в течение следующего года. И вообще не факт, что долгосрочно евро как единая европейская валюта устоит. Потому что за всю историю человечества такой феномен наблюдается в первый раз. Проблема евро в том, что в богатых странах растет положительное сальдо (они зарабатывают больше, чем тратят), а в бедных растет отрицательное (они тратят больше, чем зарабатывают). А бесконечно сальдо расти или падать не может. Даже то, как меняется политический ландшафт Европы, указывает на то, что рано или поздно в одной из крупных стран евроскептики победят. И это создаст большие риски для евро.

«КИТАЙЦЫ ПОДОРОЖАЛИ. ВЫ БУДЕТЕ СМЕЯТЬСЯ, НО ЗАРПЛАТА В КИТАЕ НА 15% ВЫШЕ, ЧЕМ В РОССИИ»

Марат Гимазетдинов: Второй мировой валютой какая будет в течение пяти лет?

Сергей Хестанов: Если бы вы спросили лет про 20 или 30, я бы решительно назвал юань. А пять лет… Затрудняюсь. Пока евро намного больше юаня. Если говорить о мировой торговле, то 80% – это доллар, около 10% – евро, 1,8% – юань. Он от евро раз в пять отстает. Вы не испытывайте сильного энтузиазма к юаню. Китайский сайт «Жэньминь жибао» (это официальный орган) публикует статьи, которые свидетельствуют о том, что Китай дальше не может расти за счет экспорта. Он на нем рос с 90-х годов. Китаю необходимо перестроить свою экономику на внутренний спрос. Скорее всего, торговые барьеры на их экспорт будут увеличиваться, это будет снижать поступление от экспорта и у них возникнет вопрос – чем загружать свою промышленность, куда девать продукцию.

Марат Гимазетдинов: Вы имеете в виду, что в течение пяти лет тот мировой промышленный потенциал, который был создан транснациональными компаниями в Китае, потихоньку будет оттуда уходить? С чем это связано? В Америке рабочий труд теперь дешевле?

Сергей Хестанов: Процесс уже пошел. Caterpillar вывел производство, ABB… Современное производство в такой степени роботизировано, что затраты на персонал не сильно отличаются в Китае и в Германии, например. Энергия в Германии всего на 15% дороже, чем в Китае. Высокая роботизация делает производство в развитых странах и в Китае сопоставимым. Плюс китайцы подорожали. Вы будете смеяться, но средняя зарплата в Китае на 15% выше, чем в России. Был в швейном цеху в Иваново, хозяйка говорит: «Эх, еще бы процентов на 30 рубль опустить, и мы бы начали поставку постельного белья в Китай. Необъятный рынок!».

«ФАКТОР РИСКА, КОТОРЫЙ ЯВНО НАРУШИТ РАВНОВЕСИЕ, – ПОЛУЧЕНИЕ НАСТОЯЩИХ САНКЦИЙ. ТЕ, ЧТО БЫЛИ, – ЭТО КОСМЕТИКА ЧИСТОЙ ВОДЫ»

Сергей Хестанов: В виде «околонулевого» роста мы можем пребывать достаточно долго. Фактор риска, который явно нарушит равновесие, – получение настоящих санкций. Те, что были, – это косметика чистой воды. 170 чиновников не пускают за границу – это очень грустно конкретно для них, но совершенно нейтрально для экономики в целом. То, что нам не дают кредиты… Денег в экономике России довольно много, нам внешние кредиты не нужны. Настоящая санкция – это запрет на покупку российских нефти и газа. Нас от этого защищает простая вещь. Если нашу нефть можно заменить хоть сейчас, то наш газ заменить для ряда стран Европы физически нечем.

Альберт Петров: Скоро заменят…

Сергей Хестанов: К сожалению, вы правы. Первая ласточка прилетела 26 апреля: в Португалию впервые в истории приплыл американский газ. Причем тогда он был чуть дороже газпромовского. Он приплыл по цене 4,3 доллара за миллион британских тепловых единиц. Тогда газпромовский стоил в Германии 3,95.

Марат Гимазетдинов: Какая судьба у России на ближайшие 10–15 лет? Мы опять станем великой аграрной страной?

