«2.18»
Символ города.
Центр деловой жизни.
Набережные Челны - это светлый и уютный город, который плотно ассоциируется с легендарным заводом «КАМАЗ». Однако же архитектурным символом автограда по праву считают узнаваемый облик башни Бизнес-Центра «2.18». Этот небоскреб высотой в 25 этажей в самом «сердце» города виден практически из любой точки и отражен на всех туристических маршрутах и сувенирах, связанных с нашим городом.

В совместном проекте Chelny-biz.ru и Бизнес-Центра «2.18» мы расскажем вам историю создания и главные вехи на непростом пути главного архитектурного символа Набережных Челнов.
Позавчера
Набережные Челны - уникальный в своем роде город, практически с нуля возведенный в 1970-1980-х годах прошлого века. Он является одним из двух крупнейших новых (спроектированных с «чистого листа») советских городов наряду с Тольятти.
При строительстве города советскими архитекторами была заложена грамотная инженерная и транспортная инфраструктура, зеленые зоны. Централизованное проектирование предполагало создание идеального города, в котором предусмотрено все до мелочей. Разработкой концепции строительства занимался Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий (ЦНИИЭП жилища). Набережные Челны на долгое время стали одним из центров развития градостроительства не только на юго-востоке Татарстана, но и в определенном смысле всего Советского Союза.
Однако при этом, учитывая короткий срок строительства города, просто невозможно было создать уникальную, самобытную архитектуру. Поэтому город в значительной степени застроен типовыми многоэтажными домами.
Исключением в этом стал проект высотного здания в центре города, которому отводилась особая роль архитектурной доминанты всего ансамбля. Предполагалось, что здание станет гостиницей, под рабочим названием «Кама», для приема специалистов, командируемых на «КАМАЗ».

К моменту распада Советского Союза строители сумели возвести лишь остов здания. Возникшие финансовые трудности в молодой России привели к долгим годам простоя. Башня, ставшая к тому времени символом города, оставалась заброшенной и никому не нужной.

С середины 1990-х годов возникали различные проекты завершения здания - в виде гостиницы, офисного центра или даже самой большой в мире рекламной пивной банки. Однако, в связи с отсутствием на тот момент в городе потребностей в большом количестве гостиничных или офисных номеров и соответствующих инвестиций, здание оставалось «долгостроем».
Архитектор гостиницы
Борис Рафаилович Рубаненко - советский архитектор-градостроитель, участник ряда крупнейших градостроительных проектов в СССР 1960-х - 80-х годов, долгое время возглавлял ЦНИИЭП жилища в Москве. Рубаненко внес большой вклад в развитие теории и практики массового индустриального жилищного строительства в СССР. Среди его работ: планировка и застройка жилого района Тропарево в Москве (1961-64), новой части г. Тольятти (1967-72), г. Набережные Челны (1969). Занимаясь практическим проектированием и одновременно теоретическими проблемами массового индустриального жилища, Рубаненко превратился в первоклассного специалиста по массовому жилищному строительству. Под его руководством был выпущен ряд ценных сборников и монографий по проблемам типового жилища.
Вчера
В 21 век башня также планировала ступить как гостиничный комплекс. В 2005 году новый собственник наладил контакты сразу с несколькими представителями международных сетевых отелей. Среди них были такие гиганты как британская Holiday Inn и французская Ассог. Эксперты гостиничного бизнеса прибыли в город и лично осмотрели площади и конструкции здания. К сожалению, вердикт отельеров был неутешителен: как бы ни был хорош проект реконструкции здания, заложенного в начале 70-х годов, он не сможет отвечать постоянно растущим требованиям к гостиничным номерам. Главными ограничивающими факторами стали высота потолков и метраж помещений.
В итоге символ Челнов обрел свое окончательное назначение в качестве центра деловой жизни автограда.

К проекту проявил интерес крупный инвестор, обеспечивший строительство стабильным финансированием. Масштабные работы по завершению объекта удалось реализовать за рекордные 8 месяцев.
По злой иронии открытие бизнес-центра пришлось на разгар финансового кризиса 2008 года. Но несмотря на негативный фон, сложившийся в экономике, Бизнес-Центр «2.18» сумел добиться наполняемости в 35% за первый год своей работы. Такой результат мог впечатлить специалистов отрасли и в докризисный период, а для сложного периода в жизни как города, так и страны в целом стал и вовсе фантастическим.

Своего рода первооткрывателем престижных площадей стал малый и средний бизнес города. Договор за номером 001 был заключен с Турагентством Rich. Компания и по сей день продолжает свою успешную деятельность в стенах бизнес-центра.
С годами из сознания горожан начало истираться народное прозвище долгостроя «тюбетейка». Бизнес-Центр «2.18» сегодня является не только архитектурным символом Челнов, но и сердцем деловой активности развивающегося города.
Ход строительства
1971 год принято считать началом строительства.
Первая фотография, засвидетельствовавшая этап строительства первого этажа здания, датируется 1973 годом.
1986 год. Финансирование проекта было прекращено.
1994 год - прекращение строительства здания. Здание не было законсервировано, а фактически брошено. В том же году, по указанию мэра Рафгата Алтынбаева, вершина башни обретает памятную раскраску в цвета национального флага Республики Татарстан. За характерный облик жители города присвоили название «тюбетейка».
1997 год. Администрация Челнов объявила о проведении аукциона по продаже долгостроя. Четыре аукциона не состоялись по банальной причине – отсутствия желающих побороться за право окончить возведение башни, ставшей к тому времени символом города.
2001 год. В ходе своего визита в Челны первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев принародно заявил о готовности продать долгострой всего за один рубль. Обладательницей по сходной цене согласилась стать предпринимательница Татьяна Пучкова. Увы, звездный час бизнес-леди не привел ни к каким подвижкам в строительстве.
2005 год. С пятой попытки здание было приобретено строительной компанией. Стартовал проект реализации реконструкции здания. Новый собственник привлек первые инвестиции, была разработана концепция и заказан рабочий проект реконструкции. Начались работы по возведению наружных тепловых сетей.
2007 год. Принято решение о перепрофилировании здания под формат Бизнес-Центра.
2008 год. К реализации проекта подключился АК БАРС банк. Стабильные инвестиции позволили придать строительству невероятный импульс. За рекордные 8 месяцев были обустроены все внутренние помещения, реализованы проекты инженерных сетей, завершены фасадные работы.
Декабрь 2008 года. Открытие Бизнес-Центра «2.18»
Сегодня
Итак, сегодня это бизнес-центр.
Бизнес-центр класса «Б+».
Бизнес-Центр «2.18».
Успешный и процветающий центр деловой активности города.
Самый дорогой, кстати сказать, в городе бизнес-центр.

