Новости
Подробно


«Мы не считаем, что рынок перенасыщен. Объем интернет-продаж в Челнах оценивается в 3 млрд»

16.11.2016, 16:31

Рынок интернет-торговли, не взирая на кризис, продолжает набирать обороты. Правда, заметно медленнее, чем раньше. Тем не менее, на фоне падения розницы, отрасль в кризис сумела вырасти на 15%. Эксперты отмечают изменения «вкусов» у россиян – они стали более прагматичнее, делая выбор в пользу более дешевого продукта. Впрочем, игроки рынка отмечают, что с этого года население возвращается к более активному потреблению и ждут роста продаж к концу года. О рынке электроники бытовой техники в целом, онлайн-торговле из-за рубежа и показателях челнинского рынка БТиЭ – в интервью Chelny-biz.ru с гендиректором федеральной компании «Ситилинк» Михаилом Славинским.

«НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ ПОКАЗАЛИ РОСТ, НО ПРОИЗОШЛО ЭТО ЛИШЬ ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН»

– Михаил Юрьевич, как отразился кризис на интернет-торговле? Какова основная динамика?

– Безусловно, за последние пару лет нестабильная экономическая ситуация в стране повлияла на рост такого способа торговли, как торговля через интернет. Здесь клиент помимо удобства покупки находит возможность в режиме онлайн сравнивать цены. С конца 2014 года покупатель стал делать выбор в пользу интернета. Это подтверждают цифры: за 2015 год все рынки получили отрицательную динамику, а сегмент онлайн-торговли на рынке электроники и бытовой техники, напротив, вырос. Медленнее, чем ранее, но в отличие от падения всей розницы БТиЭ (бытовая техника и электроника – ред.) на 5-10%, рынок электронной коммерции вырос на 15%. В 2016 году экономика стабилизировалась. Рынок постепенно набирает обороты, а интернет-торговля просто стала расти еще быстрее.

– Что чаще покупают в интернет-магазинах?

– Львиную долю в структуре интернет-торговли занимает электроника и бытовая техника. Далее идут товары fashion – одежда, обувь и т.д. В «Ситилинк» большая часть продаж приходится на компьютеры и комплектующие, следующий сегмент – смартфоны, планшеты и ноутбуки. Совокупная доля этих сегментов – порядка 60%. На бытовую технику приходится порядка 15-18%.

– Эксперты говорят, что продажи бытовой техники в кризис начали падать, а вот смартфонов, планшетов – наоборот, расти. Что происходит сейчас?

– Да, вы правы в том, что в кризисные 2014-2015 годы стали переломными для рынка. Катастрофическое падение рубля в конце 2014 года автоматически привело к росту цен на электронику, так как большинство БТиЭ в России – импортная продукция. Все сегменты рынка сократили свои объемы в штуках, а не только бытовая техника. Некоторые категории в денежном выражении показали рост, но произошло это лишь за счет повышения цен. Однако, как я уже говорил, в этом году рынок медленно, но восстанавливается. Например, за девять месяцев текущего года объем интернет-продаж холодильников в России вырос на 11%, как и стиральных машин, где аналитики отметили аналогичный рост в 11%. В этом сегменте динамика продаж «Ситилинк» совпадает с общерыночной в отличие от наших ключевых товарных категорий. Мы всегда специализировались на компьютерной и околокомпьютерной технике. Наши покупатели знают это, и поэтому за первые три квартала текущего года больше всего в денежном выражении у нас приросли категории «Компьютеры и комплектующие» – 47%, «Мониторы» – 50%.

Смартфоны, действительно, сейчас активно продаются, а вот про планшеты такого сказать не могу, так как этот сегмент в e-commerce (электронная коммерция, – ред.) сокращается уже второй год. Объем интернет-торговли смартфонами в России за девять месяцев 2016 года, по экспертным оценкам, вырос на 23%, в «Ситилинк» продажи смартфонов выросли на 32% в деньгах. В данном случае мы также растем быстрее рынка.

«СЛОЖНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ СПОСОБСТВОВАЛА ИЗМЕНЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: РОССИЯНЕ ПЕРЕСТАЛИ ТАК ЧАСТО ОБНОВЛЯТЬ СВОЙ ТЕХНОПАРК»

– В кризис потребитель обычно выбирает по соотношению цена-качество, тем самым делая выбор в пользу недорогих товаров. Заметно ли это на рынке электроники?

– Конечно, сложная экономическая ситуация способствовала изменению потребительского поведения: россияне перестали так часто обновлять свой технопарк, предпочитая пользоваться уже приобретенными устройствами. Потребители подходят к покупкам с прагматизмом, выбирают недорогие аналоги по всем категориям товаров. Смещение спроса в сторону более дешевой продукции – это затянувшийся процесс. Стоит отметить, что уже к концу 2015 года наши соотечественники смогли приспособиться к новым экономическим реалиям и стали тратить больше, постепенно возвращаясь к более активному потреблению. Отмечу, что эти изменения коснулись, прежде всего, потребителей техники среднего и нижнего ценового сегмента. Техника премиум-сегмента, как продавалась, так и продается в количественном выражении все в тех же объемах. А вот у человека, у которого до кризиса было 15 000 свободных рублей на ноутбук, и сейчас остаются те же 15 000, но теперь он вынужден за эту сумму приобретать более простое устройство.

– Сейчас ряд магазинов пошли на расширение ассортимента: включают товары для дома, спортивные принадлежности и другое. Ваша сеть тоже реализует аналогичную продукцию, но насколько я понимаю, это не является для вас спасением от кризиса?

– Да, вы правы в том, что некоторые крупные игроки «электронного» рынка выбрали для себя развитие в качестве «непродуктового гипермаркета», расширяя ассортимент в непривычные товарные категории (типа «Детские товары», «Красота и здоровье», «Бытовая химия»). «Ситилинк» задумывался об этом, но после проведения экспертиз было принято решение кардинально не менять свою продуктовую стратегию и пока остаться в своем экспертном поле – специализированного магазина компьютерной и бытовой техники. Нельзя сказать, что мультикатегорийность – это однозначно наиболее эффективная стратегия. Она, конечно, может быть таковой, но и так же, как узкая специализация. При определении стратегии имеет значение размер ниши, в которой работает ритейлер. Необходимо правильно определить границы отрасли. БТиЭ – это очень широкий сегмент с точки зрения ассортимента и в то же время в российском розничном рынке на долю интернет-продаж приходится не более 4%, а на бытовую технику электронику в структуре e-commerce – 21%. Соответственно нам есть, что «отъедать» у оффлайна.

– Например?

– Мы растем внутри своей ниши. Наша продуктовая политика заключается в расширении и углублении ассортимента внутри ключевых товарных групп. В «Ситилинк», конечно, есть товары, не относящиеся напрямую к компьютерной технике и электронике, но их можно назвать сопутствующими к основным. Такая стратегия до сих пор подтверждала свою эффективность. Потребители «Ситилинк» точно знают, куда им идти, когда нужна электроника.

– Специалисты прогнозируют по итогам года рост продаж на уровне 10%. Какие цифры вы ожидаете относительно сети «Ситилинк»?

– У нас более оптимистичный прогноз. Рынок электронной коммерции России в 2016 году, по данным аналитиков «Ситилинк, прирастет на 15-20% и приблизится к 1 триллиону рублей. Мы планируем закончить этот год с оборотом в 44 миллиарда рублей и ростом год к году в 21%. Вообще, участники рынка (и производители, и продавцы) возлагают большие надежды на четвертый квартал.

– На предновогодние покупки?

– Есть ощущение, что покупатели в этот раз не будут так экономить на подарках, как это делали в прошлом году. Наши соотечественники чувствуют себя более уверенно: инфляция демонстрирует наименьшие показатели за последние несколько лет, прекратился тренд падения заработных плат, которые начали показывать небольшой, но позитивный рост к прошлому периоду, рынок труда не претерпевает негативных изменений... Ситуацию в стране можно оценить как вполне стабильную.