Сергей Хестанов: Не получится, потому что аграрная экономика не прокормит столько людей. Современное аграрное производство очень малолюдно.

Вадим Ложкин: У нас за столом представители разных отраслей, в том числе и строительного сектора…

Сергей Хестанов: Строителям грустно – скажу сразу. Но я не виноват. Это все равно, что сердиться на метеоролога, что он плохую погоду предсказывает. Покупатель недвижимости – самый консервативный инвестор из всех видов, он консервативнее держателей акций, облигаций. И с их точки зрения, тенденция тоже умеренно-негативная.

«В ТАКОМ ВИДЕ МЫ МОЖЕМ ПРОЖИТЬ ДВА ГОДА НАВЕРНЯКА, ТРИ – МОЖЕТ БЫТЬ, ЧЕТЫРЕ – ЕСЛИ ПОВЕЗЕТ, НУ ПЯТЬ – ЕСЛИ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЕТ»

Сергей Хестанов: Какие выводы можно сделать? Да, при прочих равных условиях мы практически приспособились к нынешнему уровню цен на нефть. Я надеюсь, что к середине лета, максимум в третьем квартале 2017 года мы выйдем по розничной торговле, по другим отраслям на уровень около нуля.

Мы почти привыкли к нынешним экономическим условиям. И в таком виде, в принципе, мы можем с учетом политики ЦБ, затягивания поясов, прожить достаточно долго. Два года наверняка, три – может быть, четыре – если повезет, ну пять – если очень повезет. Главный фактор риска – это получение настоящих санкций либо субсидирование американцами добычи своей нефти и дальнейшее опускание цен на нефть.

Вадим Ложкин: У нас есть ряд инвестиционных решений, которые в логику развития событий Сергея очень хорошо вписываются. Сразу могу сказать, это долларовые инструменты, которые интересны с точки зрения доходности, евробонды, есть инструменты защиты капитала.

Chelny-biz.ru: Каков взгляд аналитиков «КАМАЗа» на следующий год? Какие риски вы видите?

Сергей Блинов, заместитель руководителя службы стратегического планирования ПАО «КАМАЗ»: Состоялся ли выход из кризиса – вот в чем вопрос? Когда Сергей говорил о том, что санкции повлияли на кризисную ситуацию в России, не могу с этим согласиться. Дело в том, что «КАМАЗ» и вообще рынок инвестиционных товаров намного более чувствителен (строители в чем-то похожи), чем рынок потребительских товаров. Мы еще в 2011 году увидели сигналы, которые сказали нам, что в 2012 году рынок грузовиков начнет падать. Ровно это и произошло. Кризис идет с 2012 года. Хочу напомнить, что еще в конце 2013-го Янукович был у власти, цена за нефть превышала 100 долларов, но рынок грузовиков уже начал реагировать. Смотреть только на общеизвестные показатели мы не можем, мы должны искать свои.

Таким показателем для нас является денежная масса. Сергей показал график с непрерывным ростом денежной массы, но он не учел один момент, что денежная масса подвержена влиянию инфляции, как и зарплата. С июня 2014 года она уменьшалась. На моем графике все кризисы происходили, когда денежная масса уходила в отрицательную зону.

Что сейчас происходит? Выход из кризиса состоялся. Для нас это очевидно. «КАМАЗ» показывает плюс 27% к прошлому году. Потребительский рынок отреагирует позже. Приведу пример 1998 года. «КАМАЗ» в четвертом квартале 98-го сделал практически годовой объем производства. Рынок и экономика страны показали только во втором квартале 99-го. С определенным лагом. Сейчас все, как в замедленной съемке: тоже с лагом, только не в два, а через чуть большее количество кварталов, мы увидим рост в потребительском секторе. Статистика денежной массы вышла в положительную зону.

«СЕГОДНЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ПРОЩЕ КУПИТЬ ЕВРОБОНД, ЧЕМ РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО»

Chelny-biz.ru: Экономика Набережных Челнов по ряду отраслей показывает рост. Каково видение исполкома города на 2017 год?