Но это обстоятельство вполне оправдывается совокупностью определяющих факторов, в т. ч. - высоким уровнем отношения к арендаторам, которых, в самом Бизнес-Центре «2.18» именуют исключительно Партнерами.

Сегодня «2.18» является площадкой для успешной работы и развития более 120 компаний -Партнеров (читай – арендаторов) федерального, республиканского и местного масштабов деятельности с совокупным годовым оборотом более 75 млрд. руб. (данные взяты из открытых источников по итогам 2015 финансового года)

Потребность города в таком объекте уже доказана. И не только тем, что вот уже почти 8 лет «2.18» является самым востребованным бизнес-центром, но и тем, что привез в Набережные Челны несколько громких титулов федерального масштаба в области коммерческой недвижимости:
  • В 2010 г. Признан лучшим региональным бизнес-центром России класса «Б» авторитетнейшим жюри CRE Awards и привез в город высшую награду «Золотой Кирпич»
  • В 2016 г. включен в сотню лучших бизнес-центров России по версии портала Arendator.ru – крупнейшего федерального портала коммерческой недвижимости.
  • В 2016г. Бизнес-Центр «2.18» также стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров и услуг РТ»
Титулы, надо отметить, вполне обоснованные и всего лишь подтверждают устоявшийся уровень качества услуг Бизнес-Центра «2.18». Помимо традиционно базового для класса «Б+» набора оснащенности – высокоскоростной интернет, комфортное кондиционирование, система контроля доступа и продвинутые инженерные системы, в т.ч. - противопожарные системы, это еще и широчайший набор дополнительных услуг – от управления корреспонденцией арендатора до учета рабочего времени его сотрудников.
Завтра
В свое светлое будущее Бизнес-Центр «2.18» смотрит с оправданным оптимизмом. Основанием для этого служит уникальный коллектив, сформировавшийся за годы работы. В управлении заняты 12 человек, в их число входят милые барышни-администраторы рецепции.

Руководство открыто ко всему новому, что приносит стремительно меняющийся мир, и не исключает возможности корректировки и изменений в концепции работы центра.
Новый класс предпринимателей, приходящих сегодня на рынок города, требует для себя перемен, и не стоит сомневаться, что они будут предприняты для обеспечения уровня комфорта бизнес деятельности, ставшего уже традиционным для Бизнес-Центра «2.18»
«2.18» в фактах и цифрах
Общая площадь здания
Бизнес-Центра «2.18» -
18 900 кв.м.
что больше в 3 раза площади всех этажей Эйфелевой Башни в Париже
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
При строительстве здания использовалось
20 370 м3 бетона
которого хватило бы, чтобы залить им 285 футбольных полей с толщиной покрытия 1 см
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Высота Бизнес-Центра «2.18»
вместе с антенной на крыше -
91 м
Это всего на 2 м ниже
Статуи Свободы в Нью-Йорке
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
230 499 штук или 4270 м2 брусчатки
которой выложена территория Бизнес-Центра «2.18» составляет одну пятую часть Красной площади в Москве.
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Площадь асфальтового покрытия прилегающей территории
9591 м2
на ней могут одновременно поместиться около
21 000 человек
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Смотреть на город Набережные Челны из «2.18» можно в
342 окна
из высотной части здания, расположенных по 19 шт. в 18 рядов
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Диаметр здания
29 метров
понадобится, минимум 90 человек, взявшихся за руки, чтобы окружить Бизнес-Центр
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
1133,8 тонн стальных конструкций
находится в здании Бизнес-Центра «2.18», это вес 200 африканских слонов или 10 синих китов
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Объемом строительного раствора
4900 м3
можно наполнить почти 15 миллионов бутылочек
Coca-Cola, 0,33 л
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Под зданием забито
200 свай
диаметром 1 метр и глубиной до 20 метров, это на 8 метров меньше высоты типового 9-этажного дома. Данный «фундамент» позволяет поставить на крышу «2.18» еще один такой же Бизнес-Центр.
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Ежедневно в Бизнес-Центр «2.18» входит
3 000 человек
что соответствует населению малого районного центра России.
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
Ежемесячно в стенах Бизнес-Центра совершается примерно
1 500 сделок
что соответствует количеству сделок ежедневно совершаемых на лондонской товарной бирже.
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
В БЦ «2.18»
2 520 экземпляров ключей
хватит на каждую дверь Зимнего дворца (1786 дверей).
Данные предоставлены администрацией Бизнес-Центра 2/18
^