В общем, ожидания рынка кажутся обоснованными. Посмотрим, окажется ли «высокий сезон» на самом деле высоким.

– На днях президент поручил рассмотреть вопрос внедрения пошлин для иностранных интернет-магазинов. Как считаете, это может сыграть на руку отечественным игрокам?

– Офшорная торговля растет темпами, опережающими российский рынок в два-три раза ежегодно. Среднегодовой совокупный темп роста за последние 7 лет составил 75%. В этом году по прогнозам АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли России) доля трансграничной торговли в общей структуре российской e-commerce составит 35%. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы объем покупок россиян в зарубежных магазинах продолжит увеличиваться и уже в 2018 году достигнет 50%. Зарубежные интернет-магазины не обязаны соблюдать закон «О защите прав потребителей», исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС. Получается, что деньги уходят за границу, не работают в нашей стране и способствуют развитию чужой экономики. При этом иностранные интернет-магазины не несут никакой ответственности перед российским потребителем. Поэтому вопрос о необходимости создания равных условий ведения бизнеса для российских и иностранных игроков в данный момент один из самых актуальных на рынке электронной коммерции.

– Насколько подорожает в связи с такой моделью торговли продукция из-за рубежа?

– Надо понимать, что более половины всех затрат россиян в зарубежных интернет-магазинах (51,1%) приходится на товары из Китая. Это связано с их дешевизной и большим ассортиментом, часть которого не может быть завезена в Россию классическим каналом розницы, так как продукция не проходит сертификацию. Средний чек россиян в зарубежных магазинах при этом невысок – примерно в два раз ниже, чем для внутрироссийских покупок. Около 60% всех покупок на иностранных интернет-площадках по стоимости не превышают €22, т.е. (в зависимости от курса) 1 600 рублей. Поэтому для потребителя изменение в цене будет не столь критичным.

«МЫ ОЦЕНИВАЕМ ОБЪЕМ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ЧЕЛНОВ В ЦЕЛОМ В 3 МЛРД РУБЛЕЙ, А ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ В СЕГМЕНТЕ БТиЭ В 1 МЛРД»

– Какие показатели брались в расчет, когда ваша сеть принимала решение об открытии в Челнах полноформатного магазина терминальной торговли?

– Мы в городе присутствуем своими пунктами выдачи заказа «Ситилинк-мини» с 2013 года. За это время мы оценили рынок и его перспективность. Плюс близость к Казани, где у нас с 2011 года работает магазин-склад емкостью до 15 000 наименований товаров. Нам интересен татарстанский рынок. И теперь у нас есть в регионе два распределительных логистических терминала, которые позволят нам стать ближе к жителям самых удаленных уголков республики.

– Чего вы ждете от челнинского рынка?

– Нас здесь знают. Я, честно говоря, не удивился, что на открытии было так много людей. Конечно же, ожидаем, что выручка будет расти, а мы предоставим покупателю больше сервиса. В наших планах расширить сеть пунктов выдачи по Челнам, формат «Ситилинк-мини», чтобы челнинцы могли, оформляя заказ через интернет, забирать товар из пункта, расположенного рядом с их домом.

– Насколько вы планируете нарастить количество пунктов выдачи?

– Я думаю, что пяти пунктов выдачи будет достаточно. Мы долго искали подходящее помещение, чтобы открыть наш магазин-склад. В наличии здесь и сейчас свыше 7 тысяч наименований товаров. Желающие могут забрать свою покупку сразу, кроме того, у нас существует услуга доставки на дом. Можно даже заказать товар и отправить его по почте. Например, в Иркутск или во Владивосток, где наших магазинов еще нет.

– Вам не кажется, что рынок в Челнах достаточно насыщен и, возможно, перенасыщен?

