, 24 Июня
$ 60,1482
€ 67,1495
Предложения банков
Коротко


«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

05.12.2016, 18:33

В Набережные Челны сегодня приехали назначенный в начале года председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков и президент Татарстана Рустам Минниханов. В НТЦ «КАМАЗа» состоялось подписание соглашения между автогигантом и ВЭБом. Масштаб события объяснил глава банка: КАМАЗы будут совместными силами продвигать на зарубежные рынки. Экспорт планируют увеличить в два, а то и в три раза. Это притом, что основные экспортные рынки сегодня показывают падение. В частности, СНГ – Казахстан и Туркменистан. Сегодня компания рассчитывает на другие страны и поддержку ВЭБа в части кредитования, в то время как кредитная нагрузка предприятия и так достаточно велика. По плечу ли новая ноша?

«ПОРЯДКА ШЕСТИ ТЫСЯЧ ГРУЗОВИКОВ ЭКСПОРТИРУЮТСЯ ЗА ГРАНИЦУ. НЕОБХОДИМО УВЕЛИЧИТЬ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ В ДВА–ТРИ РАЗА»

Соглашение о сотрудничестве по реализации экспортной стратегии между ПАО «КАМАЗ» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – документ с таким названием подписали сегодня гендиректор автогиганта Сергей Когогин и глава ВЭБа Сергей Горьков в присутствии президента РТ Рустама Минниханова и мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева.

За некоторое время до этого Горькову устроили экскурсию по ключевым производствам «КАМАЗа», чтобы он лично убедился, что предприятие работает успешно, и понял, с чем предстоит иметь дело. СП «КАММИНЗ КАМА», завод двигателей, главный сборочный конвейер автомобильного завода, стройплощадка нового завода по производству кабин, НТЦ и его опытно-промышленное производство. Здесь во всей красе предстали автомобили нового модельного ряда, а также исторические машины: КАМАЗ №000001, а рядом – двухмиллионный грузовик, подписанный Владимиром Путиным (ощущение сложилось такое, будто бы он заранее поручился за предприятие перед банком).

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

В ходе экскурсии гостям рассказали, что продажи автомобилей на конец октября превысили 25 тыс. единиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 22%. Всего до конца года планируется реализовать 34 тыс. единиц грузовой техники. «КАМАЗ» удерживает лидирующие позиции на отечественном рынке тяжелых грузовых автомобилей: доля компании достигает 58%. За рубеж компания поставил 6 тыс. автомобилей.

Пока Сергей Горьков осматривал технику, Рустам Минниханов, который уже видел все это неоднократно, пополнял свой Инстаграм новыми фотографиями. В целом, демонстрация прошла успешно.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

– У нас очень давние близкие и теплые отношения с «КАМАЗом». Атмосфера здесь, на заводе в Набережных Челнах, действительно очень теплая, – отметил Сергей Горьков, отвечая на вопросы журналистов. – Раньше у нас отношения все-таки строились на основе конкретной сделки: например, мы помогали с экспортом в одну из стран и занимались только этой страной. Суть сегодняшнего соглашения – работа на системной основе. Нам нужно увеличивать экспорт из страны, и нужно увеличивать, в первую очередь, экспорт несырьевой. Наша задача – посредством своих инструментов, посредством поддержки экспорта, гарантий, отношений с разными странами, которые у ВЭБа есть, помочь «КАМАЗу» увеличить эти объемы. Сейчас это порядка шести тысяч грузовиков, которые экспортируются за границу, в том числе, с нашим участием. Необходимо увеличить этот показатель в два–три раза. Причем не только в страны, которые были до этого. Сейчас, возможно, и в другие страны. Например, Ближний Восток. Наша задача – системно подойти к работе и совершить скачок. Тем более новый модельный ряд «КАМАЗа» будет способствовать продвижению на рынке и Ближнего Востока, и Азии, и Африки, и Латинской Америки, – подытожил глава ВЭБа.

«ПРОШЕДШИЕ ТРИ ГОДА МЫ УЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ РАБОТАТЬ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ. МЫ НЕ ОЧЕНЬ ВЕРИЛИ В 2014-М ГОДУ, ЧТО МЕХАНИЗМ ЗАРАБОТАЕТ»

Необходимо отметить, что пока четко не обозначены конкретные формы со стороны банка – будет ли это кредитование самого производителя или потребителей. На «КАМАЗе» и так лежит немалая кредитная нагрузка. Согласно данным финансовой отчетности по МСФО, на 31 декабря 2015 года общая сумма долгосрочных кредитов и займов составляла более 35 млрд рублей. На 30 июня этого года она выросла до 40 млрд. Из них 13,6 млрд – сроком погашения на пять лет, еще 14,9 млрд – от двух до пяти лет, и в течение 2016 года автогигант должен погасить 11,5 млрд.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

– Кредитная нагрузка «КАМАЗа» – сложная для нашего положения, но она не является чем-то из рук вон выходящим. Мы выдерживаем все ковенанты по банкам. И улучшается это соотношение, во-первых, из-за того, что EBITDA по итогам этого года значительно лучше, чем в прошлом году. Соответственно, никаких серьезных проблем «КАМАЗ» сегодня не испытывает, – прокомментировал Chelny-biz.ru Сергей Когогин. – Что касается подписанного соглашения, то сегодня это цивилизованный инструмент работы на экспортных рынках. Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе, и в основном это заключалось в том, что мы ставили в условиях предоплату. Сегодня мы имеем нормальный цивилизованный инструмент кредитования наших потребителей через ВЭБ и другие российские банки со страховкой в нашем экспортном агентстве.