Елена Воронина, заместитель начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства города: Рост ВТП в 2016 году не намечается, в последующие годы мы планирует – в среднем 2%. Объем промышленной продукции пошел с ростом. На прогнозируемый период 5% ожидается. «КАМАЗ» в полную силу начал работать. Та поддержка, которую федеральное правительство нам оказывает, влияет на показатели предприятий и малого бизнеса. Получение статуса ТОР большое значение для нас имеет. Пять компаний получили статус резидентов, шестая – одобрение. Но тем не менее, доля этих предприятий в общем объеме мала. В этом году ожидаем инвестиции в ТОР в 3 млрд, 11 млрд – в следующем году. Плюс еще на рассмотрении бизнес-планы.

Рост инвестиций зависит от благополучия предприятий. Тенденция положительной динамики есть. Конечно, хотелось бы больше. Задумки у предприятий есть, но большие кредитные ставки банков не дают развиться. Если будут решения правительства о снижении ставок и замораживании цен на энергоносители, это сыграло бы положительную роль.

Павел Евдокимов, «Инжиниринг Плюс»: Соглашусь, что психологически ставка процентов влияет, но фактически нет. Вот спросите меня: почему ты не строишься в промпарке «Развитие»? И дело тут не в ставках. Нашел бы я эти деньги, нашел бы инвесторов, но продавать некому. Пока нет рынка сбыта, хоть нулевую ставку поставь!

Альберт Петров: Но не под 18-20% же брать кредиты!

Марат Гимазетдинов: Сегодня предпринимателю проще купить евробонд под 10% годовых в долларах, чем развивать производство. Наша компания «Трест Подряд» строит 25 лет. Мы считаем, что строительство сегодня – самый невыгодный вид деятельности, к сожалению.

Chelny-biz.ru: Благодарим вас, Сергей, компанию «Открытие Брокер» и всех участников за интересную беседу. Предлагаем встретиться снова в следующем году и сверить прогнозы с реальностью.

Сергей Хестанов: Дай бог, чтобы с пессимистическим прогнозом я ошибся, но пока причин для оптимизма нет.

Chelny-biz.ru

Не теряйте связь с новостями.
Дзен.Новости
Комментарии
08.12.2016, 11:03

Интересно наблюдать, как только местный человечек пишет про местячковые проблемы, то люди активизируются, читают, комментируют материал, а если пишут информацию касающеюся макроэкономики, то люди замолкают. Что, нашим местным "олигархам" все равно, что происходит в стране?
08.12.2016, 13:01

МЫ - местные, читаем Степана Демуру и смотрим РБК - этого достаточно для того чтобы понимать что происходит в нашей стране...
08.12.2016, 14:03

одно другому не мешает. почитайте еще Хестанова
08.12.2016, 12:33

стань олигархом и поменяй все..
08.12.2016, 13:04

полезного много. про кризис 2018-2019 года особенно. нет просвета и надежды на бурный рост. и очень вероятно, что введут настоящие сакнции, про которые эксперт говорит
08.12.2016, 13:07

убедительный материал
08.12.2016, 16:11

Денег нет, но Вы там держитесь! ))))
08.12.2016, 16:40

Я не понимаю для чего экономист прогнозирует кризис? Его задача избежать этот кризис или снизить его последствия. Зачем говорить народу о том, что будет ещё хуже, Вы решайте как этого избежать, а потом и рассказывайте о своих наработках. Вы экономисты на то и ЭКОНОМИСТЫ, что уберечь народ от кризиса. Или Вам до народа как до луны, а Вам кризис не помеха?
08.12.2016, 22:49

А тем временем ММВБ прет как танк
09.12.2016, 08:33

уважаемый, вам похоже самому до экономика, как до Луны. во-первых, экономист, работающий в частной компании, и экономист, сидящий в государстве - разные люди. во-вторых, кризисов невозможно избежать. это знает любой, кто хоть один учебник по экономике прочел
12.12.2016, 21:04

Только ленивый не слышал что мы стоим на пороге глобального кризиса. Слово глобальный о чем нибудь говорит? Или вы продолжаете жить в своем мирке. Он затронет всех, если что. От наших телодвижений кое-что зависит но не вся мировая экономика увы...Если где-то лопнет финансовый пузырь хлебать будут все государства. Готовь сани летом, телегу зимой. Удачи.