– Мы не считаем, что челнинский рынок перенасыщен. Более того, у городского рынка есть перспективы для роста. Мы оцениваем объем рынка интернет-торговли города в целом в 3 миллиарда рублей, а онлайн-продажи в сегменте БТиЭ в 1 миллиард рублей. Дело в том, что ваш рынок отражает все общерыночные тенденции. Российский e-commerce достаточно консолидирован. В данный момент в каждом сегменте есть свои явные лидеры. Это 5-7 компаний. Есть крепкие региональные игроки. На рынке онлайн-торговли бытовой техники и электроники ситуация аналогичная.

– За последнее время в нашем городе закрылось несколько магазинов бытовой техники, некоторые сокращают площади.

– Как развивается ситуация: федеральные игроки приходят в регион со своими технологиями, экспертизой и более низкими затратами. Местным магазинам становится сложно с ними конкурировать во всех смыслах, и не только с точки зрения цены. Выжить и эффективно работать они могут только в том случае, если нашли для себя правильную нишу, в которой стали специалистами, предлагая пусть не широкий, но отличный от других магазинов ассортимент или уникальный продукт, очень высокий уровень сервиса и индивидуальный подход к каждому клиенту. А эта задача далеко не каждому по плечу. Поэтому магазины сокращают издержки, а те, кто не смог оптимизировать свой бизнес, закрываются.

– Тем не менее, параллельно с вами в Челнах например открывается еще один магазин «М.видео», а также фирменный Samsung…

– Прекрасно. Мы любим здоровую конкуренцию.

«ДЛЯ НАС ДОЛЯ НА РЫНКЕ – НЕ САМОЦЕЛЬ. НАША ЦЕЛЬ – ПОНРАВИТЬСЯ ПОКУПАТЕЛЮ»

– Сейчас сеть представлена в двух городах республики – в Казани и Набережных Челнах. Планируете ли вы открыть магазины, например, в Нижнекамске или Альметьевске?

– В Елабуге и Альметьевске мы уже присутствуем в формате «Ситилинк-мини». Сейчас смотрим, в каких городах можно открыть полноформатные терминальные магазины. Пока решение не принято. Но мы точно будем развивать сеть пунктов выдачи в соседних городах, где нас еще нет.

– Известно, что «Ситилинк» работает в формате b2b. Каковы успехи?

– В свое время мы открывались как магазин для частных лиц, сегодня с развитием сети тот продукт, который мы делаем (здесь я имею в виду не только товар, но и склад, цену, гарантию, доставку), неожиданно для нас стал востребован у корпоративного покупателя. Таких клиентов у нас немало: начиная от небольших предприятий, которые приобретают компьютеры, стулья, до перекупщиков, которым интересна наша цена. В основном наш покупатель b2b – это небольшие компании, закупающие товар для собственных нужд: ИТ-технику, офисные товары (начиная от скрепок, заканчивая стульями). Мы оказались интересны бизнес-клиентам, и теперь мы уделяем большое внимание совершенствованию нашего b2b-канала.

– Многие компании обязаны совершать покупки только через электронные площадки. Планируете ли вы с ними сотрудничать?

– В этом году у «Ситилинк» появился тендерный отдел, который как раз занимается этими вопросами.

– Какую долю рынка в данном случае вы намерены занять в Челнах?

– Для нас доля на рынке – не самоцель. Наша цель – понравиться покупателю. Если это произойдет, то он будет выбирать нас, а значит, мы сможем решить все наши коммерческие задачи, которые ставили перед собой, когда открывались в городе.

Chelny-biz.ru

Комментарии
17.11.2016, 10:52

честно говоря обалдел от цифр. откуда 3 млрд рублей? кризис ведь на дворе
17.11.2016, 12:56

скоро вообще не останется магазинов. думаю еще лет 5-7 и все продажи будут проходить через интернет. за исключением продуктов. я лично и одежду заказываю в интернете. это не всегда удобно. но учитывая что в челнах нет достойных магазинов одежды среднего класса (а у нас только либо масс, либо бутики), это хорошая альтернатива
17.11.2016, 15:02

Если все так прекрасно, почему же тогда другие федералы уходят из Челнов?
18.11.2016, 11:20

Ol

кто уходит ? Колорадо вон открывает 4й магазин , а Мвидимо 2й