Когогин подчеркнул, что без данного инструмента рывок, который автогигант сделал в этом году, – увеличил долю экспорта (с 25% до 70%) в дальнее зарубежье – был бы невозможен.

– В следующем году наша цель – закрепить свои позиции на тех рынках, куда мы в этом году вернулись или освоили вновь, завоевывать новые рынки и продолжать увеличивать экспорт. Механизм есть, он позволяет это делать. Я бы сказал, Сергей Николаевич, мы, наверное, прошедшие три года учились вместе работать в этой области, – обратился гендиректор «КАМАЗа» к главе «ВЭБа». – Мы не очень верили в 2014 году, что механизм заработает, но он был сформирован агентством по поддержке экспорта, и мы стали работать в этом направлении. В первый год было 14 млн, в следующем – порядка 30, в этом году – 50, но контрактов подписано на 200 млн. Проект будет еще и в 2017 году.

ВЭБ, добавим, работает активно не только с «КАКМАЗом». В Татарстане у банка восемь совместных проектов. Речь идет о сумме порядка 200 млрд рублей.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

– Те проекты, которые реализованы в последние годы в республике, – это «Внешэкономбанк», – подчеркнул Рустам Минниханов. – И эта работа будет продолжена. К примеру, у нас большая программа дальше по «КАМАЗу», также по Ford Sollers, по «Аммонию» и еще много планов. Мы нацелены очень плотно работать.

– Есть проекты с компаниями «Кама Кристалл Технолоджи», «Силикон», есть новые (мы предложим их и будем обсуждать), связанные с логистическими центрами. Я думаю, что у нас очень много вариантов для сотрудничества, – поддержал Сергей Горьков. – У ВЭБа традиционно были продуктивные отношения с Татарстаном, в том числе благодаря главе республики. Наша новая команда намерена увеличить эту продуктивность и найти новые проекты, которые могли бы стать важной частью не только развития отношений между ВЭБом и Татарстаном, но самое главное – развития экономики республики и страны в целом. Мы видим в этом свою задачу, и поэтому сегодня приехали сюда. Для нас было важно приехать на само производство по приглашению главы республики и руководителя предприятия. Мы получили удовольствие, увидев, что будет происходить на заводе, какие изменения, какую роль в этом может сыграть ВЭБ. В этом наша цель – определиться, как мы можем помочь развитию «КАМАЗа» и других проектов.

«РЫНОК СНГ МЫ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОТЕРЯЛИ, НО И НАОБОРОТ НАРАСТИЛИ ТАМ ДОЛЮ»

Отметим, что поддержка экспорта сейчас, действительно, необходима ПАО «КАМАЗ». Значительное падение за последний год показали рынки СНГ. В Казахстане и Туркменистане по итогам 10 месяцев продажи сократились с 1384 до 548 грузовиков и с 1103 до 108 соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

– Рынок СНГ мы не только не потеряли, но и наоборот нарастили там долю, – комментировал недавно руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. – Продажи снизились в страны СНГ из-за падения ключевых рынков. Например, рынок Казахстана упал более чем на 70%. При этом наши продажи там снизились только на 62%. То есть мы не только рынок этой страны не теряем, мы на обвалившемся рынке наращиваем долю.

Ситуация в Туркменистане тоже объяснима, отметил он.

– В прошлом году мы закончили поставку туда крупной партии грузовиков. Понятно, что рынок этой страны уже насыщен, и новые поставки возможны не ранее, чем через пару лет. Для Туркменистана это обычная картина, – пояснил Афанасьев. – А если взять вообще весь рынок СНГ, то рост продаж по некоторым странам произошел в разы. На Украину мы технику не поставляем, но даже там рост. При этом общие продажи на экспорт, несмотря на падение рынков СНГ, остались на прежнем уровне за счет роста поставок в дальнее зарубежье.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

Глава пресс-службы привел подробную информацию по экспорту в разрезе стран за 10 месяцев этого года. Так, значительно выросли продажи во Вьетнаме: 1580 грузовиков против 480 за аналогичный период прошлого года. В Узбекистане – 502 КАМАЗа, в то время как в 2015-м было 208. В ОАЭ поставки увеличили почти вдвое (296 машин против 182), в Азербайджан – более чем в четыре раза (212 против 48), в Украину – почти в восемь (93 против 12). Стабильность демонстрирует Литва – 203 и 201 КАМАЗ в этом и в том году. Куба и Иордания получили в этом году 372 и 60 автомобилей соответственно, в то время как в том году, за 10 месяцев, поставок в эти страны не было вовсе.

За счет сотрудничества с Внешэкономбанком производитель рассчитывает в разы улучшить эти показатели.

«Без этого инструмента «КАМАЗ» всегда нес риски на себе»

Фото: Chelny-biz.ru, пресс-служба президента РТ

Анна Перебаскина


Сказано

Наиль Магдеев, мэр города Набережные Челны:

«Мы будем делать все, чтобы китайский бизнес в Челнах чувствовал себя комфортно. Мы имеем определенные перспективы по развитию на территории города бизнеса компании Haier по другим направлениям. Благодаря нашим совместным усилиям все трудности, которые были, мы успешно преодолели. Все те возможности, которые есть в городе, со стороны руководства города и республики, безусловно, будут обеспечены. Мы это доказали реальными делами».
Сделано

124 га земли

выделено в промышленной зоне Набережных Челнов для индустриального парка инвесторов из Китая.
Комментарии
Ну вот , Яковлев опять прав : что скажет господин Магдеев и Абдулин ? А теперь расскажите жителям очередную сказочку о целесообразности нарушать законы Российской Федерации . Деньги верните в бюджет ...
Неужто никто коррупцию и сговор во всей крассе не видит?